
- •Курсовая работа
- •Глава 1. Электронное государство – требование информационного общества 9
- •Глава 2. Электронное государство миф или реальность? 26
- •Глава 1. Электронное государство – требование информационного общества
- •1.1. Концепция электронного государства
- •1.2. Электронное правительство как элемент электронного государства
- •1.3. Электронная демократия как элемент электронного государства
- •Глава 2. Электронное государство миф или реальность?
- •2.1. Мнение Россиян в отношении развития механизмов Электронного Правительства и Электронной Демократии
- •2.2. Отношение и использования механизмов Электронного Правительства и Электронной Демократии студентами чгу
Глава 1. Электронное государство – требование информационного общества
1.1. Концепция электронного государства
В своей статье «Информационно-правовые учетные системы федеральных органов исполнительной власти в «электронном государстве» » Филатова Л.Е. отмечает, что построение глобального открытого информационного общества привело к реализации практически во всех странах мира концепции электронного государства. Которая основана на трансформации государственного управления при широком использовании информационных технологий в процессе государственной деятельности и оказании государственных услуг. [12]
Первоначально теория трансформации государственного механизма в условиях глобализации появилась в 1978 г. в работе профессоров Нью-Йоркского университета П. Бредли и А. Хула «Трансформация форм государственной системы: публичное (государственное) принуждение и административная юрисдикция», а сам термин «электронное государство» начал широко использоваться во времена президента США Билла Клинтона. [12]
На наш взгляд, интересной является замечание Филатовой о том, что когда в современной литературе различного рода говорят об «электронном правительстве», фактически речь идет об «электронном государстве», «электронном государственном аппарате», «электронной инфраструктуре государства», «государстве информационного общества» и о самом этом обществе, которое также превращается в информационное, приобретая совершенно новые и прежде несвойственные ему черты. Поэтому многие российские специалисты подчеркивают, что перевод термина «e-government» как «электронное государство» более удачно отражает содержание программ информатизации государства, нежели «электронное правительство». На наш взгляд данная точка зрения наиболее справедлива, так как предлагаемый термин касается, хотя и в разной степени, всех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной. Конечно, это не означает сосуществования двух государств — бумажного и электронного — это одно и то же государство, но с новыми методами работы.
Существуют две основные модели политической стратегии формирования электронного правительства: “западная” и “восточная”. Процесс реформирования государственного управления в западных странах, ориентированный на модель электронной демократии, связан с реорганизацией государственных органов на основе принципов “нового государственного управления”, создания “открытого и отзывчивого государства”. Проекты внедрения электронного правительства в восточных государствах успешно реализуются на основе применения принципов традиционализма и “рациональной бюрократии”. Также американская и европейская модели и доминирующие теории информационно-коммуникативных технологий несколько отличаются. В Европе в целом больший акцент делается на роль ИКТ в административном реформировании и сервисе для граждан, рассматриваемых как покупателей. В США же, помимо совершенствования административной деятельности, большее внимание уделяется влиянию ИКТ на политическое участие, сознание, улучшению функционированию политической системы в целом. В принципе каждая страна имеет свои особенности формирования, развития и реализации концепции электронного государства. [12] Можно сказать, что общий подход к электронному государству и правительству и понимание их функций во многом зависит от уровня внедрения информационных технологий в обществе. Например, в России, где электронное государство проходит начальный этап своего становления, это понятие сужается до совершенствования государственного управления в целях обеспечения доступа к информации с помощью использования новых информационно-компьютерных технологий, что, безусловно, должно повысить его эффективность.
Опять же в нашей стране, возможно из-за того, что программа «электронного государства» начала получать свое распространение относительно недавно, а может и вовсе из-за специфики России, мы относимся к Европейской модели построения «электронного государства». В нашей стране рассматриваемая концепция понимается в узком смысле.
На наш взгляд важно отметить, что на государственном уровне в сфере модернизации государственного управления должен применяться широкий подход, предусматривающий построение электронного государства, т. е «уход» от сведения понятия «электронное государство» к «электронному правительству».
В интересной статье «Теория, методология и методики анализа инновационности «электронного правительства» ученый Ирхин Ю.В также замечает влияние информационного общества на развития «электронного государства».
Он отмечает, что переход к постиндустриальному обществу предполагает трансформацию политических институтов и государственного управления с учетом требований информационной эпохи. Новые информационные интегративные технологии получают все более широкое распространение, они стали основой глобализации, существенно влияют на общественное развитие. Быстро возрастает количество лиц и институтов, использующих Интернет. В этих условиях чрезмерно централизованные структуры оказываются не в состоянии реагировать с необходимой скоростью на многообразные изменения окружающего мира. Возрастают потребности в большей мобильности государственных служб на принципах гибкости и прозрачности. Расширяются возможности для использования политических и социальных технологий в управлении. [4]
Реализация концепции электронного государства находится в тесной взаимосвязи с реформой государственного управления. С одной стороны, переход к электронному государственному управлению требует определенной перестройки основ административной системы, а с другой, - способствует повышению оперативности принимаемых управленческих решений; снижению издержек на содержание государственного аппарата, повышению производительности труда; борьбе с коррупцией и др.
«Электронное государство» рассматривается в качестве такой технологии, которая должна усовершенствовать работу уже существующих структур и по-новому организовать систему взаимодействия между традиционными структурами федерального, регионального, муниципального уровней. Ирхин выделяет следующие преимущества «электронного государства»– упрощение бюрократических процедур, значительное сокращение сроков при оформлении документов, обеспечение легко верифицируемой, строгой налоговой подотчетности юридических и физических лиц посредством введения унифицированной системы электронного учета, повышение уровня бюджетных поступлений, исчезновение коррупции и, соответственно, рост доверия граждан к институтам власти. [4]
Хотелось бы отметить, что мы согласны со многими преимуществами, за исключением того, что коррупция исчезнет. На наш взгляд, если учитывать что в нашей стране широкое распространение получило пока только электронное правительство, а именно оказание государственных услуг в электронном виде, об этом преимуществе говорить еще рано, поскольку на данном этапе, несмотря на популярность данных практик, все же электронные услуги не заменяют полностью традиционные, и лишь немногий процент россиян ими пользуются, а значит, те, люди, которые для удовлетворения своих потребностей пойдут на участие в коррупционных действиях просто пойдут по традиционному пути, и лишь тогда, когда электронный способ полностью заменит привычный, можно будет, говорит об исчезновении коррупции в данной сфере.
Для реорганизации системы государственного управления в парадигме «электронного государства» необходим ряд условий. Среди них: принятие соответствующих государственных решений; достаточный уровень «интернетизации» общества и государственных институтов; финансового обеспечения, подготовки новых кадров в алгоритме данного правительства; «снятие» узко-технологических подходов при формировании и деятельности «электронного правительства»; рационально-критическое использование накопленного зарубежного опыта и др.
Существует целый ряд факторов социального, политического, психологического, финансового и организационного характера, которые препятствуют формированию электронного правительства. Среди них: конкуренция нового информационно-общественного и традиционного способов государственного управления; значительные затраты на информатизацию государственных структур управления; изменение управленческой ментальности и повышение ИКТ квалификации государственных служащих; недостаточная эффективность определенных технологических программ; проблемы обеспечения информационной безопасности, резкого увеличения объемов информации и ее оптимизации, социально-цифрового неравенства и т.д.
Для успешной реализации программы электронного государства, на наш взгляд необходимо обратить внимание на решение следующих задач:
1. Повышение компьютерной грамотности, как служащих, так и всего населения страны, приобретения соответствующих навыков.
2. Совершенствование технологий и сетевой инфраструктуры,
3. Укрепление этических основ электронного правительства, как неотъемлемой составной части формирующего этического режима в Российской Федерации.
4. Вовлечение граждан в процессы обсуждения и принятия политико-административных решений.
5. Расширение практики интернет-трансляции соответствующих мероприятий органов власти всех уровней, судебных заседаний и публикации стенографических отчетов о них.
6. Создание порталов с целью трансляции картинки с веб-камер на избирательных участках в дни выборов (Первый опыт такой деятельности продемонстрировал портал webvybory2012.ru 4 марта 2012 г. в день выборов Президента России)
7. Введение правила обязательного рассмотрения в парламенте тех общественных инициатив, которые соберут 100 тысяч и более подписей в Интернете, а в правительстве страны – 40-50 тысяч.
Стратегической целью при переходе к более высоким, инновационным стадиям «электронного правительства» является его большая эффективность и ориентация на нужды граждан как потребителей государственных электронных услуг, улучшение управления в целом, расширение и повышение качества обратных связей с обществом. Электронное правительство должно функционировать в интересах граждан, содействовать их непосредственному участию в управлении, взаимодействию и воздействию на органы власти. [4] В принципе речь идет как о совершенствовании собственно электронного правительства, так и электронного гражданского общества, но как мы видим, в нашей стране речь пока что может идти только об электронном правительстве.