- •1. Понятие сравнительного правоведения
- •2. Сравнительное правоведение как наука и учебная дисциплина
- •4. Семья общего права. Англосаксонское право (семья общего права, прецедентное право, судейское право)
- •5. Семья континентального права.
- •6. Семья религиозного права.
- •7. Семьи общинного и обычного права. Семья обычного права (африканское право)
- •8. Общая характеристика источников уп
- •9. Конституционные нормы как источник уголовного права
- •10. Законодательство как источник уголовного права.
- •11. Подзаконные акты как источник уголовного права.
- •12. Судебная практика как источник уголовного права.
- •13.Доктрина как источник уголовного права.
- •14. Понятие преступления и классификация преступлений в странах семьи общего права.
- •15. Понятие преступления и классификация преступлений в странах семьи континентального права.
- •16. Понятие преступления и классификация преступлений в мусульманском праве.
- •17. Структура преступления в странах семьи общего права.
- •19. Структура преступления в мусульманском праве.
- •20. Общая характеристика неоконченного преступления.
- •21.Ответственность за приготовительные действия и покушение.
- •27.1. Понятие и цели наказаний по законодательству Франции, фрг, Англии и сша.
- •28. Смертная казнь.
- •29.Лишение свободы.
- •30. Штраф.
16. Понятие преступления и классификация преступлений в мусульманском праве.
Понятие преступного деяния. В соответствии с принципами шариата всякий человеческий поступок подпадает под одну из пяти категорий: обязательный (ваджиб), запрещены (харам или махзур), рекомендуемый (мандуб), предосудительный (макрух) или безразличный (дозволенный) (мобах или джаиз). Для УП значение имеют только две первые категории поступков: обязательные и запрещенные.
К обязательным относятся такие действия, необходимость совершения которых прямо предписывается шариатом. К примеру, в Коране указывается на необходимость возвращать вверенное имущество и справедливо разбирать споры.
Классификация преступлений. Деяние, за которым следует наказание может принадлежать согласно мусульманскому УП к одной из трех категорий: преступления худуд, преступления кисас или преступления таазир.
Критерий для отнесения деяния к одной из трех категорий по сути своей двойной: он связан, во-первых, с тем, чьи права нарушаются преступлением и насколько, во-вторых, определено предписанное за последнее наказание.
Соответственно, в мусульманской юриспруденции выделяется три группы прав, могущих быть нарушенными преступлениями: права Аллаха, права индивида, права Аллаха в сочетании с правами индивида. Последняя группа прав делится в свою очередь на две подгруппы, в каждой из которых доминируют либо интересы божественного, либо интересы человеческого.
Следуя этой систематизации нарушаемых прав, можно выстроить такую схему категорий преступлений по мусульманскому УП:
- к преступлениям худуд относятся те, что посягают на права Аллаха, либо на права Аллаха в сочетании с правами индивида. Наказания за преступления худуд точно установлены в Коране и Сунне;
- к преступлениям кисас относятся те, что посягают на права индивида, либо на права Аллаха в сочетании с правами индивида. Наказание за преступления кисас так же точно установлены в Коране и Сунне;
- к преступлениям таазир относятся те, что посягают на права индивида. Наказания за преступления таазир в отличие от преступлений худуд и кисас в Коране и Сунне не определены.
С процессуальной точки зрения различия между категориями сводится к тому, что единственным инициатором уголовного преследования в случае совершения преступлений худуд является государство; в случае совершения преступлений кисас – лишь потерпевший (или его родственники); в случае совершения преступлений таазир – так же только государство, поскольку оно несет ответственность за благополучие и безопасность подданных. Применительно к наказанию виновного , самые широкие права потерпевшему как инициатору процесса предоставляются применительно к преступлениям кисас; более сужены его права применительно к преступлениям таазир; и наконец, потерпевший не влияет на наказание применительно к преступлениям худуд.
17. Структура преступления в странах семьи общего права.
Современное учение о структуре преступления является плодом теоретической мысли сравнительного позднего этапа развития общего права и восходит в своих истоках ко второй половине 19 – началу 20 веков, когда доктрина вместо анализа уголовного права, от преступления к преступлению, стала делать первые реальные шаги в направлении обобщения и теоретического абстрагирования.
Английская доктрина уголовного права в ее классическом варианте рассматривает преступление в целом как единство двух элементов: actus reus (запрещенного поведения в самом широком, общем смысле последнего слова) и mens rea (сопутствующего таковому поведению психического настроя).
Actus reus. Термин, обозначающий внешний компонент преступления, используется, несмотря на свою латинскую форму выражения, в доктрине уголовного права сравнительного с недавнего времени.
Большинство определений actus reus, предлагаемых в доктрине уголовного права, так или иначе акцентируются на внешней, физической, постижимой чувствами природе включаемых в содержание этого элемента преступления явлений.
В завершение анализа деяния как составного компонента actus reus следует обратиться к одной из центральных проблем уголовного права – проблеме уголовной ответственности за бездействие. Анализ ответственности за бездействие можно свести к разрешению проблемы в рамках двух возможных ситуаций: ответственность наступает либо за несовершение действия, либо за преступный результат,. Причиненный посредством бездействия.
Несовершение действия являет собой наиболее явный и понятный пример уголовной ответственности за бездействие. Предполагается, что лицо здесь наказывается за невыполнение возложенной на него законом обязанности.
Ответственность за преступный результат, причиненный посредством бездействия, представляет более серьезную проблему по сравнению с несовершение действия, поскольку связана и с вопросом причинности, и с вопросом о нличии у лица обязанности предотвратить причинение ущерба, причинение которого запрещается и наказуется той или иной уголовно-правовой нормой, т.е. в конечном итоге с кругом тех преступлений, которые могут быть совершены путем бездействия.
Mens rea можно определить как релевантный для целей УП заслуживающий морального порицания настрой ума деятеля, характеризующийся намеренностью, неосторожностью или небрежностью по отношению к объективным элементам совершенного преступного деяния.
Намерение. Понимание намерения как разновидности mens rea по всей области английского УП в целом едино, и это единство обусловлено трактовкой намерения в судебной практике применительно к преступлению тяжкого убийства.
Неосторожность. В английском УП считается,. Что классически неосторожность была определена Уголовно-апелляционным судом 1957 г.
Небрежность. Одной из центральных в области mens rea в английском УП была и остается проблема уголовной наказуемости небрежного причинения вреда. Доктрина небрежности сегодня в основе своей связывается с простым убийством, совершенным по небрежности, основополагающим прецедентом.
18. Структура преступления в странах семьи континентального права.
Учение о структуре преступления по французскому УП предполагает в целом раскрытие материального и морального элементов преступного деяния, а также вопроса о субъекте преступления.
Материальный элемент преступного деяния определяется во французской юридической литературе по-разному. Так, Расса полагает, что материальный элемент представляет собой позитивное или негативное поведение, наказуемое уголовным законом.
Конт И Мэстр дю Шамбон характеризуют материальный элемент деяния через три категории: поведение, результат и причинность.
УК Франции содержит ряд норм, предусматривающих ответственность за бездействие. Количество преступных деяний, которые могут быть совершены путем бездействия, ограничено.
Понятие результата является наименее разработанным в уголовно-правовой доктрине. Он бывает социологическим и уголовно-правовым.
Социологический результат представляет собой определенное явление, опасное для публичного порядка. Законодатель при установлении уголовной ответственности исходит в первую очередь из социологического результата и, обратившись к цепи причин, выбирает и запрещает в уголовном порядке такие формы поведения, которые являются наиболее близкими по отношению к нежелательному результату.
Другой разновидностью результата является так называемый уголовно-правовой результат, представляющий собой последствие конкретного преступного деяния, предусмотренное или подразумеваемое в уголовно-правовой норме.
Подвидом уголовно-правового результата считается материальный. Материальны результат – это определенные изменения во внешнем мире, которые непосредственно следуют из запрещенного уголовным законом материального акта поведения.
Что касается юридического результата, он существует в тех преступных деяниях, совершение которых ведет к реальному, действительному причинению вреда правоохраняемым ценностям.
В УП Франции проводится деление преступных деяний на материальные и формальные. При этом указание в диспозиции уголовно-правовой нормы на определенные последствия свидетельствует о материальности правонарушения.
Материальным считается такое преступное деяние, как оставление несовершеннолетнего лица в возрасте до 15 лет в каком бы то ни было месте.
Для формальных преступных деяний не требуется наступления юридического результата. Примером такого правонарушения является отравление, предполагающее дачу ядовитого вещества потерпевшему.
Причинность – это третья из возможных составляющих материального элемента. Ее значимость зависит от содержания уголовно-правовой норы.
Общая вина – это тот психологический минимум, без которого вообще не может быть преступного деяния. Она состоит в простом волевом моменте: поскольку любое деяние вменяемого лица при отсутствии форс-мажорных обстоятельств является волевым актом, поскольку в самом деянии содержится не только материальный, но и моральный элемент.
Учение о структуре преступления по немецкому уголовному праву. В доктрине уголовного права преступным деянием признается противоправное, виновное, соответствующее признакам состава закона деяние и находящееся под угрозой наказание деяние.
Первым признаком преступного деяния является деяние. Оно представляет собой человеческое поведение как в его активной форме (действие), так и в пассивном (бездействие). Действие должно быть осознанным. В связи с этим неосознанные действия не являются деянием в уголовно-правовом смысле слова. Действие должно быть в причинной связи с наступившим или желаемым результатом. Бездействие может быть осознанным или неосознанным.
Вторым признаком деяния является противоправность. В современной уголовно-правовой доктрине противоправность понимается в более широком смысле слова: противоречие деяния правопорядку в целом, т.е. соответствующее деяние содержит в себе признаки состава закона преступного деяния или нарушения общественного порядка.
Третьим признаком преступного деяния соответствие составу закона. Этот признак понимается как выполнение конкретным деянием законодательно определенных признаков состава закона, т.е. признаков, определенных в соответствующей норме. О соответствии преступного деяния составу закона или о выполнении состава закона речь может идти только тогда, когда его признаки соответствуют всем признакам состава закона.
В германской уголовно-правовой доктрине составы делятся на деликты-действия и деликты-бездействия, формальные и материальные составы.
Еще одним признаком преступного деяния является наказуемость. В доктрине германского УП наказуемость как признак преступного деяния понимается как угроза наказания конкретного деяния, при этом деяние может наказываться только в том случае, если его наказуемость была определена законом, действовавшим до совершения деяния.
В германской уголовно-правовой доктрине вина понимается как упречность соответствующего составу закона поведения. Вид упрека определяется в зависимости от того действовало лицо умышленно и ли по неосторожности. Упрек выносит суд в адрес виновного в каждом конкретном случае, определяя осознавало ли лицо противоправность своего поведения и, прежде всего, должно ли было оно осознавать то, что действует противоправно.
Германская доктрина и правоприменительная практика определяет вину как внутреннее отношение исполнителя к своему деянию, характеризующееся упречностью. Существует две формы вины: умысел и неосторожность. Под умыслом понимается наличие у лица осознания противоправности своего поведения и воли, направленной на совершение данного противоправного деяния; неосторожность имеет место тогда, когда лицо оставляет без внимания требуемую осмотрительность, которую он был в состоянии и обязан в данном случае проявить в силу своих личных способностей и знаний.
