Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Конспект Лекция Уголовное право.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.77 Mб
Скачать

6. Преступления, посягающие на отношения по реализации судебного акта

Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации (ст. 312 УК). Объектом преступления является нормальное функционирование суда, органов предварительного расследования уголовно-исполнительной системы. Обязательный признак данного состава – предмет преступления. Им может быть только имущество, которое подвергнуто описи или аресту.

Имущество, принадлежащее обвиняемому, подозреваемому, ответчику по гражданскому делу, может быть подвергнуто описи или аресту. О наложении ареста на имущество составляется постановление судьи или определение суда (см., например, ст. 29 УПК РФ), а само имущество подвергается описи. Это имущество передается на ответственное хранение.

Опасность незаконных действий в отношении указанного ст. 312 УК имущества в том, что они существенно затрудняют либо даже исключают возможность возместить ущерб, причиненный преступлением или иным правонарушением, осуществить конфискацию имущества, назначенную по приговору суда.

Объективная сторона заключается в растрате, отчуждении, сокрытии или незаконной передаче имущества, а также в осуществлении служащим кредитной организации банковских операций с денежными средствами (вкладами), на которые наложен арест.

Растрата означает израсходование имущества самим лицом, которому оно вверено. Отчуждение – это форма растраты, которая состоит в передаче (продажа, дарение и т.п.) другим лицам указанного в законе имущества. Сокрытие представляет собой действия, направленные на утаивание имущества, лишающие или существенно затрудняющие его изъятие органами правосудия. Незаконная передача характеризуется двумя моментами: во-первых, переводом имущества во владение или в пользование третьих лиц и, во-вторых, незаконностью этих действий.

Согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности», к кредитным организациям относятся: банк, небанковские кредитные организации, иностранный банк.

В гражданском судопроизводстве арест на счет должника может быть наложен как мера по обеспечению иска и как мера по обеспечению исполнения. Уголовно-процессуальное право допускает возможность ареста имущества, включая денежные средства, находящиеся на счете в кредитной организации.

Нарушение служащим кредитной организации требований, вытекающих из ареста счета, в частности по производству платежей, расторжению договора банковского счета и т.п., образует объективную сторону преступле­ния, предусмотренного ст. 312 УК.

Рассматриваемое преступление имеет материальный состав. Оно считается оконченным с момента наступления конкретных последствий – причинение имущественного ущерба. Между действиями виновного в форме растраты, отчуждения, сокрытия и т.п. и наступившими последствиями должна быть установлена причинная связь.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Конкретное содержание вины зависит от субъекта преступления. В первом случае виновный осознает, что имущество подвергнуто описи или аресту и ему вверено для сохранения, предвидит, что своими действиями причинит материальный вред государству, соответствующим органам или учреждениям, предприятиям или организациям, гражданину, и желает этого. Во втором случае служащий кредитной организации осознает, что незаконно осуществляет банковские операции с денежными средствами (вкладами), на которые наложен арест, предвидит, что в результате его действий будет нанесен вред, и желает этого.

Субъект преступления в законе определен двояко. Во-первых, им могут быть лица, которым вверено на сохранение имущество, подвергнутое аресту или описи; во-вторых, это служащие кредитной организации, осуществляющие банковские операции с денежными средствами, на которые наложен арест.

Действия должностного лица, совершенные с использованием служебных полномочий, в зависимости от их содержания подлежат квалификации по п. «б» ч. 2 ст. 160 УК или ст. 285 УК.

В ч. 2 ст. 312 УК предусмотрена ответственность за сокрытие или присвоение имущества, подлежащего конфискации по приговору суда, а равно иное уклонение от исполнения вступившего в законную силу приговора суда о назначении конфискации имущества. Таким образом, здесь речь идет уже об ином предмете преступления. Если в ч. 1 данной статьи говорится об имуществе, подвергнутом описи или аресту, то в ч. 2 – имуществе, подлежащем конфискации по приговору суда.

Формы проявления данного преступления (сокрытие или присвоение) по существу те же, что и в отношении описанного или арестованного имущества. Иное уклонение от исполнения приговора суда может также заключаться в разных действиях, суть которых одна: исключить возможность изъятия и передачи государственным органам конфискованного имущества.

Обязательным признаком данного преступления, помимо указанного в законе деяния, являются: наступление преступного последствия в виде имущественного ущерба государству и причинная связь между действиями и на­ступившими последствиями.

Состав преступления имеет место лишь в том случае, если указанные в законе действия совершены лицом, которому имущество, подлежащее конфискации, вверено на сохранение.

Побег из места лишения, из-под ареста или из-под стражи (ст. 313 УК). Объектом преступления будет нормальное функционирование органов уголовно-исполнительной системы, предварительного расследования и суда.

Это преступление относится к числу наиболее распространенных посягательств на правосудие. Его общественная опасность состоит в том, что оно реально противодействует исполнению приговора или меры процессуально­го принуждения, реализации задач и целей лишения свободы или ареста, подрывает авторитет органов уголовно-исполнительной системы и предварительного расследования.

С объективной стороны побег состоит в самовольном незаконном оставлении осужденным или заключенным под стражу учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. «Самовольное» означает, что виновный действовал без надлежащего на то разрешения, а незаконность действий характеризуется тем, что у лица отсутствовали законные к тому основания.

Местами лишения свободы, согласно ст. 58 УК, являются: колонии-поселения, исправительные колонии, воспитательные колонии и тюрьмы.

К местам предварительного заключения относятся: следственные изоляторы, пересылочные пункты, транзитно-пересылочные отделения, изоляторы временного содержания, транспортные средства для конвоирования или этапирования лиц, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано содержание под стражей. Побег может иметь место из кабинета прокурора, следователя, лица, производящего дознание, а также из зала судебного заседания или во время доставления для производства следственного действия.

При побеге из общежития за пределами охраняемой территории, с рабочего объекта или по пути следования к нему лица, которому было разрешено передвижение без конвоя (несовершеннолетнему – без сопровождения), он также будет считаться совершенным из мест лишения свободы. Таким же образом следует оценивать и действия лица, которое, получив длительное свидание за пределами колонии, самовольно, незаконно оставляет обуслов­ленное правилами внутреннего распорядка место свидания. Невозвращение же из отпуска, проведенного вне исправительного учреждения, не образует рассматриваемого состава преступления и должно квалифицироваться по ст. 314 УК.

Не может квалифицироваться как побег самовольное незаконное оставление осужденным помещений усиленной изоляции, расположенных на территории места лишения свободы. Состав рассматриваемого преступления в этом случае образуется лишь тогда, когда виновный не только покинет указанные места, но и выйдет за пределы исправительного учреждения. При отсутствии этого, в зависимости от обстоятельств, действия лица необходимо оценивать как проступок или как покушение на побег.

Побег относится к числу преступлений, имеющих формальный состав. Его окончание определяется в зависимости от того, откуда совершен побег. Если он осуществлен из мест лишения свободы или предварительного заключения, то оконченным считается с момента оставления виновным соответствующего учреждения, пересечения его границ. При побеге лица, находящегося вне места лишения свободы или предварительного заключения, но под стражей, преступление должно признаваться оконченным с момента, когда виновный полностью выйдет из-под надзора и контроля охраняющих его лиц, получит возможность по своему усмотрению менять места нахождения, бесконтрольно вступать в контакты с другими лицами и т.п.

Побег является длящимся преступлением, и это обстоятельство необходимо учитывать при определении срока давности и применении амнистии.

С субъективной стороны рассматриваемое деяние характеризуется прямым умыслом. Ни мотивы побега, ни цель, которую преследовал виновный, значения для состава преступления не имеют.

Субъектом является лицо, осужденное к лишению свободы (независимо от его вида), или аресту, либо подозреваемый или обвиняемый, в отношении которого мерой пресечения избрано содержание под стражей.

В ч. 2 ст. 313 УК предусмотрен квалифицированный вид данного преступления – его совершение группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. В законе указаны два квалифицирующих признака. Побег считается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали двое или более отбывающих наказание в виде лишения свободы либо ареста, или содержащихся под стражей, заранее договорившиеся о совместном совершении рассматриваемого преступления; организованной группой – если побег совершен устойчивой, заранее объединившейся группой лиц.