Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен по истории 117.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.38 Mб
Скачать

96.Реакционная внутренняя политика царизма (1815-1825гг.). Аракчеевщина

Реакция внутри страны после 1815 года

Перейдя после Венского конгресса к реакционной политике внутри страны, Александр I вначале, однако, делал это с некоторой «оглядкой»; он даже и в это время полностью не бросил своей игры в либерализм.

Очевидно, он не был убежден в том, что реакционная политика сойдет гладко, и на всякий случай, боясь восстаний внутри страны, готовил проекты умеренных уступок обществу. Либеральные заигрывания Александра I в это время выражались в обещании распространить конституцию, данную им Польше, на Россию. В речи, произнесенной в 1818 г. на открытии польского сейма, он сказал: «...вы подали мне средство явить моему отечеству то, что уже я с давних лет ему приуготовляю, и чем оно воспользуется, когда начала столь важного дела достигнут надлежащей зрелости. ...Последствия ваших трудов... покажут мне, могу ли я, не изменяя своим намерениям, распространить то, что уже мною для вас совершено».

Но все это оказалось и на сей раз пустой фразой. Недаром Ермолов заявил по поводу этой речи Александра I, что все останется при одних обещаниях всеобъемлющей перемены. Столь же бесплодны были и поручения, данные им Новосильцеву о разработке проекта конституции, а Аракчееву проекта об освобождении крестьян.

Новосильцев представил проект так называемой Уставной грамоты, по которой, на манер Польши, в России должен быть создан государственный сейм. Законы должны были издаваться царем при содействии «сейма», который имел исключительно совещательные права. На местах должны были быть созданы местные сеймы. В сеймы половина депутатов избиралась дворянством. Но и этот весьма умеренный проект остался простой бумажкой. Не лучше, конечно, обстояло дело и с аракчеевским проектом. Сам факт поручения Аракчееву - ярому реакционеру - разработать проект освобождения крестьян показывает, что Александр I всерьез этого не принимал. Аракчеев представил проект в свойственном ему духе. Он предложил учредить комиссии, которые в случае добровольного согласия помещиков и крестьян, по согласованным с помещиками ценам будут выкупать крестьян у помещика через казну, причем земельный надел крестьян не должен превышать двух десятин на душу. Расходы казны должны возмещаться за счет крестьян. Конечно, и этот «проект» был лишь бумагой, составленной на всякий случай, и

он остался под «спудом». Александр I чем дальше, тем все более открыто и сознательно проводил реакционный курс. После войны 1812 г. помещики, восстанавливая потери, понесенные ими от войны, осуществляли сильный нажим на крестьян. При этом, однако, они наталкивались на возрастающее сопротивление крестьянства, и для подавления его царское правительство усиливало репрессии в стране. Ярым проводником этой реакционной линии Царизма в эти годы был граф Аракчеев, который действовал целиком и полностью по указаниям Александра I.

А. А. Аракчеев (1769-1834) был сыном небогатого помещика. «По наружности,- писал один современник - Аракчеев похож на большую обезьяну в мундире». Еще при Павле I он составил себе карьеру, служа в гатчинских войсках; позже был комендантом Петербурга, служил и в других должностях, близких к царю. В обращении с солдатами он был исключительно жесток: вырывал усы, нещадно сек солдат розгами, бил их.

После воцарения Александра I Аракчеев вскоре сумел приблизиться к нему. Однако в начале царствования Александра I Аракчеев решающего влияния на государственные дела не имел. Лишь в 1808 г. он был назначен военным министром, а с 1810 г.- председателем департамента военных дел Государственного совета. После организации Священного союза, во время проведения Александром I реакционного курса в Европе, Аракчеев стал всесилен в России, и ничто в стране уже не решалось без него, тем более что Александр I большую часть времени проводил в Европе.

Не случайно поэтому Карамзин заявлял: «Говорят, что у нас теперь один вельможа - граф Аракчеев». Карамзин, желая передать Александру I первые свои тома «Истории Государства Российского», никак не мог попасть на прием к царю, минуя Аракчеева, несмотря на содействие императрицы, великих князей и княгинь. Решения комитета министров и доклады отдельных министров шли к Александру I только через Аракчеева с его заключением. Лишь для министра иностранных дел было сделано исключение: он имел право личного доклада царю. Аракчеев вносил в осуществление реакционного курса, намеченного Александром I, особую грубость, дикость, жестокость и произвол. Отсюда такой режим не случайно получил название «аракчеевского» или «аракчеевщины».

Аракчеев в армии требовал, как выражался Паскевич, «красоту фронта, доходящую до акробатства, преследовал старых солдат и офицеров, забывал, что они еще недавно оказывали чудеса храбрости, спасли и возвеличили Россию». Это вызывало резкое недовольство Аракчеевым в армии. Аракчеев был малообразованным человеком и сам не стеснялся говорить об этом. Карамзину он заявил: «Учителем моим был дьячок: мудрено ли, что я мало знаю. Мое дело - исполнять волю государеву». На этой показной преданности царям Аракчеев составил себе карьеру еще при Павле I, который, наградив Аракчеева графским званием, вписал в его герб девиз: «Без лести предан». В народе про Аракчеева говорили: «Бес - лести предан».

Рылеев, характеризуя Аракчеева в своей оде «К временщику», писал:

Надменный временщик, и подлый и коварный,

Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,

Неистовый тиран страны своей,

Взнесенный в важный сан пронырствами, злодей.

Пушкин в своей эпиграмме называл Аракчеева «всей России притеснитель».

В селе Грузины по распоряжениям Аракчеева часто истязались крепостные. Там всегда были наготове кадки с соленой водой где мокли розги и палки. Излюбленным его наказанием за малейший проступок было прогонять солдат и крестьян сквозь строй, избивая их до полусмерти и до смерти палками. В селении Грузины отличалась особой жестокостью Настасья Минкина, домоправительница и любовница Аракчеева. За свои издевательства над крестьянами села Грузины она была зарезана дворовым человеком. Аракчеев за это расправился с крестьянами с беспощадной жестокостью.

Аракчеевщина распространилась на всю страну. Всюду царили произвол, насилие и издевательства над народом. Реакционный курс этого времени нашел свое выражение в усилении репрессий против крепостного крестьянства. В 1822, 1823 и 1824 гг. были изданы законы, вновь восстанавливающие права помещиков ссылать крестьян без суда в Сибирь на неограниченное количество лет. При этом помещик мог по своему усмотрению и возвращать их из Сибири. Не менее реакционной мерой было создание военных поселений.

Реакционная политика Александра I в области просвещения и цензуры

Главой министерства просвещения был назначен в 1816 г. князь А. Н. Голицын, бывший до этого обер-прокурором святейшего синода.

В 1817 г. министерство просвещения было переименовано в министерство духовных дел и просвещения; Голицын остался министром. Даже чуждый либеральных настроений Карамзин называл министерство духовных дел и просвещения министерством затемнения. Доверенными сотрудниками Голицына были известные реакционеры того времени Магницкий и Рунич. Магницкий когда-то был помощником Сперанского, и тогда он рядился в либеральную одежду. После падения Сперанского он стал крайним реакционером. Лицемерие и реакционность Магницкого были заклеймены в эпиграмме:

Магницкий, глядя по погоде,

То ходит в красном колпаке,

То в рясе, в черном клобуке.

Когда безбожье было в моде,

Он был безбожным хвастуном,

Теперь в прихожей и в приходе

Он щеголяет ханжеством.

Ревизуя Казанский университет, Магницкий договорился до предложения снести университет как источник революционной заразы. После этого Магницкий был назначен попечителем Казанского учебного округа и, следовательно, главным начальством над университетом. Из двадцати профессоров Казанского университета Магницкий уволил одиннадцать.

В Петербургском университете подвизался не меньший реакционер Рунич. Им были изгнаны из университета лучшие профессора, четырех из них он отдал под суд.

Установленная в начале царствования Александра I автономия университета была сведена на нет, ректоры стали назначаться сверху. В основу преподавания политических наук, по указаниям министерства просвещения, было положено доказательство того, что «монархическое начало установлено богом». Эти же реакционные требования предъявлялись к преподаванию и других наук. Профессор Никольский «учил», что в математике «мы видим превосходные подобия священных черт христианства». Исходя из этого, он так определял гипотенузу: «Гипотенуза в прямоугольном треугольнике есть символ сретения правды и мира, правосудия и любви, через ходатая бога и человека, соединившего горное с дольным, небесное с земным». Анатомию было приказано изучать не на трупах, а на манекенах.

Бывший член Негласного комитета Новосильцев, давно забывший свои либеральные увлечения, в 1820 г. провел ревизию в разгром Виленского университета.

Реакция свирепствовала и в области цензуры. Сравнительно либеральный устав 1804 г. отходит на задний план; даже ранее изданные книги стали подвергаться новой цензуре. Особой реакционностью прославился в это время цензор Красовский. Однажды ему дали на первой неделе поста на цензуру переводное стихотворение, которое собирались поместить в одном журнале. В этом стихотворении писалось о любви. Он наложил следующую резолюцию: в один из первых дней великого поста неприлично писать о любви девы неизвестно какой. Когда ему дали на цензуру статью о ядовитых грибах, он также запретил помещение этой статьи, мотивируя это тем, что «грибы - постная пища православных и писать о вредности их - значит подрывать веру и распространять неверие».

Возникшее в 1812 г., после изгнания Наполеона, так называемое Библейское общество в России развивает активную деятельность в пору создания Священного союза. Главой его стал сам Голицын, склонный к мистицизму и ханжеству. Александр I вошел в это общество. Оно имело в России 89 отделений и издало до 450 тыс. экземпляров книг священного писания (Библию, Евангелие). О просвещении же народа никто из членов этого общества и не думал.

Между Голицыным и Аракчеевым существовала известная борьба за влияние на царя. Учтя это, реакционнейшие церковники архимандрит Фотий и санкт-петербургский митрополит Серафим, ближе стоявшие к Аракчееву, организовали кампанию, имеющую целью устранение Голицына с поста министра духовных дел и просвещения, чего вскоре и добились. Архимандрит Фотий разыгрывал из себя фанатика, носил «власяницы», занимался пророчеством и утверждал, что ему являются «видения». Находясь в близкой личной связи с весьма богатой графиней Орловой-Чесменской, Фотий пробрался в аристократические круги, был назначен настоятелем новгородского монастыря и приблизился к Аракчееву.

Фотий проповедовал крайне реакционные идеи. Не без содействия Аракчеева Фотий добился приема у царя, во время которого ловко развернул свои интриги и подготовил падение ничего не подозревавшего и даже поддерживавшего Фотия князя Голицына.

Затем дело дошло до того, что в один прекрасный день Фотий в доме Орловой-Чесменской предал анафеме, т. е. «проклял», Голицына. После этого Голицын был вынужден подать заявление об отставке. Вместо него был назначен министром просвещения адмирал Шишков, Голицыну же царь поручил почтовое ведомство. Все эти интриги отражали борьбу в лагере правящей верхушки за проведение еще более реакционного курса. Главой Библейского общества стал санкт-петербургский митрополит Серафим.

Реакция в области просвещения сочеталась с усилением полицейского режима. Известно, что, уничтожив в 1801 г. тайную экспедицию, Александр I учредил в 1805 г. кабинет по делам высшей полиции, преобразованный в 1807 г. в комитет по охране общественной безопасности. Тайная полиция при министерстве внутренних дел усиливает свою деятельность. Кроме того, Аракчеев заводит своих шпионов и свою полицию, в 1820 г. была введена особая тайная полиция в армии.

К этому времени Аракчеев и Александр I получают донесения о существовании тайных обществ. В 1822 г. издается указ, запрещающий существование тайных обществ, масонских лож. Все эти мероприятия и вся реакционная политика Александра I в целом имели своей целью укрепить разлагающийся крепостной режим и подавить развитие революционного движения в стране.

Аракчеевщина

Аракчеевщина - политика реакции, система мер полицейского деспотизма для сохранения феодализма; насаждение военных поселений и палочной дисциплины в армии, подавление общественного свободомыслия и недовольства, значительное увеличение бюрократического аппарата. Названа по имени любимца Александра I генерала графа Аракчеева А.А., фактически правившего страной в 1815-1825. После победы над Наполеоном Россия жила ожиданиями глубоких перемен в государстве. Деятельность ряда либеральных представителей правительства порождала иллюзии конституционализма, но реально в политике преобладали бюрократизация управления, военная сила для подавления инакомыслия. Проведение в жизнь этой политики было связано с именем Аракчеева А. А. Исторически период временщиков был позади, и, тем более, нелепо выглядела фигура Аракчеева А.А., значение которого в последний период правления Александра I было очень большим. Значение Аракчеева А.А. выражалось не в его постах и званиях. Он не был тщеславен, вёл скромный образ жизни, от всех царских пожалований отказывался, неизменно заявляя, что ему достаточно "благоволения" императора. Но за этим подчёркнутым аскетизмом и сухостью скрывалось колоссальное властолюбие. Очень часто у таких людей даже добрые действия вызывали в обществе опасения и страх. Аракчеев А.А. буквально завораживал Александра I беспрекословным выполнением его указаний. Угрюмый, необщительный, он требовал ото всех одного - строгого исполнения служебных обязанностей. Его суровость часто доходила до жестокости и была своего рода террором по отношению к подчинённым; поощрялось не просто чинопочитание, а пресмыкательство перед вышестоящими. Аракчеев А.А., подчёркивавший свою приверженность порядку, понимал его упрощённо, как буквальное и бескомпромиссное выполнение приказов начальства, или, как говорил он сам, "без умничанья". В армии это вылилось в бесконечные плац-парады, муштру, жестокое обращение с солдатами. Порядок в армии по-аракчеевски означал единообразие формы, аккуратно побеленные казармы, своевременные доклады, проверки и др.всевозможный контроль. Характерные черты аракчеевщины: планомерное и беспощадное проведение крепостнической реакции, насаждение шпионства, преследование вольномыслия, цензурные притеснения печати, мелочная формалистика, расправа с протестующими. Многократно подавлялись крестьянские выступления. Яркое проявление аракчеевщины - устройство военных поселений. Это особая форма комплектования и содержания армии, при которой солдаты соединяли военную службу и крестьянскую работу на земле. Стремясь увеличить численность армии и постепенно избавить страну от ненавистной рекрутской повинности, Александр I заинтересовался системой военных поселений, существовавшей в ряде европейских и азиатских стран. Некоторое подобие военных поселений были в России и в XVIII в. Изначальная идея была проста: военные поселения составляются из солдат и крестьян. В мирное время они занимаются военным обучением и хозяйством, обеспечивая себя необходимыми продуктами. После окончания срока службы солдаты получают здесь "кусок хлеба" и "крышу над головой". Треть русской армии была переведена на военные поселения. Жители местности, куда назначались военные поселения, тоже записывались в "военные поселяне" и служили для пополнения войск. Жизнь в них строго регламентировалась. Всё это ломало сложившийся быт населения и армии и возбуждало недовольство. Благие фантазии правителей нередко приносили горькие плоды народу. Поэтому начались открытые солдатские выступления (самое крупное в Чугуеве в ИЛ 1819-АВ1819). Многие высокопоставленные военные и гражданские лица империи были против такой затеи. Но Александр I был непреклонен. Против был и Аракчеев А.А., но, привыкший к беспрекословному выполнению распоряжений, он взялся за создание военных поселений. Используя методы жесточайшего принуждения, он воплотил проект императора в жизнь. Для сотен тысяч крестьян и солдат это стало трагедией; русское общество встретило военные поселения отрицательно. Столь же сильное сопротивление вызвали попытки Аракчеева А.А. и Александра I "сделать мирское просвещение христианским". В основу преподавания наук пытались положить Священное писание (особое сопротивление это вызвало в преподавании естественных и точных наук). Рассадники передовых идей - Московский университет, Царскосельский лицей, новые университеты подвергались гонениям. В 1816 во главе Министерства народного просвещения стал, по выражению Пушкина А.С., "холопская душа" и "просвещения губитель" князь Голицин А.Н. Передовые учёные отстранялись от преподавания, их лекции подвергались придирчивому контролю. Усиление цензурного гнёта нанесло немалый ущерб национальной культуре. 13 ЯН 1822 особым указом были запрещены в России все тайные общества. Действовала полиция Аракчеева А.А. и Министерства внутренних дел. Его фигура была настолько одиозной в общественном мнении, что Николай I, близкий к нему по взглядам, вскоре после воцарения уволил Аракчеева А.А. со службы. Однако аракчеевские порядки при Николае I продолжали процветать, и поэтому слово "аракчеевщина" прочно вошло в русский лексикон. Однако сам Аракчеев А.А., будучи личностью сложной и неоднозначной, отличался прагматизмом. В 1818 он по поручению Александра I составил один из проектов отмены крепостного права, а в своем имении Грузино открыл госпиталь и заёмный банк для крестьян (их повседневную жизнь Аракчеев А.А. строго регламентировал), в этом же (1818) году архитектор Ажи П.П. закончил работу над украшениями для "памятника воинам" в Аракчеевском Грузинском соборе. Две его библиотеки насчитывали 15 000 томов (главным образом иностранных авторов), в т.ч. более 100 книг, запрещённых цензурой. В то время, когда правительство Александра I стало на путь реакции, в русском обществе получили ход и преобладание иные вкусы. В русской общественной мысли формировалось "западничество", "славянофильство", декабризм.