
- •Фгбоу впо Красноярский государственный художественный институт
- •Реферат
- •Глава 1. Стилистические особенности строгановских икон 3
- •Глава 2. Государевы мастера строгановской школы иконописи 8
- •Глава 3. Иконы Благовещенского собора в Сольвычегодске и местные мастера 12
- •Глава 1. Стилистические особенности строгановских икон
- •Глава 2. Государевы мастера строгановской школы иконописи
- •2.1 Прокопий Чирин
- •2.2 Истома Савин
- •2.3 Назарий Савин
- •2.4 Никифор Савин
- •Глава 3. Иконы Благовещенского собора в Сольвычегодске и местные мастера
- •3.1 Первая подгруппа икон
- •3.2 Вторая подгруппа икон
- •3.3 Третья подгруппа икон
- •3.4 Другие иконы
2.3 Назарий Савин
Назарий Савин, сын Истомы, также был государевым иконописцем. До нашего времени дошло немного его работ. Среди них – «Богоматерь петровская» (рис. 3.1), «Дмитрий Царевич в молении» (рис. 3.2) и «Ангел-хранитель», написанные в золотистом, коричневато-жёлтом тоне, с обильной росписью золотом, напоминающий работы Никифора Савина, его старшего брата.
2.4 Никифор Савин
Работ Никифора Савина до нас дошло значительно больше. Он весьма разнообразен в колористическом отношении. Среди его работ есть иконы, написанные в одном тоне – например, две иконы деисусного триптиха, писанного вместе с Чириным (рис. 4.1 и 4.2), и икона «Беседы трёх святителей» (рис. 4.3). Иконы триптиха написаны в коричнево-жёлтых и оранжевых тонах. В них много золота, которое ещё более сближает между собой используемые цвета. При этом мастер использует огромное количество сближенных оттенков, придающих иконам колористическое богатство. Никифор Савин использует то листовое золото, то растёртое со связующими, которым пишет как краской, он то наносит его локальными плоскостями, то штрихами, при этом оно, нанесённое на разную цветовую подкладку, ведёт себя по разному, становясь то бледным, то зеленоватым, то красноватым. Никифор не использует чётких абрисов, отделяющих формы друг от друга, линии у него всего волнистые, прерывистые, теряющиеся в цветовом валёре форм.
Икона «Беседы трёх святителей» также написана в золотистом коричнево-жёлтом тоне. Всё здесь приобретает узорность – и горки с мелкими, сложными по рисунку лещадками, и полоса извивающегося потока, и палатки, и очертания человеческих фигур. Одежды святителей и мебель покрыта мелким орнаментом, тела и головы склонены, ноги согнуты в коленях, руки выразительно жестикулируют.
Икона «Чудо Фёдора Тирона» (рис. 4.4) иллюстрирует легенду о победившем многоголового змея и освободившем свою мать Фёдоре Тироне. Колорит иконы варьирует от золотисто-розового в левом верхнем углу до серебристого, зеленовато-серого в правой нижней части. Вместе с этим автор использует яркую киноварь. На контрасте с чёрными пятнами двух пещер колорит становится ещё более цветным и праздничным. Эта икона полна живого, непосредственного чувства. Толпа, окружающая царя, изображена очень правдиво, за счёт всего нескольких жестов и склонённых голов создаётся ощущение тихого волнующегося движения. Они будто бы обсуждают чудесное явление, представшее перед ними. В нижних фигурах Тирона и его матери чувствуется целомудренная грация, ощущается лирический мотив материнской и сыновней любви.
Также ощущение жизни чувствуется в иконе «Иоанн Предтеча в пустыне» (рис. 4.5). Фигура Иоанна Предтечи занимает всю среднюю часть доски, он одет во власяницу, написанную золотом, с тонко нарисованными прядями шерсти. Позади него изображён не нейтральный фон, а реалистически трактованный пейзаж пустыни с натуралистическими деревьями с широкими, разделёнными на отдельные купы кронами, некоторые из которых художник написал исчерна-зелёными, а некоторые – сероватыми, пытаясь показать колористическое различие при изображении хвойных и лиственных пород. На горизонте деревья превращаются в тёмную густую чащу, из которой вытекает поток, извивающийся между горами, берега которого населены различными животными – львами с золотой гривой, светло-серыми и коричневыми оленями, и прочими зверями, занятыми естественными делами. На деревьях изображены различные птицы. Это пример использования в иконописи по настоящему проникнутого интересом к природе пейзажа.