Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Копия ISTFARM2 (3).rtf
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
3.31 Mб
Скачать

96. Петербургское фармацевтическое общество. Новые правила открытия аптек.

Целью Петербургского фармацевтического общества, согласно принятому уставу, являлось содействие научному прогрессу фармацевтической науки и фармацевтического образования, информирование фармацевтической общественности о достижениях в области фармации и смежных с нею наук, в поддержании на необходимом уровне профессиональной этики фармацевтов, оказании материальной помощи нуждающимся членам общества.
Общество фармацевтов состояло из действительных и почетных членов, а также членов-корреспондентов. В действительные члены общества избирались только фармацевты, имеющие звание аптекаря или провизора, т.е. в своих рядах общество объединяло только владельцев аптек. В почетные члены общества избирались ученые или должностные лица, деятельность которых способствовала прогрессу фармации. В разное время почетными членами общества были Г. Драгендорф, В.А. Тихомиров, В.В. Пашутин, Д.И. Менделеев и др. В члены-корреспонденты избирались фармацевты, врачи и ученые смежных отраслей знаний, которые своими трудами способствовали развитию фармации.
Петербургское фармацевтическое общество располагало библиотекой, коллекцией препаратов и минералов, красителей и систематическим гербарием. При обществе функционировали касса взаимопомощи и типография для печатания этикеток и сигнатур, реализация которых способствовала материальной устойчивости общества.
Со дня возникновения общества при нем существовала фармацевтическая школа. Общество учредило несколько стипендий для фармацевтов. В 1864 г. обществом была учреждена золотая медаль имени А.В. Суворова за лучшую студенческую работу из тех, которые ежегодно представлялись студентами и слушателями медицинского факультета Дерптского университета.

97. Первые фармацевтические предприятия в России. Фармацевтическое образование в XIX веке

В 1720 году появилась первая самостоятельная химическая лаборатория.

Дореволюционная Россия не имела своей химико-фармацевтической промышленности. Немногочисленные частные кустарные фармацевтические предприятия ограничивались изготовлением настоек, сиропов, экстрактов, мазей, таблеток и других галеновых препаратов. Небольшие заводы, технически плохо оснащенные, не располагая сырьевыми источниками, естественно, не могли заниматься изготовлением сложных синтетических препаратов, а потому производили несложные по технике изготовления фармацевтические средства.

В связи со значительным расширением сети земских и городских лечебно-санитарных учреждений в России из года в год возрастал спрос на лекарственные препараты. Отсутствие в достаточном количестве отечественных химико-фармацевтических препаратов приводило к неизбежности импорта в Россию в широких масштабах различных химико-фармацевтических товаров. Снабжение медикаментами в царской России находилось в полной зависимости от заграницы, главным образом от Германии. Немецкие промышленники и торговцы были не только главными поставщиками химико-фармацевтических препаратов. Они вкладывали свои капиталы в химико-фармацевтическую промышленность, организуя в России предприятия по переработке импортных полуфабрикатов в готовые лекарственные препараты.

Министерство внутренних дел царской России, ограждая интересы владельцев аптек, всячески тормозило развитие фабричного производства галеновых и других лечебных препаратов.

Наиболее крупные предприятия по производству лекарственных средств в дореволюционной России принадлежали следующим фирмам.

Фирма Келлер и К° (основана в 1882 г.) имела основной завод в Москве у Рогожской заставы. На заводах этой фирмы вырабатывались галеновые препараты, серный эфир, парфюмерные, технохимические и различные хозяйственные товары. Имелись также большое производство фотопластинок, клюквенного экстракта, собственное картонажное производство и типография. В отделении фирмы - в селе Хорошово - вырабатывался наркозный эфир и столовая соль.

Фирма Столкинд владела в Москве небольшим заводом, который производил главным образом галеновые препараты.

На заводе фирмы Шеринг (русское отделение акционерного общества Шеринг в Москве) вырабатывали серный эфир, коллодий, ляпис, йодистые соли, хлорное железо и др.

Товарищество русского химического завода в 1880 г. вырабатывало наркозный эфир, танин, коллодий и другие препараты.

В 1798 г. медико-хирургические училища в Петербурге и Москве были переименованы в медико-хирургические академии. 28 июля 1808 г. при них были созданы фармацевтические отделения для подготовки провизоров. Таким образом было положено начало высшему фармацевтическому образованию в России.
По утвержденному 28 июля 1808 г. первому Уставу академия состояла из трех частей: собственно медицинской, ветеринарной и фармацевтической, или аптекарской. В пунктах Устава, относящихся к фармацевтическому отделению, было сказано: «Аптекарская часть в России тогда только желаемого совершенства достигнет, когда молодые люди предуготовлены будут к аптекарскому званию обучением их по правилам и основательно всем тем наукам, кои для образования аптекаря нужны» Это математико-физика, минералогия, ботаника, зоология, химия,  HYPERLINK "http://pharmax.ru/search.html&CODE=pharmax_search&keywords=%F4%E0%F0%EC%E0%EA%EE%EB%EE%E3%E8%FF&s_glossary=1&s_files=1&s_catalog=1&s_articles=1&s_forum=1&forums=all"фармакология, фармацевтическая наука в собственном смысле, то есть искусство составлять  HYPERLINK "http://pharmax.ru/search.html&CODE=pharmax_search&keywords=%EB%E5%EA%E0%F0%F1%F2%E2%E0&s_glossary=1&s_files=1&s_catalog=1&s_articles=1&s_forum=1&forums=all"лекарства по предписанию врачей.

Первоначально обучалось по 40 человек. Ведущая роль в организации фармацевтического отделения и в обучении его воспитанников принадлежала кафедре фармации, которую до 1815 г. возглавлял профессор Тимофей Андреевич Смеловский. По окончании четырехлетнего курса обучения в Академии воспитанники получали степень кандидата фармации и направлялись для прохождения практики на год в аптеки. После годичного пребывания на практике кандидат возвращался в Академию и держал экзамен на звание провизора. В дальнейшем он имел право экзаменоваться на звание аптекаря — высшую фармацевтическую степень того времени.
С открытием в Академии фармацевтического отделения другим организациям стало запрещено экзаменовать фармацевтов. Это право было предоставлено профессорам Медико-хирургической академии и университетов. Врачебные управы имели право принимать экзамены только на звание аптекарского помощника, что и было закреплено новыми правилами от 15 июля 1810 г. Были установлены три фармацевтических звания: аптекарский помощник, провизор и аптекарь (с 1845 года было заменено званием магистра фармации) и определен порядок их присвоения. Введенные правила не предусматривали общеобразовательной подготовки для аптекарских учеников.
Ввиду отсутствия достаточного количества вакансий при устройстве выпускников на работу в ноябре 1811 г. было решено число воспитанников на фармацевтических отделениях сократить с 40 до 10 человек. По Уставу Медико-хирургической академии 1835 г. к поступающим на фармацевтическое отделение стали предъявлять повышенные требования. Они держали экзамен по Закону Божию, русскому языку, русской словесности, географии, арифметике, основам алгебры и геометрии, немецкому и латинскому языку. Кроме того, кандидаты могли быть приняты в академию лишь при условии, что они проработали в аптеке 3 или 4 года. По Уставу 1835 г. курс обучения на фармацевтическом отделении был трехлетним. По окончании курса выпускники сдавали экзамены и в зависимости от успехов и поведения производились в аптекарские помощники 1, 2 или 3-го отделения. После 3 лет работы в аптеке и при наличии положительной аттестации помощники 1 и 2-го отделений удостаивались звания провизора.

Новые правила 1838 года не устанавливали определенного срока пребывания слушателя на провизорских курсах. Экзаменующийся обязан был прослушать «полный курс тех наук, в коих имеет быть экзаменуем».

С конца 40-х гг. приток слушателей на фармацевтическое отделение увеличился, и с 1857 г. до 1869 г. в Академии обучалось 50-60 человек. Увеличение числа учащихся на фармацевтическом отделении было связано с введением новых правил об экзаменах фармацевтов в 1838 г. От аптекарского ученика, желающего экзаменоваться на знание аптекарского помощника, теперь требовалась общеобразовательная подготовка в объеме четырех классов гимназии и минимум трехлетний стаж работы в аптеке. Аптекарский помощник мог быть допущен к экзамену на звание провизора лишь после того, как прослужит в аптеке два или три года. К экзамену на высшее фармацевтическое звание — аптекаря — допускались провизоры, проработавшие, имея это звание, в аптеке 2 или 3 года.
В 60 гг. помощники фармацевтов слушали лекции по предметам своей специальности вместе со студентами-медиками. С устройством при Академии ботанического сада, Естественно-исторического института, новой аптеки и ряда других учреждений значительно расширились возможности и улучшились условия практического обучения студентов. В то время возросший приток желающих поступить в Академию дал возможность повысить предъявляемые к ним требования. По новому положению о Медико-хирургической академии (1869) для поступления на фармацевтическое отделение требовалось иметь полное гимназическое образование.
В 1881 г. Медико-хирургическая академия была преобразована в Военно-медицинскую академию, и о фармацевтическом отделении в ее составе уже не упоминается.

98.  Развитие фармацевтической науки. Вклад в науку выдающихся отечественных фармацевтов (Павел Антонович Ильенков  (1819-1877),  Карл  Карлович Клаус (1796-1864),  Александр  Абрамович  Воскресенский (1809-1880).

Павел Антонович Ильенков ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1821"1821 — HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/1877"1877) — русский химик-технолог. С 1845 года работал в HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Санкт-Петербургский_университет"Петербургском университете, в 1865—1875 годах — в HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Петровская_земледельческая_академия"Петровской земледельнической и лесной академии. Автор «Курса химической технологии» (2 тома 1851), а котором описаны существовавшие на то время химические производства.

По окончании в 1843 года курса по реальному отделению HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Физико-математический_факультет_Санкт-Петербургского_университета"физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета Ильенков был отправлен для изучения технической химии и технологии за границу, изучал на фабриках и заводах Парижа технические процессы заводского производства. За диссертацию «О химическом процессе приготовления сыров» (1847) он стал в HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Санкт-Петербургский_университет"Санкт-Петербургском университете магистром технологии, которую тогда же ему поручено было читать студентам HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Камеральные_науки"камерального отделения. Отсутствие всяких учебных пособий при университете затрудняло чтение лекций, не давая возможности сопровождать лекции необходимыми опытами и демонстрациями. Только в 1849 году, по настояниям Ильенкова, и отчасти на его средства, учреждена была при университете техническая лаборатория, при которой им открыты практические занятия студентов реального отделения. В 1850 году Ильенков утвержден экстраординарным профессором; в 1855 году он оставил Санкт-Петербургский университет и поступил на сахарные заводы HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Бобринский,_Алексей_Алексеевич"графа Бобринского, а потом снова вернулся к профессуре, в HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Петровская_земледельческая_академия"Петровскую земледельческую академию. В 1865 году Ильенков признан Санкт-Петербургским университетом доктором технологии за диссертацию «Исследование о возможности употребить молочную кислоту для извлечения углекислой извести из костяного угля».

Карл-Эрнст Ка́рлович Кла́ус — российский химик, автор трудов по химии металлов платиновой группы, первооткрыватель химического элемента рутения; фармацевт; Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук (1861). Клаус также известен как ботаник, исследователь флоры Заволжья и Прикаспийских степей; он одним из первых применил в ботанике (в сравнительной флористике) количественные методы (1851). Лишь в возрасте 32 лет Клаус стал учиться в Дерптском университете; окончил он университет в 1835 году. В 1827 году Клаус участвовал в качестве помощника профессора Эдуарда Александровича Эверсмана (Эдуарда Фридриха Эверсманна) (1794—1860) в ботанических исследованиях степей между реками Уралом и Волгой. Собранные материалы Клаус использовал в изданной им позже работе «Flora der Wolgagegenden». В 1834 году Клаус участвовал в качестве ботаника ещё в одной поездке по Заволжским степям — на этот раз сопровождая профессора химии Гёбеля. В 1837—1838 годах их совместная работа была издана в Дерпте (см. раздел Научные труды).

В 1844 году им был открыт в остатках уральской платиновой руды новый химический элемент, который он назвал рутением (от позднелатинского Ruthenia — Россия). Клаус смог получить рутений в чистом виде, изучил его химические свойства и определил атомный вес. Именно Клаус впервые указал на сходство между триадами рутений — родий — палладий и осмий — иридий — платина. За открытие рутения Клаусу была присуждена Демидовская премия.

Известно, что Клаус довольно халатно относился к своему здоровью и нередко пробовал на вкус вещества, с которыми ему предстояло работать; в частности, крепость кислот он нередко определял, опуская палец в раствор и затем дотрагиваясь им до языка.

Воскресенский Александр Абрамович - русский химик-органик, член-корреспондент Петербургской АН (1864).

В 1838 установил точный состав хинной кислоты в докторской диссертации «О хинной кислоте», описал открытый им хиноил, названный позднее  HYPERLINK "http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Хиноны/"хиноном, и установил его брутто-формулу. В 1841 открыл теобромин в бобах какао. В. настаивал на применении в России минеральных удобрений, подчёркивая, что их вполне можно производить из отечественного сырья. В 1838 определил по плотности пара элементарный состав нафталина, что имело важное значение для решения вопроса об атомном весе углерода и выяснения состава ароматич. углеводородов. С начала 1840 изучал отечественные горючие ископаемые. Провел элементарный анализ указанных образцов, определил их зольность и "тем показал, — как подчеркнул Д. И. Менделеев, — что для всяких требований техники найдутся в России свои собственные каменные угли, ни в чем иностранным не уступающие, а кое в чем и превосходящие лучшие сорта иностранных углей"

99.   Развитие фармацевтической науки. Вклад в науку выдающихся отечественных фармацевтов: (Николай Николаевич Зинин (1812-1880);  Николай Эрнестович Лясковский (1816-1871),  Иоан Георг Ноэль Драгендорф (1836-1898).

Зинин Николай Николаевич - известный русский химик (1812 - 1880).

При основании (в 1868 г.) русского химического общества Зинин избран президентом его и в этом звании состоял 10 лет. После основания при академии женских медицинских курсов Зинин читал там (1873 - 74) физику. Он исследовал на Кавказе минеральные воды, в Крыму - грязи (1852), устроил новую академическую лабораторию (1860). Работы Зинина относятся к бензойным соединениям. В первой своей статье Зинин сообщал о новом, им найденном способе превращения горько-миндального масла в бензоин. В 1840 г. помещена была вторая статья Зинина о бензойных соединениях. Эти работы, в изложении на русском языке, составили докторскую диссертацию Зинина. Зинин открыл соединения горчичного масла с аминами и нашел способ искусственного образования горчичного масла. В Казани появились три работы, из которых первая (1842) принесла ученому миру известие о знаменитой реакции превращения при помощи сероводорода нитросоединений в амидопроизводные - реакции, занимающей столь важное место в лабораториях и в производстве анилиновых красок. В 1852 г. Зинин окончил работу о соединениях аминов с горчичным маслом, о восстановлении азобензола сернистой кислотой, о получении бензидина из азооксибензола и о приготовлении "семинафталидама" в чистом состоянии. В 1854 г. появилась работа Зинина над "сочетанными мочевинами", "об искусственном образовании летучего масла горчицы", в 1855 г. - о некоторых телах пропиленилового (аллилового) ряда. Этой работой Зинин установил аналогию "пропиленила" с этилом. С 1857 по 1860 г. он производил исследования ацетилбензоина и бензоилбензоина, некоторых производных нафтолидина и азооксибензида. С 1860 г. все работы Зинина уже относятся к производным масла горьких миндалей и бензоина. В 1861 г. Зинин сообщил о введении водорода в органические соединения, в 1862 г. - о гидробензоине, продукте действия водорода на горько-миндальное масло, о раскисленном бензоине. В 1866 г. Зинин описал действие едкого калия на бензоин в отсутствие воздуха.

Лясковский, Николай Эрастович - химик (1816 - 1871).

Доказал присутствие в сыре масляной, валериановой, капроновой, каприловой и каприновой кислот; затем занялся исследованием протеиновых веществ. Состоял ученым аптекарем Московского университета; читал лекции фармакологии и фармации.  Кроме фармацевтических наук, Лясковский изучал древние языки. В 1842 году Лясковский написал сочинения на темы на греческом, немецком, французском и английском языках, получил степень кандидата словесных наук. В 1849 г. Лясковский защитил диссертацию на латинском языке "О некоторых атмосферных причинах холерной эпидемии" и получил степень доктора медицины. В 1862 г. он защитил диссертацию под заглавием "Формулы протеинов", представляющую продолжение и обобщение его заграничных работ. Из трудов его известны: "О лечении холеры", "О белуженном яде", "Фармакологические особи", "Определение питательности продажных сортов печеного хлеба, посредством одной сушки", "О распространении сильнодействующих веществ между вещами, с коими организм обыкновенно приходит в соприкосновение"

Иоан Георг Ноэль Драгендорф 

В 1861 году защитил диссертацию на звание доктора философии на тему «О влиянии фосфора на некоторые углекислые и борнокислые соли». В 1862 году Г. Драгендорф был приглашен Петербургским научным обществом в качестве редактора «Фармацевтического журнала» и заведующего химической лабораторией общества, в обязанности которого входило проведение судебно-химических анализов. В мае 1864 года Г. Драгендорф выдержал магистерские экзамены при Дерптском университете, а в августе того же года защитил диссертацию, посвященную изучению химического состава грибов, произрастающих на березах, и ему была присвоена степень магистра фармации. В том же году Г. Драгендорф был назначен ординарным профессором и директором фармацевтического института в Дерпте. Встав во главе института, он добился расширения его помещений, оснащения его лабораторий современным научным оборудованием. Усилиями Г. Драгендорфа были созданы все условия как для проведения практических занятий у студентов, так и для выполнения научных исследований преподавателями и студентами института. Г. Драгендорф впервые ввел чтение лекций по истории фармации. Г. Драгендорфу принадлежит честь открытия в 1866 году и внедрения в лабораторную практику одного из наиболее чувствительных реактивов на алкалоиды, не утратившего своего значения в наши дни.