
Гипотезы в психологии
19. Наиболее важные из гипотез (в логическом смысле этого слова) психологии относятся к основным проблемам психологического анализа; это вопросы о врожденных идеях, о восприятии внешнего мира и о воле.
Всего более гипотетичен, быть может, вопрос о восприятии. Господствующим в этом отношении является следующий взгляд: существуют, независимо друг от друга, внешний мир и ряд духовных субстанций, сообщающихся с этим внешним миром. Эта гипотеза имеет очень большое преимущество тем, что легко и просто формулирует все явления. Правда, в ней есть и большой недостаток: в ней заключается внутреннее противоречие; но зато предположение, свободное от такого противоречия, громоздко, представляет трудности при объяснении фактов, а потому и не может заменить собой в общем сознании первую теорию.
Первое (дуалистическое) понимание есть наиболее резкий случай гипотезы, принимаемой единственно потому, что она согласуется с видимостью вещей. Но, в сущности, она не только не подкрепляется какими бы то ни было доказательствами, но даже содержит в себе вопиющее противоречие, по существу являющееся ее полным опровержением.
К числу не объясненных еще духовных явлений надо отнести сновидения2. Наиболее распространенная гипотеза видит их действительную причину в частичной деятельности (или частичном бодрствовании) мозга. Что мозг может бодрствовать и погружаться в сон в самых различных степенях, это факт прочно {229} установленный. И если допустить, что во время сна одни части мозга бодрствуют, а другие покоятся, то мы будем в состоянии объяснить некоторые явления сна, сомнамбулизма и месмеризма. Какие именно части мозга бодрствуют, какие нет (центры внешней чувствительности, произвольных движений), — это и будет содержанием гипотезы. Совпадение действительно наблюдаемых фактов с необходимыми выводами из гипотезы придает ей значительную вероятность.
Далее, хорошо известно следующее явление: если в нашем уме неоднократно возникала известная цепь представлений, и если последнее ее звено важнее промежуточных, то мы сразу перескакиваем с первого представления на последнее, все же прочие вовсе не появляются в нашем сознании. Этот факт объясняли различно: 1) по Стюарту, дух настолько быстро проходит эти промежуточные состояния, что немедленно вовсе забывает их; 2) Гамильтон полагал, что это явление следует отнести к категории бессознательных духовных явлений; 3) Д. С. Милль думал, что образуется прямая ассоциация между первым и последним звеньями цепи, прочие же совершенно исчезают. Все эти три предположения указывают на "истинные" причины, т.е. на такие, из которых каждая может действовать в данном случае. Поэтому выбор между ними зависит от того, будет ли действие какой-либо из них в точности равняться общему результату. Признавая всю трудность точного вычисления духовных явлений, мы можем, однако, сказать, что в общем последняя из трех гипотез всего ближе подходит к тому, что наблюдается в действительности.
Точно также представление о состоянии духа человека в момент его рождения есть гипотеза, относящаяся к числу научных гипотез второго рода13; это представление, не имеющее основания в фактах, но полезное для объяснения дальнейших стадий развития духа. Гипотетически же представляем мы себе и духовные свойства других людей и животных: а именно, мы истолковываем их внешние проявления по аналогии с нашим личным оптом. {230}
ВЕРОЯТНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ (И ИХ ВЫЧИСЛЕНИЕ)
20. Сложность духовных явлений не позволяет нам устанавливать для них законы, безусловно, всеобщие; поэтому во многих случаях нам приходится довольствоваться лишь более или менее вероятными обобщениями.
Так, например, то или другое влияние воспитания не вполне достоверно, а лишь вероятно. Конечно, закон усвоения (или памяти) действует во всех случаях, но не всегда имеются налицо все разнообразия и сложные условия, необходимые для его полного применения. Хорошее воспитание очень часто, но не всегда образует хорошего, нравственного человека; дурное воспитание, по большей части, но тоже не всегда развращает человека14.
Несчастья развивают и закрепляют характер во многих случаях, но также не во всех.