
- •Тема 1. Источники белорусского права: актуальные проблемы правотворчества
- •I. Понятие источников права. Общая характеристика
- •2. Нормативные правовые акты
- •2. 1. Классификация и иерархия нормативных правовых актов
- •2. 2. Конституция Республики Беларусь
- •2. 3. Конституционные законы
- •2.4. Обыкновенные законы и другие акты Парламента
- •2.5.. Акты Президента Республики Беларусь: декреты, указы, распоряжения
- •2.6. Акты Правительства, их виды и место в правовой системе
- •2.7. Обратная сила нормативного правового акта
- •3.Судебный прецедент как источник права
- •Тема 2. Гармония и коллизии национального и международного права: совеременные проблемы взаимодействия
- •Тема 3. Теория конституции и практика ее применения: особенности конституционной нормативности.
- •§ 1. Понятие и сущность Конституции
- •§2. Конституция Республики Беларусь как системообразующий акт
- •§ 3. Юридические, политические и идеологические свойства Конституции
- •§5. Действие Конституции, порядок ее изменения и дополнения. Толкование Конституции.
- •Тема 4. Теория и практика развития системы государственных органов: Беларусь и зарубежный опыт
- •1. Понятие, виды и система государственных органов
- •2. Принцип демократизма и статус государственных органов. Роль и задачи государственных органов на современном этапе
- •3. Разделение властей и единство власти в Республике Беларусь
- •4. Надзорно-контрольные органы в системе государственного аппарата
- •Тема 5. Конституционный Суд Республики Беларусь – специализированный орган конституционного контроля. Его воздействие на правовую систему
- •1. Конституционный Суд и конституционный строй. Значение Конституционного Суда для реализации конституционных принципов
- •2. Особенности порядка формирования, структуры и деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь
- •3. Проблемы и перспективы развития законодательства о Конституционном Суде Республики Беларусь
- •Тема 6. Права, свободы и обязанности личности: теория, практика, проблемы
- •1. Человек как субъект конституционных правоотношений. Правовое регулирование статуса человека в системе конституционного права и законодательства
- •2. Закрепление Конституцией Республики Беларусь источников регулирования прав и свобод личности
- •3. Конституционные принципы статуса личности: равенство, единство прав и обязанностей, гарантированность прав и свобод
- •4. Конституционные гарантии прав и свобод личности
- •5. Право на юридическую помощь как конституционная гарантия осуществления и защиты прав и свобод личности
- •6. Конституционная система защиты прав и свобод личности. Судебная защита
- •7. Конституционные основы международной защиты прав и свобод личности
- •8. Конституционно-правовые основания и пределы ограничения прав и свобод личности
2.7. Обратная сила нормативного правового акта
Правила придания обратной силы нормативному правовому акту изложены в ряде нормативных документов Республики Беларусь, среди которых следует назвать Конституцию (ст. 104), Закон “О нормативных правовых актах Республики Беларусь” (ст. 67), Уголовный кодекс (ст. 9), Кодекс об административных правонарушениях (ст. 8) и некоторые другие.
Согласно ст. 104 Конституции закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан. Автор в своих публикациях ранее высказывал идею о том, что этот конституционный принцип должен распространяться и на действие всех (не только законов) подконституционных нормативных актов, что в итоге и было реализовано в законодательстве.
На практике часто задают резонный вопрос о том, насколько справедливо в ст. 67 Закона “О нормативных правовых актах Республики Беларусь” предусмотрена возможность придания нормативному правовому акту обратной силы не только, когда им смягчается (отменяется) ответственность, иным образом улучшается правовое положение лиц, на которых распространяется действие акта, но и когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу.
Полагаем, что здесь действительно есть проблемы, требующие правильного разрешения. В ч. 1 ст. 67 названного Закона прямо предусмотрены два случая придания акту обратной силы. С одной стороны, положения более мягкого акта “автоматически” имеют обратную силу, а с другой –нормотворческий орган может принять решение о придании акту обратной силы. Но с учетом редакции ч. 1 ст. 67 Закона законодателю остается только придать обратную силу ... более “строгому” нормативному акту. А это в обычных, не чрезвычайных условиях недопустимо. Можно полагать, что лишь с учетом действия ст. 23 и 63 Конституции могут быть приняты какие-либо неординарные меры. Поэтому полагаем, что ч. 1 ст. 67 содержит в себе противоречия.
Считаем, что Парламент, принявший ст. 67 Закона “О нормативных правовых актах Республики Беларусь” в такой редакции, подвергать особо суровой критике в этой связи нельзя. Ведь уже то, что конституционный принцип придания обратной силы закону получил более широкое развитие, охватив не только вопросы ответственности, но и “иное улучшение положения лиц”, заслуживает на данном этапе одобрения. И прежде всего в силу нестабильности законодательства, его противоречивости, содержания в нем порой двусмысленных формулировок. Хотя, надо признать, что в перспективе ч. 1 ст. 67 Закона следует скорректировать таким образом, чтобы не нарушались принцип равенства, конституционные требования о надлежащем выполнении возложенных обязанностей и др.
В комментарии к Конституции автор статьи отстаивал идею недопустимости придания обратной силы акту не только при решении вопроса о возложении юридической ответственности, но и в случае такого изменения законодательства, в результате которого ухудшается положение граждан, юридических лиц, в том числе осуществляющих хозяйственную деятельность63. То есть в публикациях автора шла речь о недопустимости ухудшать правовое положение субъектов права, а не о том, что всегда (помимо ответственности) более мягкий закон должен иметь обратную силу вопреки воле законодателя. На наш взгляд, будет соответствовать Конституции подход, когда, например, нормам акта о дополнительной налоговой нагрузке не придается обратная сила. В другой ситуации с субъекта хозяйствования, физического лица может и не сниматься обязанность выполнить те обязанности, которые были возложены ранее действовавшим актом, например, уплатить налог за определенный период по той ставке (пусть даже большей), которая была ранее предусмотрена. Если же узко толковать ч. 1 ст. 67 Закона, то в силу “улучшения” положения субъекта хозяйствования следует применять более “льготные” ставки. А это противоречит другим принципам, зафиксированным в Конституции, на что мы уже обращали внимание.
На наш взгляд, ч. 1 ст. 67 Закона целесообразно изложить в следующей редакции: “Нормативный правовой акт не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан, либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу; при этом нормативному правому акту, ухудшающему положение граждан или юридических лиц, не может быть придана обратная сила”.
При такой редакции логичным будет закрепление права нормотворческих органов придавать своим актам обратную силу. Речь, конечно же, идет о тех из них, где предусматриваются дополнительные гарантии, льготы, преимущества и т.п., то есть когда законодатель вправе (но не обязан) это сделать. Такой подход ни в коей мере не поколеблет устоявшиеся в праве подходы при решении вопросов юридической ответственности.
В юридической литературе ранее уделялось определенное внимание вопросу об обратной силе закона. Больше эта проблема интересовала специалистов в области уголовного и административного права. Однако в условиях нестабильного законодательства, “запаздывания” нормотворческих органов с корректировкой правового регулирования правильное применение правила об обратной силе закона стало актуальным и в других сферах, например, в области экономических отношений, особенно налогообложения.
Так, сегодня поднимаются вопросы о том, с какого времени возникает обязанность уплачивать республиканский сбор в связи с совершением сделок о передаче транспортных средств юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Отдельные граждане опасаются, что соответствующему нормативному акту будет придана обратная сила, а некоторые должностные лица полагают, что для этого есть основания, разъясняя соответствующим образом законодательство.
По мнению М.С. Студеникиной, вопросы вступления законов в силу могут регламентироваться только такой формой акта, как закон64. Этот подход заслуживает внимания.