Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Копия ISTFARM2 (3).rtf
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
3.31 Mб
Скачать

68. Открытие роли оксида азота (р. Форчготт, ф. Мьюрэд, л. Игнарро)

В октябре 1999 года Нобелевская премия по физиологии и медицине присуждена трём американским исследователям — Роберту Форчготту, Фериду Мьюрэду и Луису Игнарро — за открытие роли «оксида азота как сигнальной молекулы в сердечно-сосудистой системе».

Доктор Ф. Ферчготт, начал исследования, которые в 1980 г. привели к выявлению окиси азота как биологического агента. Пытаясь согласовать полученные им данные о различном характере воздействия лекарственных препаратов на кровеносные сосуды, ученый пришел к выводу, что эндотелиальные клетки вырабатывают неизвестную ранее "сигнальную молекулу", заставляющую расслабляться гладкие мышечные клетки сосудов. Он назвал эту молекулу эндотелийзависимым релаксирующим фактором (EDRF).

Доктор Ф. Мурад изучал механизм действия нитроглицерина. В 1977 г. во время работы в университете штата Вирджиния он обнаружил, что нитраты способствуют высвобождению окиси азота, которая расслабляет гладкие мышечные клетки, приводя к расширению сосудов.

Доктор Л. Игнарр в результате серии исследований пришел в 1986 г. к выводу, что эндотелийзависимый релаксирующий фактор идентичен окиси азота.

Научные исследования доказали решающую роль, которую окись азота играет в таких фундаментальных биологических процессах, как регуляция артериального давления, иммунитета и деятельности центральной нервной системы.

69. Открытие блокаторов адренорецепторов и гистаминовых н-рецепторов (д. Блэк)

Блэк Джеймс  HYPERLINK "http://vslovare.com.ua/sovremennaya_entsiklopediya/page/uayt.11637/"Уайт (родился в 1924), английский фармаколог. Труды по созданию препаратов (блокаторов b-адренорецепторов и гистаминовых H2-рецепторов) для лечения сердечно-сосудистых заболеваний и язвенной болезни желудка. Нобелевская премия (1988). Получил известность изучением механизмов действия адрено- и гистаминовых HYPERLINK "http://wiki-linki.ru/Page/61628"рецепторов. Его исследования привели к созданию нового класса противоязвенных препаратов — HYPERLINK "http://wiki-linki.ru/Page/1335599"блокаторов H2-гистаминовых рецепторов, а также  HYPERLINK "http://wiki-linki.ru/Page/598819"β-адреноблокатора  HYPERLINK "http://wiki-linki.ru/Page/18228"анаприлина. Лауреат  HYPERLINK "http://wiki-linki.ru/Page/15444"Нобелевской премии по физиологии и медицине  HYPERLINK "http://wiki-linki.ru/Page/2715"1988 года.

70. Врачи, занимающиеся общественной и гуманитарной деятельностью (а. Бояджиу, а. Швейцер).

Мать Тере́за Кальку́ттская (настоящее имя Агнес Гонджа Бояджиу)

Основательница и настоятельница католического Ордена милосердия (Индия, 1950). В различных странах основывала школы, медицинские пункты, приюты для бедняков. Лауреат Нобелевской премии мира (1979).

Её принцип жизни был прост: каждый человек воплощает в себе Иисуса, а раз так, - то всякий имеет право на милосердие и любовь. Лейтмотивом её учения и подвижничества были слова Христа: "Так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне". Служение обездоленным мать Тереза воспринимала как служение Иисусу.

Одно дело, зажав от отвращения нос, обмывать бродягу с помойки, другое - вообразить, что твой подопечный - не простой пьяница, а Избранник высшей силы, которому нужно подарить тепло. Сразу забудешь о неприятных запахах, а жизнь обретёт ясный смысл. Желание "разобраться" с абсурдностью мира, в котором бренные люди стремятся лишь к ублажению собственной плоти, появилось у девочки Агнессы в весьма юном возрасте. К двенадцати годам дочь албанского бакалейщика из города Скопье (Македония) уже знала, что она каким-то образом должна посвятить свою жизнь Богу. Правда, сам путь служения - стать монахиней - вызывал у Агнессы страстный протест. Ей претило затворничество от людей за высокими стенами обители, а забота о спасении собственной души в тихих монастырских кельях казалась столь же эгоистичной, как и неусыпное бдение по охране собственного богатства. В восемнадцать лет она покинула тёплый, уютный, доброжелательный родительский дом и вступила в миссионерский орден "Лоретских сестёр". С тех пор её обителью становились уголки, где боль и страдания людей превышали привычный земной градус.

Некоторые медицинские навыки, которым она наскоро обучилась у своих "лоретских сестёр пригодились ей в своем пристанище, где она стала собирать сюда уличных детей. Постепенно школа благотворительницы приобретала известность. Слухи о том, что маленькая женщина без всяких средств к существованию, без всякой материальной поддержки решилась приютить десятки оставленных мальчишек и девчонок, поражали городскую общественность. Такая самоотверженность у кого-то вызывала злобу, у кого-то восхищение, а у кого-то и желание прийти подпитать собственные иссякшие силы. Наполненный бедами и страданиями дом матери Терезы становился пристанищем не только материально обездоленных, но и духовным "санаторием" разочаровавшихся и потерявших жизненные ориентиры людей. Здесь они могли возвратить веру в добро и справедливость, здесь они становились кому-то необходимыми. Сюда стекались благотворители со всего мира. Каждый, кто хотел отмолить собственные грехи, мог быть уверен - его денежки пойдут самым страждущим, самым неимущим.

Женщина взяла на себя самую страшную, пожалуй, миссию - помогать умирающим уходить "в мир иной". Калькутта - город, на улицах которого умирают сотни бедняков, это конгломерат невероятной нищеты и болезней. Первая женщина, подобранная матерью Терезой прямо на залитой помоями мостовой, была объедена крысами и муравьями, но ещё жива. Этот полутруп никто не хотел принимать даже в самую скромную больницу. К чему? Бродяжке уже не поможешь, а дожидаться, пока она помрёт - слишком дорого, да и лучше лечить других, которые пребывают не в столь плачевном состоянии. Однако мать Тереза не отступила и заявила, что она не бросит несчастную, пока та не умрёт. Так было положено начало "Дому для умирающих бедняков", который открылся в 1965 году.

Она попросила муниципалитет выделить ей место, куда можно было бы свозить умирающих. Ей дали пустой храм, посвящённый индусской богине Кали, символизирующей Вселенскую Мать, подательницу жизни и смерти. Однако наша героиня оказалась женщиной без христианских предубеждений, интересы благотворительности она ставила превыше всяких религиозных амбиций, и в двадцать четыре часа бывший индусский храм наполнился пациентами, большинство из которых находились при смерти.

Одновременно в одной только Калькутте в реабилитационном центре для прокажённых лечились и обучались разнообразным надомным работам 10000 человек. А скольким больным она помогала своими мобильными клиниками, которые разъезжали по всей Индии. Проказа - страшный недуг, который лишает людей человеческого облика, ставит их в положение изгоев. Даже родные и близкие стараются поскорее избавиться от таких больных. Именно поэтому мать Тереза требовала от "сестёр", чтобы к прокажённому они входили улыбаясь, чтобы человек почувствовал себя прежде всего человеком, необходимым кому-то.

Заслуга нашей героини состоит не только в личном подвиге, но и в том, что она сумела обратить в свою веру целую плеяду молодых женщин. Обучение тех, кто решил посвятить себя делу милосердия, длилось девять лет. Впрочем, это и понятно. Трудно без специальной подготовки сохранять душевное равновесие среди бесконечного потока грязи, страданий, жестокости, да ещё при этом и не уставать любить те осколки человечности, что с трудом удавалось разглядеть в этих отбросах.

Каждое утро мать Тереза начинала с нескольких часов медитации, затем слушала мессу. Для неё эти процедуры были сродни обычному каждодневному гигиеническому правилу. Кто-то начинает день с чистки зубов, а мать Тереза не могла выйти к людям, не почистив предварительно свою душу от личных амбиций и людской злобы, что наслаивалась в атмосфере. Зато, когда она со своими верными "сёстрами" появлялась на улице, радость сочилась из их глаз и изливалась на жуткие, грязные улицы, на мерзкие, враждебные, пьяные рожи.