
- •Объект и предмет политической регионалистики
- •2. Методология и основные научные направления региональных политических исследований
- •3. Проблемы и этапы становления политической регионалистики в современной России
- •4. Политическая регионалистика в системе социо-гуманитарного знания
- •5. Регион как социально-политический феномен.
- •6. Взаимоотношение региона и центра в унитарных и федеративных государствах.
- •7. Понятие регионализма.
- •8. Регионализм и территориальность.
- •9. Понятие регионализации
- •10. Понятие региональной политики
- •11. Региональный политический режим
- •12. Локальный политический режим.
- •Теории городских режимов.
- •14. Особенности электоральных процессов на региональном уровне.
- •15. Нормы и процедуры региональных электоральных процессов.
- •16. Электоральные циклы: региональное измерение
12. Локальный политический режим.
Значимость локального уровня управления в России повысилась с середины 1990-х годов, то есть со времени формирования основ института местного самоуправления в его современном варианте. Тенденции выделения группы локальных лидеров, проведение ими собственного политического курса требовали научного осмысления. Встал вопрос о существовании политической элиты на локальном уровне.
Политический процесс на локальном уровне активизировался в конце 1990-х – начале 2000 годов, что проявилось в повышении конкурентности муниципальных выборов и усложнении отношений между локальным и региональным уровнями управления. Как следствие, стали актуальными вопросы о структуре локальной политической элиты и ее политической позиции по отношению к региональной государственной власти.
С точки зрения роли участников политической жизни, ее пространственный континуум может быть разделяться на: 1) локальный, 2) региональный и 3) глобальный уровни, конкретное содержание которых зависит от выбранной при анализе системы координат. Скажем, если в качестве точки отсчета пространства глобальной политики принимается планетарный масштаб, то региональная политика связана со сферой политического взаимодействия государств и других общественно-политических агентов на уровне континентов и субконтинентов (ЕС в Западной Европе, НАФТА и ОАГ в Северной и Латинской Америке) или даже еще более узких регионов (АСЕАН, страны Магриба и т. д.), а локальная - с деятельностью политических субъектов на национально-государственном уровне.
Для обозначения этих уровней в политологии используются понятия 'макро-', 'мега-' и 'микро-' политики, характеризующие различные измерения политического пространства и уровни политических отношений. Макрополитика (вероятно, как и макросоциология и макроэкономика) в большой степени связана с характеристикой пространства функционирования базового агента современной политической жизни - 'государства - нации', лимитированного административно-правовыми границами распространения легитимной публичной власти. Мегаполитика отражает более высокий уровень анализа, содержанием которого являются связи и внешние взаимодействия национально-государственных и наднациональных субъектов, затрагивающие механизмы мировой политики, отношения на глобально-планетарном уровне. И наконец, микрополитика как бы спускается с макроуровня на порядок ниже к анализу взаимоотношений индивидов и групп, изучению внутренних механизмов групповой динамики и индивидуального поведения, то есть уделяет внимание микропроцессам политики, из которых, в свою очередь, складывается пространство макрополитического процесса.
Что же касается микрополитики, то наряду с пространством властной компетенции административно-государственных институтов различного уровня (федеральных и местных), часто говорят о 'сферах контроля' и 'областях давления', 'зонах влияния и интересов' партий и лоббистских группировок, лидеров и групп избирателей.
Теории городских режимов.
Начиная с 1990-х годов теория городских политических режимов (urban regime theory) получила широкое признание и распространение в США и (в меньшей степени) Западной Европе. начало формирования теории городских политических режимов обычно связывается с появлением книги Кларенса Стоуна «Режимная политика: правление в Атланте, 1946–1988 гг.»
Теория политических режимов заметно изменила ракурс изучения власти в территориальных общностях, что было обусловлено как новациями в понимании природы и форм власти, так и смещением акцентов в ее исследовании.
Теория политических режимов заметно изменила ракурс изучения власти в территориальных общностях, что было обусловлено как новациями в понимании природы и форм власти, так и смещением акцентов в ее исследовании. Стоун и его последователи расширили пространство политической власти в городе, фокусируя внимание не столько на «социальном контроле» («власти над»), сколько на «социальном производстве» («власти для»).
Выделение четырех типов власти было обусловлено стремлением Стоуна и его последователей обратить внимание на коалиционный характер властных отношений в городской общности, складывавшихся в результате сложного взаимодействия акторов, представляющих как публичную (государственную), так и частную сферу городской жизни. Идея коалиционной природы власти в американских городах возникла в результате понимания ограниченных возможностей местных властей контролировать важнейшие ресурсы, прежде всего материальные, которые находятся в руках негосударственных акторов. Политический режим — это коалиция акторов, обладающих доступом к институциональным ресурсам и осуществляющих управление общностью. Он не сводится к электоральной коалиции, а предполагает более широкий спектр взаимодействия; в нем нет очевидной субординации и важнейшую роль играют неформальные связи, обеспечивающие эффективность взаимодействия акторов и прочность коалиции.
Наиболее влиятельными акторами городской политики обычно являются представители публичной власти и бизнеса. Частная сфера, разумеется, представлена не только бизнесом.Британские исследователи П. Джон и Э. Коул выделили благоприятные условия формирования политических режимов:1. «Местная проекция интересов бизнеса»: в идеале бизнес должен быть в собственности тех, кто проживает в городе, 2. «Бизнес должен быть сравнительно интегрированным», 3. Более вероятно возникновение и сохранение режимов в больших городах., 4. Успешному формированию режима способствует передающаяся из поколения в поколение традиция политического прагматизма и веры в городскую политику. 5. Режимы чаще формируются в городах, которые обладают уникальностью и своеобразием.
В отечественной науке накоплен определенный опыт изучения политических режимов на уровне региона. В частности, в наиболее обстоятельном эмпирическом исследовании политических режимов в российских регионах его участники определили режим как «совокупность акторов политического процесса, институтов политической власти, ресурсов и стратегий борьбы за достижение и/или удержание власти» В качестве важнейшего основания классификации режимов обычно рассматривается степень концентрации власти в регионе (моноцентрические и полицентрические режимы), характер взаимоотношений между основными акторами («авторитарная ситуация», «гибридный режим», «демократическая ситуация»), уровень «полиархичности» режимов или такие параметры, как происхождение правящей группы; количество и субординация центров (полюсов) политического влияния; состояние гражданского общества как инфраструктуры регионального политического процесса; статус региона вовне.