Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Готовые ответы по ВП.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
151.06 Кб
Скачать

8.Проблемы разработки и принятия концепции внешней политики рб

В 1992—1993 гг. было подготовлено несколько проектов концепции внешней политики, довольно схожих по форме и содержанию. Во второй половине 1992 г. МИД Беларуси подготовил проект Концепции внешнеполитической деятельности Республики Беларусь, который состоял из собственно кон­цепции и приложения. Текст проекта концепции наряду с некоторыми другими документами был опубликован в 2001 г. по итогам круглого стола «Приоритеты внешней по­литики Республики Беларусь», прошедшего в Центре меж­дународных исследований Белорусского государственного университета в декабре 2000 г. Концепция включала 5 разделов: «Положение Республики Беларусь в современном мире»; «Основные цели и принципы внешней политики»; «Приоритеты и направления внешней полити­ки переходного периода»; «Первоочередные задачи и меры по реализации внешнеполитической концепции»; «Механизм выработки и принятия внешнеполитических решений».

В содержательном плане текст документа отражал главные внешнеполитические задачи того момента. Так, в качестве одной из задач предла­галось укрепление белорусской независимости: «закреп­ление в мировом сообществе восприятия Беларуси как подлинно независимого государства, приобретающего реальный суверенитет, стремящегося к ско­рейшей интеграции в мирохозяйственные связи, участию в международных экономических и валютно-финансовых организациях. Среди базовых приоритетов и первоочередной цели отдельно выделялось «превра­щение Беларуси в безъядерное и нейтральное государс­тво».

Документ обсуждался в соответствующей комис­сии, однако не был вынесен на рассмотрение парламента в силу различных обстоятельств, в том числе сложных взаимоотношений между руководителями МИДа и Вер­ховного Совета. Было внесено предложение о необходимости более глубокой проработки внешнеполитической и внешнеэкономической концепции Республики Беларусь. При этом министр иностранных дел отметил, что предложенная концепция была отло­жена и было принято решение о разработке Основных направлений внешнеполитической деятельности МИДа.

Во второй половине 1994 г. в МИДе был разработан еще один, более адаптированный документ «Основные направления внешнеполитической деятельности Респуб­лики Беларусь», который в силу отсутствия официально принятой концепции внешней политики получил статус аналитического материала для внутриведомственного использования.

Он был подготовлен сразу после президентских выборов и во многом фокусировал идеи, высказывавшиеся новым политическим руководством страны. Текст состоял из введения и трех разделов. Во введении отмечалось, что в основу международного курса государства должны быть положены принципы прагматизма и «здравого смысла», во главу угла поставлена экономика, а внешняя политика под­чинена в первую очередь экономическим интересам. Первый раздел этого документа касался целей, задач и принципов внешней политики. Здесь также в качестве одной из целей сохранена позиция о необходимости сделать территорию страны безъядерной зоной, а государство—нейтральным.

В ка­честве главных средств реализации внешней политики страны назывались двусторонние межгосударственные отношения, а в качестве ведущего элемента внешнепо­литической стратегии — отношения с Россией. Кроме того, равнозначно приоритетными при­знавались три самостоятельных азимута — Украина, Польша, государства Прибалтики. Европейский конти­нент также назван приоритетным направлением бело­русской дипломатии. Отмечалось, что «на европейском направлении Бела­русь, строит многоуровневую систему приоритетов и двусторонних отношений.

После избрания президентом страны А. Лукашенко начался фактически новый этап в истории суверенной Беларуси и ее внешней политики. Ключевым принципом этого вре­мени можно назвать принцип многовекторной сбаланси­рованной политики.

Вопрос о необходимости принятия внешнеполитичес­кого концептуального документа постоянно оставался в центре внимания. Он регулярно обсуждался на годовых совещаниях руководителей белорусских дипломатичес­ких представительств. В 1994—1998 гг. в МИДе раз­рабатывался новый концептуальный документ с опорой на принципы сбалансированной и разнонаправленной внешней политики — доктрина многовекторной вне­шней политики.

Министерство подготовило пакет проектных документов. В их числе были проект указа «О совете по внешней полити­ке при Президенте Республики Беларусь», проект «Об аппарате Совета по внешней политике» и проект указа «Об усилении координационной деятельности Республики Беларусь в области внешних связей». Положение «Об аппарате Совета по внешней полити­ке» предполагало его образование в виде структурного подразделения министерства.

Стержневым документом был проект указа «Об уси­лении координационной деятельности Республики Бе­ларусь в области внешних связей». В докладной записке была высказана скептическая оценка пред­ложений. Они отмечали, что проект указа «Об усилении координационной деятельности...» повторяет положе­ния закона «О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров». Разъяснения МИДа, подготовленные договорно-правовым управлением, оказались недоста­точными, чтобы изменить складывающееся мнение. Таким образом, проект не только повторяет принятые акты, но рас­ширяет и дополняет их. В итоге руководство МИДа согласилось с большинством аргументов против принятия разработанных предложений.

Решение о разработке концепции в очередной раз было принято в августе 1995 г. А в январе следующего года МИД направил прези­денту проект Концепции внешней поли­тики Республики Беларусь. Вопрос принятия внешнеполитической концепции об­суждался также на заседании Совета безопасности 23 фев­раля 1996 г., где МИДу поручалось доработать проектный вариант. Выполняя это поручение, в марте 1996 г. МИД направил в адрес главы государства текст концепции. Ее структура включала следующие пункты:

  1. Цели, задачи, принципы и приоритеты внешней по­литики Республики Беларусь.

  2. Интенсификация экономического сотрудничества.

  3. Двусторонние отношения.

  4. Многостороннее сотрудничество и участие в системе международной безопасности.

  5. Белорусская диаспора.

24 апреля 1996 г. процесс подготовки концепции при­обрел формат правительственного поручения — Совет министров принял постановление № 279 «О проекте Кон­цепции внешней политики Республики Беларусь», кото­рым поручал разработку этого документа Министерству иностранных дел.

К достоинствам документа относились многовекторный характер внешней политики, формиро­вание «пояса добрососедства», приоритетность интегра­ционного процесса с Россией. А к недостаткам — методо­логическую незавершенность, отсутствие взаимосвязи с положениями Концепции национальной безопасности, слабость трактовки основной цели.

Кроме того, в тексте ничего не говорилось о субъектах внешней политики, т. е. тех, кто и в какой мере ее будет осуществлять. Он предлагал разработать дополнительный раздел о полномочиях ор­ганов государственной власти и управления в сфере вне­шней политики, в котором изложить основные функции и полномочия организаций и учреждений, имея в виду отсутствие нормативных документов, которые давали бы полное представление о целостности государственного механизма реализации внешней политики.

Раздел, касающийся обеспечения национальной безо­пасности, по мнению В. Шеймана, следовало привести в соответствие с Концепцией национальной безопасности. Разработчикам предлагалось уйти от терминологи­ческой неопределенности и дать определение хотя бы основным понятиям и терминам, используемым в Концепции. Эти замечание были самыми серьезными в ходе рас­смотрения проекта. В основном министерства и ведомства поддержали предлагаемую МИДом версию документа.

Документ был рассмотрен на заседании Совета ми­нистров 9 июня 1997 г., и было принято постановление «О проекте концепции внешней политики Республики Беларусь», в соответствии с которым он был одобрен и направлен президенту для внесения на рассмотрение Национального собрания.

При этом разработанный текст по-разному комменти­ровался в экспертных и политических кругах. По мнению А. Розанова, вариант ограничивался самыми общими положениями, которые ни к чему не обязывают и ма ло что проясняют.