Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
всемирная ист.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
341.79 Кб
Скачать
  1. Обазование Афинского полиса. Эвпатриды и демос.

Временем расцвета афинского полиса и демократии обычно считают V век до нашей эры, связывая его с именем афинского стратега Перикла (около 490-429 до нашей эры). Законодательные меры Перикла (отмена имущественного ценза, замена голосования жеребьевкой при предоставлении должностей, введение оплаты должностным лицам и др.) сначала способствовали расцвету афинского полиса и демократии. Однако, в действительности V век до нашей эры оказался концом демократии в Афинах. Перикл отличался крайним честолюбием, авторитарностью, был довольно посредственным военачальником и непревзойденным в искусстве демагогии. Он был лидером народной партии пятнадцать лет подряд, вплоть до своей смерти в 429 году до нашей эры. Перикл назывался главным стратегом и наделялся особыми полномочиями: созывать и распускать экклессию, булэ, гелиэю и другие коллегии, распоряжаться казной, иметь телохранителей и др. Перикл провел серию законов, имевших целью, как декларировалось, расширение демократии. Был лишен своих привилегий ареопаг. Была введена плата за исполнение государственных должностей, прежде считавшихся почестью за участие в народном собрании. Этим законодатель стремился привлечь к управлению полисом как можно более широкие слои общества, включая земледельцев и ремесленников с невысокими доходами. Однако последствия оказались совершенно противоположными.

Именно с этого времени распространились такие пороки демократии, как взяточничество, подкуп должностных лиц, лоббирование, подкуп голосов избирателей и судей и т.п. Собственно говоря, раздача денег при входе на собрание оказывалась подкупом голосов в интересах Перикла. Затем была установлена плата за службу в армии, которая прежде считалась священным долгом каждого гражданина. Предполагалось, что эта мера усилит армию, привлечет в ее состав самую деятельную часть общества и компенсирует потери ежедневных доходов. Но и здесь результат оказался отрицательным. Именно с этого времени стал исчезать характерный для полиса патриотизм, афинские граждане стали уклоняться от службы в армии, стали нанимать заместителей. Не ограничившись этим, Перикл ввел феорикон, так называемые «зрелищные деньги», которые раздавались демосу для посещения театров, ипподромов и прочих мест массовых зрелищ. Это было уже, очевидно, популистской мерой, рассчитанной на усиление влияния Перикла среди демоса. Кроме того, совершение подобных ежедневных выплат превратило Перикла в бесконтрольного распорядителя государственной казны, которая прежде являлась неприкосновенной.

Феорикон оказался еще более разрушительным для полисных устоев: распространилась праздность; труд, общественно значимая деятельность перестали считаться добродетелью. При Перикле экклессия была поставлена над всеми законодательными, судебными и контролирующими институтами. Общество стало регулироваться не законами, а постановлениями народных собраний, в которых Перикл всегда получал необходимое ему большинство голосов. В сущности, экклессия маскировала авторитарное управление, а демократия вырождалась в демагогию. Личные мотивы всегда оставались ведущими в деятельности Перикла. Еще в начале его политической карьеры общество было взбудоражено бракоразводным процессом. По старым законам Афин Перикл подлежал лишению должностей и бесчестью – атимии. Однако Перикл добился признания «законности» своего развода. Вслед за этим народное собрание вынуждено было заниматься новым скандальным делом – признанием законности второго брака Перикла с гетерой Аспасией, а затем – и делом о законорожденности его сына от Аспасии.

Даже невиданная по масштабам строительная деятельность не может быть поставлена в заслугу Периклу. На строительство Афинского акрополя были истрачены 3700 талантов серебра. Государство было поставлено на грань банкротства, но Перикл превратился в самого богатого гражданина Афин. Растрачены были деньги не только самих Афин, но и союзников, что стало причиной Пелопонесской войны Афин 431 – 404 годов до нашей эры. В ходе этой войны умер от эпидемии Перикл и пала афинская демократия.

Господство эвпатридов. Таким образом, эвпатриды стали полновластными господами в Аттике: они исключительно занимали все жреческие и государственные должности, в их руках было толкование божественных и человеческих законов. Эвпатриды же судили по своему усмотрению и произволу, пользуясь тем, что писаных законов не было, а дела решались на основании обычаев и отцовских преданий, которые знали и могли толковать одни только эвпатриды. В руках же эвпатридов была большая часть земли и капиталов. Пользуясь своею властью и силой, эвпатриды угнетали демос. Если они и при царях имели влияние на государственные дела, то цари, как верховные покровители народа, были защитниками простых и бедных граждан против всяких притеснений со стороны эвпатридов. У архонтов же бедным гражданам трудно было найти защиту, так как они, принадлежали сами к евпатридам и были ответственные пред ними; действовали, естественно, в их интересах. Между тем бедные граждане были тем более во власти эвпатридов, за неуплату долгов часто попадали к ним в рабство. Причиной тому были жестокие постановления о долговых обязательствах, существовавшие в Афинах, как и везде почти в древнем мире. В силу этих законов несостоятельный должник становился рабом своего заимодавца, кроме того, занимающий имел право закабалить себя и даже детей своих кредитору. Таким образом, многие из бедных отдавали евпатридам под залог - сначала свои земли, а потом и свое тело, и тело других лиц своего семейства. Число свободных собственников все более и более уменьшалось.

Килон. Таким положением дел в Афинах, хотел воспользоваться честолюбивый эвпатрид Килон, чтобы отнять власть у эвпатридов и сделаться неограниченным властелином.

 Килон со знатным происхождением соединял славу победителя на олимпийских играх (в 640 г. до P. X.) и был женат на дочери тирана Феагена, захватившего власть в Мегаре соседствующей с Аттикой. Побуждаемый примером своего тестя и обещавшем с его стороны вооруженной помощью, Килон составил замысел силою завладеть Акрополем. Но, как благочестивый грек, он, прежде всего, обратился за советом к дельфийскому оракулу. Оракул дал совет Килону, воспользоваться "великим праздником Зевса". Килон принял ответ оракула за указание на день ежегодного празднования в Афинах олимпийских побед. В этот день годовщины победитель, прославивший себя и свой родной город, обходил в торжественном шествии весь город и храмы, украшенный венком и сопровождаемый товарищами и родственниками. В ближайший олимпийский праздник Килон, не возбуждая подозрения, собрал вокруг себя отряд сверстников, приверженцев своих и людей, присланных на помощь Феагеном, и, уверенный в помощи богов, сделал неожиданное нападение на Акрополь.

Предприятие сначала ему удалось, но явившимися в большом числе на помощь архонтам народ, осадил Акрополь, где засел Килон со своими приверженцами. Недостаток в пище и воде сделал невозможным сопротивление для Килона. Сам он успел бежать, приверженцы же его сдались.

Когда архонты, во главе которых стоял Мегакл из рода Алкмеонидов, вступили в Акрополь, они нашли измученных голодом приверженцев Килона, сидевших на ступенях алтаря богини Афины и молящих о защите. Поддавшись увещаниям архонта Мегакла, они дали себя увести; но едва поднялись они со своих мест, как были изменнически убиты. Таким образом, главная святыня афинян подверглась осквернению, и так как это было совершено по распоряжению архонтов, то гнев богов должен был пасть на весь афинский народ. Но проклятие преимущественно тяготело на Алкмеонидах, как на главных виновниках святотатства.

Оставшиеся в живых приверженцы Килона, приобрели большое влияние в государстве. Между ними и алкмеонидами начались неприязненные отношения, вредно отзывавшиеся на спокойствии и благосостоянии и без того уже находившиеся в тяжелом положении государства. Возможность такого факта, как едва не удавшаяся попытка Килона, произвол Алкмеонидов. Последовавшая за всем этим внутренняя борьба партий вывела из терпения народ, который, как видно из помощи, оказанной им правительству во время килоновской смуты, был верен существующему устройству. И теперь он не добивался никаких существенных перемен и требовал только писанных, известных всем законов. Практиковавшееся до тех пор произвольное применение прав - ареопагом, архонтами и евпатридами, уже не могли удовлетворять афинский демос VII-го века, начавший чувствовать свою силу и значительно развившийся, благодаря усилившейся торговле и увеличившимся сношениям с другими странами и народами. Эвпатриды должны были уступить. Они согласились на издание писаных законов и поручили это дело фесмофету Дракону (ок. 620 г.).

В начале архаической эпохи ведущую роль в греческом обществе безраздельно играли аристократы – потомки басилеев гомеровского периода и члены других знатных родов. Им принадлежали все рычаги власти. Из знати комплектовались органы управления полисом – советы, реально распоряжавшиеся всеми государственными делами. Народные собрания созывались редко и лишь утверждали решения, принятые советами, являясь послушным орудием в руках аристократов. Знать занимала главные экономические позиции, опираясь на крупные земельные владения и на богатства, добытые в ходе военных походов. Ее роль в войске (прежде всего в качестве кавалерии) первоначально была преобладающей.

На местах, особенно в деревнях, традиционный авторитет аристократии был непререкаем. Именно аристократы руководили религиозной жизнью полиса, занимая должности жрецов: при отсутствии записанных законов они же были и судьями, толкуя по своему произволу нормы устного права. Необязательность для знати повседневного физического труда давала ей обилие досуга, превращая ее в интеллектуальную верхушку общества, наиболее образованную его часть.

Положение остальной части населения (по-гречески она называлась «демос», то есть народ) было довольно незавидным. Демос в основном находился в различной степени зависимости от аристократов. Эта зависимость все более усугублялась, перерастая в настоящее закабаление. Так, разорившийся крестьянин, попавший к аристократу в неоплатный долг, мог быть превращен в раба. Такое положение подрывало стабильность полиса и настоятельно требовало реформ.

Примерно с середины архаической эпохи положение начинает коренным образом меняться. Аристократы медленно, но неуклонно утрачивают свои ведущие позиции. С появлением фаланги падает их роль в войске: гоплиты, набиравшиеся из средних земледельцев, сделали аристократическую конницу практически ненужной. С развитием ремесел и торговли, появлением денег из среды демоса выделяется торгово-ремесленная верхушка, которая начинает успешно конкурировать со старой знатью. Наконец, и сам демос вступает в борьбу за свое равноправие, опираясь на численное превосходство и на отсутствие единства в рядах аристократов. Борьба эта была долгой и нелегкой, знать на протяжении всей эпохи архаики продолжала занимать важнейшее место в политической жизни. Но уже довольно рано демос достиг важнейшей уступки: в большинстве полисов было запрещено обращать граждан в рабство за дол

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]