Все уходят, кроме ведущих
Ведущий 1:А еще в старину существовал обычай приглашать на «гадальные посиделки»
Ведущий 2: Вот бы и нам устроить такие посиделки! Но как же нам их устроить?
Ведущий 1: Раньше гадальные посиделки проводились в богатом доме. Посылались «нарядные» (гонцы), которые приглашали старых и молодых «посидеть вечером». Посылались с «нарядным» делом старые женщины и нянюшки. «Нарядных» принимали с поклонами и почестями и старались хорошо угостить, встречали и провожали чаркой вина.
Ведущий 2: Нужно срочно послать «нарядных» по дворам! (передает просьбу «нарядной»). А чем же девушки занимались на посиделках?
Ведущий 1: Уже с первого вечера они придумывали себе разные затеи. На святочных посиделках существовал обычай рассказывать былички - рассказы о леших, домовых, водяных, русалках, чертях и вообще о вмешательстве сверхъестественных сил.
Выходят девушки, рассказывают былички
Девушка 1: До заутрени надо ворожить на святках. Одна так и сделала. Родители ушли к заутрене, она села за стол и сказала: – Суженый-ряженый мой, садись со мной. Приходит, значит, человек к ей, вроде хотел присести. Военный. Снял саблю, положил на лавочку. И только хотел к ей присесть, она сразу заревела: – Чур со мной! Чур со мной! Он соскочил и убежал. А саблю-то оставил. Ей бы надо было ее выбросить наотмашь, а она ее взяла и в ящик положила. Вот теперь этот жених отслужил службу и как раз приехал через год и у родителей стал свататься. Но там многие сватались. Теперь и она сказала: – Но, мать, я вот этого и выберу. Он, – говорит, – и прибегал. Пойду за него.
Ее, значит, просватали. Вот они год живут, другой живут. Теперь и святки подошли. Так же вот приходят, значит, спрашивают: – Как вы ране ворожили? (Как вот вы пришли). Она и говорит: – Я вот эдак ворожила. Села, он ко мне только хо тел прикоснуться, саблю положил на лавку, хотел присесть, я заревела: «Чур со мной! Чур со мной!» Он убе жал, а сабля-то, – говорит, – у меня осталась. А этот, хозяин-то ее, да говорит: – Вы, ребята, не слушайте ее. Она вам наскажет! – Да ты что «наскажет»! Да она у меня и сейчас в ящике, сабля-то лежит. – Ну-ка, покажи-ка. Она все со дна выгребла, вытащила ему: – Вот, – гыт.
Он поглядел. – Паря, действительно, моя сабля-то, бывшая… Я, – гыт, – когда-то терял саблю… Потом, значит, немножко погодя: – А, дак ты за меня неспроста вышла замуж? – Раз! – ей отсек голову.
Девушка 2: Недавно я слышала, что есть еще святочницы, которые могут появляться только на святках. Они некрасивы, с ног до головы покрыты волосами, говорить не могут, только поют без слов и пляшут. Местопребыванием их были неосвященные избы; впрочем, иногда встречают их на улице. Попасть в их руки очень опасно. Длинными ногтями они отколупывают куски мяса и часто заколупывают до смерти. Вот что рассказывали мне об одной встрече со святочницами. Собрались раз пять девок и пошли в баню, чтобы там повеселиться. Подходят к бане, слышат, там уже кто-то поет и пляшет. «Верно, сюда еще раньше нас собрались», – подумали девки и, нисколько не опасаясь, отворили дверь и вошли.
Смотрят, а там две святочницы. Одна святочница захлопнула дверь, а другая начала колупать девок. Вырвались девки кое-как из бани, побежали, а святочницы за ними, рвут куски мяса то у одной, то у другой. Вспомнила одна из девок, что эти чудовищи любят рядиться в бусы, сдернула с себя несколько ниток, разорвала и рассыпала по снегу; то же сделали и все остальные. Святочницы обрадовались, бросились подбирать, а девки тем временем успели добежать до дворов, вскочить в хату и захлопнуть дверь.
Девушка 3: Ворожили раз девки о святках. Церковь-то от деревни была за мяндациком таким. Ноць мисецная, светлая. По дороге-то церез мяндацик церковь видна. Вот девки и заспорили: никому, говорят, не сходить к церкве на колоколину, да и не созвонить, одна девка смелая была. – А я, – говорит, – схожу. Вот и побежала. Другие девки стоят ждут за мяндациком. Ну побежала и побежала. Прибежала на колоколину и созвонила – смелая ушто была шипко – и назад побежала. Побежала назад-то, а на дороге на лисёнке старицёк сидит, никак мимо ёво продти нельзя. А на старицке-то коупацёк белиет. Она схватила у ёво с головы коупацёк, унесла. Прибежала к девкам и бахвалит. – Вот как я-то, и коупацёк ошшо принесла!
Разошлись по домам. Девка эта ушла домой. А жила-то богато, и одна она была у отца у матери, боле и детей не было. Только легли спать, вдруг под окном цуют – стуцит хто-то да и крицит: – Отдай, девка, коупацёк! Она вынесла. Он не берет. – Там, – говорит, – отдай, где взяла. Так и другую, и третью ноць. Все стуцит да крицит: «Отдай коупацёк», – житья не стало. Вот созвау отец девки попа, да сослужили над ей молебен, да собрауся ноцью народ, да и пошла она отдавать коупацёк. Народ за оградой остауся, а она в ограду зашла. Видели, как шла, видели, как старицку подала, видели, как ему коупацёк на голову надела. А тут, только руками замахали оба, да зойкало што-то, да только их и видели: не стало ни девки, ни старицка. Так и згибла.
Девушка 4: Собрались однажды девки на посиделки в новую избу погулять и погадать. Изба была еще неосвященная, образов в ней не было. Одна из девок, красавица собой, посоветовала и кресты снять. Сделали все это, да и испугалися, нашел на них страх. Тогда затейница стала гадать первая. Поставила на стол миску похлебки, положила две ложки, сама и говорит: – Суженый-ряженый, приходи ко мне поужинать! Тут сейчас же послышался колокольчик, подкатили к избе сани, и в комнату появился красивый мужчина. Он взял под руку девушку, вывел из избы, посадил в сани и помчался с нею к себе в невидимую «тайную» деревню и сделал ее своею женою. Там она жила в довольстве и богатстве, но затосковала по своим домашним и хотела бы обратно, но это ей не удалось, а муж не хотел отпустить ее добровольно. Раз во сне она услышала чей-то голос, который сказал ей, что выручить ее может только крестная мать. От тоски она заболела и слегла. Муж очень любил ее и заботливо за нею ухаживал. Она и попросила его, чтобы он привез к ней из их деревни вдову Марью. Муж не отказал. Появилась крестная, узнала крестницу. – Какая ты стала худая, – говорит, – да на тебе, – говорит, – и креста нет! И при этом сняла свой крестик и надела на больную. Тут муж ее весь почернел, загоготал, забил в ладоши – все исчезло, и обе они очутились среди пустого поля, в глухую ночь, верстах в десяти от своей деревни, куда и вернулись утром.
Девушка 5: В ночь на Крещение девушки ушли погадать ко вдове и у ней засиделись до полуночи. Во дворе этой вдовы у самой конюшни стояла давно заброшенная нежилая изба. Вот пришло девушкам на ум идти выслушивать звуки в эту нежилую избу. В деревне в избах огней уже не было. Выслушивали девушки в заброшенной избе, и вдруг стало слышно им, что полуразвалившаяся печь издает какие-то особенные могильные звуки. Девушки испугались и побежали. Забежали они ко вдове и сказали ей, что печь издает какие-то особенные звуки. А вдова-то, видно, была из знающих и нетрусливых. В ту же минуту она двери заперла и перекрестила их. Потом стала перекрещивать окна. Когда она перекрещивала окна, в одно из них увидела, что из нежилой избы тащится раскаленная докрасна печь, так что от нее сыплются искры. Подошла печь к двери, но крестная сила в избу ее не пустила.
Ведущий 2: Но на святки самым интересным было гадание. Гадания возникли еще в глубокой древности.
Ведущий 1: Да, это очень увлекательный процесс, но таинственный и опасный.
Ведущий 2: Всё равно на святки гадали все! Девушки и юноши гадали, желая узнать свою судьбу: будет ли жених надежный и статный, будет ли невеста красива да пригожа.
Вот как об этом пишет А.С.Пушкин:
Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль;
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Все потеряв невозвратимо;
И всё равно: надежда им
Лжет детским лепетом своим.
Ведущий 1: Между прочим, самые «верные» гадания приурочивались к кануну больших христианских праздников. Это время сочельника- кануна рождества Христова и крещенская ночь.
Ведущий 2: Самым популярным гаданием является гадание на вещах (или на блюде). Это гадание очень увлекательно, происходит только в большой веселой компании и, что самое главное, сопровождается очень красивыми короткими песенками, которые называются подблюдными.
