
- •Двусторонние договоры в сфере мчп
- •Договоры о правовой помощи
- •Виды коллизионных привязок.
- •3. Особенности применения права при разрешении дел из частных правоотношений с иностранным элементом.
- •I Коллизионные принципы, применяемые для разрешения вопросов, правового статуса физических лиц в международных частных отношениях. Понятие личный закон физического лица и его значение.
- •II Правовой режим участия иностранных граждан и лиц без гражданства в частных правоотношениях, на территории Российской Федерации.
- •I Основные коллизионные принципы международного вещного права
- •II Коллизионные нормы регулирующие выбор применимого права при разрешении вопросов о возникновении и прекращении права собственности и иных вещных прав.
- •I форма сделок в мчп
- •II определение права подлежащего применению к обязательствам из односторонних сделок.
- •III Применение права к договорам, договорным обязательствам, с иностранным элементом.
- •1. Общие положения
- •1. Delivered At Point
3. Особенности применения права при разрешении дел из частных правоотношений с иностранным элементом.
Если иностранного элемента в деле нет, то никаких таких особенностей не возникает.
При рассмотрении дела или спора из гражданского правоотношения с иностранным элементом, всегда имеет место так называемая правовая коллизия, то есть конкуренция между правовыми системами различных государств. Она означает, возможность применения права нескольких государств, к одному правоотношению. То есть несколько национальных правовых систем, претендуют на их применение при разрешении дела. При разрешении спора, правоприменитель должен эту правовую коллизию разрешить, то есть избрать национальное право определенного государства, которое и будет применяться для разрешения споров по существу. Разрешить спор по существу значить сделать вывод: о правах и обязанностях сторон материального правоотношения.
Выбор применимого права осуществляется на основании, коллизионных норм, которые содержат отсылку к праву определенного государства и таким образом, главной особенностью правоприменительного процесса при разрешении дел с иностранным элементом является необходимость применения коллизионных норм. Эта особенность, которая характерна именно для таких дел. При чем государственные суды всегда, а коммерческий арбитраж как правило, применяет свои коллизионные нормы, то есть коллизионные правила своего государства и таким образом, применяет их по принципу «закон суда».
При применении коллизионных норм, практически важным является вопрос о квалификации юридических понятий в них содержащихся. Любая коллизионная норма содержит юридические понятия, п.1 ст.1209 ГК РФ содержит понятие формы сделки, норма пункта 1. ст. 1224 – содержит такие понятия как наследование, место жительства лица и перечень можно продолжать. По каким правилам толковать эти понятия???
Вопрос о квалификации таких понятий, разрешается в нормах статьи 1187 ГК РФ: «при определении права подлежащего применению, толкование юридических понятий осуществляется в соответствии с российским правом, если иное не предусмотрено законом». Правило пункта 1 статьи 1187 ГК представляется обоснованным поскольку, российский юрисдикционный орган толкует и применяет свое коллизионное право и свои коллизионные нормы, то юридические понятия в них содержащиеся, также должны толковаться в соответствии со своим правом. В данном случае российским, таким образом применительно к коллизионной норме пункта 1 статьи 1209 ГК, понятие форма сделки будет квалифицироваться по российскому гражданскому праву.
Применительно к норме пункта 1 статьи 1224 ГК РФ, понятие место жительства лица, будет квалифицироваться по российскому гражданскому законодательству, там есть определение, что считать местом жительства лица. Будет квалифицироваться по праву того государства, где имущество находится в данный момент. Первая особенность это примение коллизионных норм.
В некоторых случаях, при разрешении дел с иностранным элементом, не требуется применение коллизионных норм и таким образом, первая особенность не применяется и вот такие случаи довольно многочисленны и предусмотрены нормой п. 3 статьи 1186 ГК РФ: « Если международный договор РФ, содержит материально правовые нормы, подлежащие применению к соответствующему отношению, то определение на основе коллизионных норм, права применимого к вопросам, полностью урегулированным такими материально правовыми нормами, исключается».
Арбитраж сталкивается с таким делом, и устанавливает, что есть международный договор РФ, который содержит материально правовые нормы, регулирующие соответствующие отношения, следовательно, дело будет разрешаться по существу только на основании этого международного договора. Процесс правоприменения облегчается. Разрешается спор с иностранным элементом из договора купли-продажи, но есть конвенция ООН 1989 г. о «международной купле-продаже товаров». Значит по делу, будет применяться именно эта конвенция.
В свою очередь коллизионная норма может указать, на необходимость применения иностранного материального права, в данной фразе важны два слова иностранного и материального. По поводу слова иностранного: так например, «п.1 статьи 1224, если наследодатель имел последнее место жительства, в иностранном государстве, то по наследственному делу подлежит применению, право этого иностранного государства, поскольку коллизионная норма отсылает к праву страны последнего места жительства наследодателя.
Теперь второе слово материального, так в соответствии с нормой пункта 1 статьи 1190 ГК РФ « любая отсылка, к иностранному праву должна рассматриваться как отсылка к материальному, а не к коллизионному праву соответствующей страны». В настоящее время в российском праве решена проблема, так называемой обратной отсылки. Ее суть в том, что до появления нормы пункта первого статьи 1190 ГК РФ, отсылка к иностранному праву могла означать, как отсылку к материальному, так и к коллизионному иностранному праву. В свою очередь, иностранная коллизионная норма могла содержать обратную отсылку к российскому праву или к праву третьей страны. Получалась ситуация замкнутого круга и не возможно было вообще избрать правопорядок.
Чтобы избежать подобных ситуаций в законодательство была включена норма применение, которой исключает ситуацию обратной отсылки. Закон РФ « О международном коммерческом арбитраже», также исключает возможность применения обратной отсылки, так вот мы с вами вышли на вторую особенность, а именно возможность и необходимость применения иностранного материального права, является второй особенностью правоприменения при разрешении гражданских дел с иностранным элементом.
На возможность применения, иностранного материального права судами РФ, непосредственно указывают, нормы статьи 1191 ГК РФ. Далее статьи 1166 ГК РФ, статьи 11 ГПК РФ, а также ориентирует все коллизионные привязки, содержащиеся в нормах различных источников МЧП.
В связи с необходимостью применения иностранного права, правовые системы различных государств содержат правила о порядке применения иностранного права, в случае отсылки коллизионной нормы. Таких постулатов несколько:
1) иностранное право подлежит применению в Российской Федерации, независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве к отношениям такого рода, российское право. За исключением случаев, когда применение иностранного права на началах взаимности предусмотрено законом. Иностранное право применяется в РФ без учета взаимности или что тоже самое не на взаимной основе, но или тоже самое безусловно. Это правило пункта первого статьи 1189 ГК РФ.
2) Применение иностранного права означает, применение не только норм национального законодательства соответствующего государства, но также и норм международных договоров, в которых участвует это иностранное государство, норм обычного права, прецедентного права, то есть иностранное право должно применяться системно, в соответствии с иерархией источников существующих в этом иностранном государстве.
3) Коллизионная норма может содержать отсылку к праву страны, с так называемой множественностью правовых систем. Такая ситуация, возможна при отсылке к праву государства с федеративным устройством, в котором регулирование гражданских отношений, отнесено к ведению субъекта федерации, что влечет разное регулирование в разных субъектах федерации. На этот счет тоже существует норма статьи 1188 ГК РФ: «В случае, когда подлежит применению право страны, в которой действует несколько правовых систем, то применяется правовая система, определяемая в соответствии с правом этой страны. Если невозможно определить в соответствии с правом этой страны, какая из правовых систем подлежит применению то применяется правовая система с, которой отношениям наиболее тесно связаны.
4) При применении иностранного права суд устанавливает содержание его норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве (п.1 ст. 1191 ГК).
Законодательство устанавливает правовые формы получения информации об иностранном праве, и эти правовые формы закрепляются нормами пункта 2 статьи 1191 ГК РФ.
Лекция 9.11.2013. продолжение темы
Форм этих предусмотрено несколько. «В целях установления, содержания норм иностранного права, суд, иной юрисдикционный орган, может обратиться в установленном порядке за содействием и разъяснением в министерство юстиции РФ, иные компетентные органы или организации в РФ, или за границей либо привлечь экспертов» (ч.1 п.2 ст. 1191 ГК РФ).
Таким образом, просматривается три формы
1. Обращение в министерство юстиции РФ и иные органы РФ.
Порядок обращения судов в Минюст, определяется положением о «Министерстве юстиции РФ», которое утверждено указом Президента РФ от 13 октября 2004 года с последующими изменениями и дополнениями. В связи с этим, на Минюст возложена задача обмена правовой информацией с иностранным государствами и в положении это непосредственно отражено в пункте 20, подпункт 27.
В связи с этим, суды РФ в связи с делами находящимися в их производстве, могут обращаться с запросами в Минюст, о предоставлении информации об иностранном праве.
Компетентными в данном случае, могут считаться те органы и организации, которые в силу характера своей основной деятельности связаны со сбором и анализом информации об иностранном праве. В частности, здесь имеются в виду научно-исследовательские учреждения, высшие учебные заведения. Считается, что условия и порядок предоставления судам соответствующей правовой информации, такими органами и организациями, регулируются нормативными и иными правовыми актами, определяющими их статус (Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ).
Такие заключения приобщаются к делу, наряду с другими доказательствами.
2. Обращение к иностранным органам и организациям.
Этот порядок, определяется, прежде всего, международными договорами РФ:
А) Европейская конвенция об информации относительно иностранного законодательства 1968 г. (Россия участвует с 13 мая 1991 года).
Эта конвенция предусматривает, что договаривающиеся стороны обязуются предоставлять на взаимной основе, информацию относительно своего законодательства и процедур в гражданской и коммерческой сферах, а также относительно их судебных систем. Причем, каждое договаривающиеся государство создает на своей территории, специальный орган, предоставляющий информацию о своем праве другим договаривающимся государствам. Эти функции могут быть возложены на уже существующие органы, в частности Минюст. В России такие функции как раз исполняет Минюст РФ.
Б) Двусторонние договоры о правовой помощи, причем предоставление информации, о действующем в договаривающихся странах праве, рассматривается как один из видов правовой помощи. В соответствии с этими договорами, функции по предоставлению информации, возлагаются на Минюст. По некоторым договорам туда включены органы прокуратуры.
3. Возможность назначения экспертизы. Суд может привлечь экспертов для установления содержания норм иностранного права. Любой эксперт в процессе дает заключение о юридических фактах. В данном случае включена процессуальная норма в ГК, расширяющая возможности суда. В качестве эксперта может быть привлечено любое лицо, которое может дать данное заключение, к производству экспертизы применяются общие правила ГПК и АПК РФ.
Законодательство, также, предоставляет сторонам по делу, определенные права и даже налагает определенные обязанности, направленные на установление содержания норм иностранного права. Здесь нужно иметь в виду норму ч.2 п.2 ст. 1191 ГК – « Лица участвующие в деле, могут предоставлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного права, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений. И иным образом, содействовать суду в установлении содержания этих норм.
Ч.3 п.2 ст. 1191 ГК – «По требованиям связанным с осуществлением сторонами предпринимательской деятельности, обязанность по предоставлению сведений о содержании норм иностранного права, может быть возложена судом на стороны. Во-первых, принцип состязательности в этой норме буквально возведен абсолют. Фактически стороны должны знать право, когда вводили эту норму в ГК, то было много споров по поводу этой нормы, аргументы за:
- участники споров связанных с предпринимательской деятельностью это профессиональные участники рынка и они должны быть осведомлены об этих нормах, заключая договоры и у них есть возможность привлечь квалифицированных специалистов (нужно пользоваться редакцией раздела 6 ГК от 1 ноября 2013 года).
Далеко не во всех случаях, когда необходимо применять иностранное право и коллизионное право отсылает его, есть возможность его применить. Однако, применить нормы иностранного права когда коллизионная норма к нему отсылает, не во всех случаях оказывается возможным.
Основания для неприменения норм иностранного права (основания отказа в применении иностранного права).
Основания:
1. если, несмотря на меры, предпринятые в соответствии с нормами пункта 2. ст. 1191 ГК РФ содержание норм иностранного права, в разумные сроки не установлено, применяется российское право (п.3 ст. 1191 ГК).
Хотя коллизионное правило и отсылает к иностранному праву, применить его оказывается невозможным, потому, что суд не установил содержание норм иностранного права. Во-первых разумные сроки – это оценочная категория, то здесь все таки существует критерий, имеются в виду процессуальные сроки – сроки рассмотрения дела. Во-вторых в данном случае, речь идет не об абсолютной невозможности применения иностранного права, а о невозможности применить его в конкретных условиях по конкретному делу.
2. Неприменение норм иностранного права может быть связано с действием, так называемой оговорки о публичном порядке. Эта оговорка имеет оригинальное название, как правило французское «ордер публик». Данная правовая категория известна праву многих государств, она блокирует применение норм иностранного права: «если суд не применяет иностранное право, хотя коллизионная норма к нем и отсылает и обосновывает такое не примение тем, что применение иностранного закона противоречило бы принципам правопорядка, действующем в данном государстве (государства суда), то тем самым, он применяет оговорку о публичном порядке.
Таким образом, оговорка о публичном порядке – это сделанный в правоприменительном акте, вывод о том, что иностранное право в конкретном случае, не может быть применено, так как его применение противоречит публичному порядку действующему в государстве правоприменителя (делается в мотивировочной части судебного решения).
Соответствующее правило, содержится в статье 1193 ГК РФ – «норма иностранного права, подлежащая применению в соответствии с правилами настоящего раздела, в исключительных случаях не применяется, когда последствия ее применения, явно противоречили бы, основам правопорядка (публичному порядку РФ), в этом случае применяется соответствующая норма российского права».
Нормы, содержащие правила об оговорке, запрограммированы в ст. 167 СК РФ, оно почти такое же. Данная норма о публичной оговорке, широко применялась во время противостояния СССР и США, сейчас ее актуальность понизилась (Учебник Богуславского МЧП).
Критерии публичного порядка, что понимается под ним?
До последнего времени эта категория была дискуссионной, в настоящее время следует руководствоваться критериями определения публичного порядка, которые содержаться в Постановлении Президиума ВС РФ от 2 июня 1999 года. Под публичным порядком следует понимать – основные принципы закрепленные в Конституции РФ, и ФКЗ РФ.
Тема: Положение физических лиц в МЧП