Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мировая экономика.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
343.55 Кб
Скачать

Ценообразование на мировом рынке товаров. Интернациональные издержки и мировые цены.

Характерной чертой мировой торговли является наличие особой системы цен — мировых цен. В их основе лежат интернациональные издержки производства, которые тяготеют к среднемировым затратам экономических ресурсов на создание данного видя товаров. Интернациональные издержки производства формиру­ются под преимущественным влиянием стран, являющихся глав­ными поставщиками данных видов товаров на мировой рынок Кроме того, значительное воздействие на уровень мировых цен оказывает соотношение спроса и предложения на данный вид то­вара на мировом рынке.

Для международной торговли характерна множественность цен, т.е. существование различных цен на один и тот же товар. Мировые цены различаются в зависимости от времени года, места, условий реализации товара, особенностей контракта. На практике в качестве мировых цен принимаются цены крупных, систематических и устойчивых экспортных или импортных сде­лок, заключаемых в определенных центрах мировой торговли из­вестными фирмами — экспортерами или импортерами соответст­вующих видов товаров. На многие сырьевые товары (зерновые, каучук, хлопок и др.) мировые цены устанавливаются в процессе операций на крупнейших мировых товарных биржах.

Экономика стран Западной Европы

До середины XIX столетия на протяжении сравнительно дол­гого времени Европа прочно занимала лидирующие позиции в мире, затем эти позиции перешли к США. Западная Европа осо­бенно сильно отставала от США сразу же после Второй мировой войны в результате военных действий и огромных разрушений на ее территории. Однако постепенно она стала наращивать свою эко­номическую мощь, и в настоящее время совокупный ВНП Запад­ной Европы превышает ВНП США. На этот регион приходится 50% мирового экспорта и 40% золотовалютных резервов мира, что значительно больше, чем в США.

Главную движущую силу возрождения и развития Западной Европы составили рынок, частное предпринимательство, конку­ренция, интеграционные процессы при разумном государственном регулировании. Только на этой основе и могла быть создана эф­фективная современная экономика, достигнуты благополучие и процветание широких масс людей.

Второй важнейшей силой послевоенного укрепления Западной Европы было развитие демократизации и правового государства, обеспечившее реальную свободу и суверенитет личности, защиту человеческих ценностей, попранных войной и фашистской дикта­турой до войны. Оба фактора тесно взаимосвязаны.

Экономическое развитие Западной Европы в послевоенный период прошло 5 этапов.

Первый этап (1945—1950 гг.)

Данный этап связан с восстановлением довоенного (1936 г.) уровня экономического развития региона, который был достигнут уже в 1949 г.

Не следует, однако, забывать, что удельный вес Западной Ев­ропы в промышленном производстве капиталистического мира со­кратился с 38% в 1937 г. до 31% в 1948 г., а в экспорте товаров — с 35 до 28%. Западноевропейские страны сразу же после войны ока­зались в экономической и политической зависимости от США, их золотовалютные резервы сократились с 9 млрд долл. в 1939 г. до 4 млрд в 1948 г. и были в 6 раз меньше, чем в США,

Но США решили оказать реальную помощь в восстановлении экономики стран Западной Европы и предложили план Маршал­ла для этой цели (7 июня 1947 г.). Общая сумма государственных ассигнований по этому плану составила 17 млрд долл. (около 90 млрд долл. в нынешних ценах), что было весьма существенной величиной. Более половины этой суммы получили Великобрита­ния, Франция и Западная Германия. Кроме того, в Западную Ев­ропу направился поток частного американского капитала в фор­ме прямых инвестиций и кредитов.

Экономическая помощь предоставлялась западноевропейским странам на основе двусторонних соглашений при условии предо­ставления свободы предпринимательской деятельности в странах-реципиентах. И хотя 70% этой помощи относилось к американ­ским поставкам продовольствия, топлива и удобрений, главный смысл «плана Маршалла» был направлен на развитие западноев­ропейской промышленности, внутриевропейской торговли и на укрепление валют западноевропейских стран.

Помощь по «плану Маршалла» была предложена и Советско­му Союзу, а также странам Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), серьезно пострадавшим от войны. Однако советское руко­водство высокомерно отказалось, повлияв соответствующим об­разом и на отказ своих новых союзников. СССР официально под­верг критике идею «плана Маршалла», рассматривая его в каче­стве механизма американского вмешательства во внутренние дела европейских стран и чуть ли не закабаления Западной Европы. Советская печать подняла волну критики «американского проник­новения» и «нового порабощения» Западной Европы. На деле же СССР вел линию на раскол Европы, на создание противника в хо­лодной войне в интересах мобилизации внутренних сил и укрепле­ния господства Коммунистической партии внутри страны и свое­го влияния на страны ЦВЕ. Известно, что ничто так не укрепляет идеологию и господство правящих верхов, как образ «врага». К сожалению, Запад принял эту политику и ответил на нее укрепле­нием своего противостояния СССР и другим социалистическим странам, решив в конечном счете добиться победы в «холодной войне».

Важным событием в течение рассматриваемого периода яви­лись экономические реформы в Западной Европе, получившие название шоковой терапии. Реформы эти связаны с именем ди­ректора Управления хозяйства объединенных зон оккупации Люд­вига Эрхарда—впоследствии канцлера республики (1963—1966 гг.) после К. Аденауэра. Однако инициатива в их проведении принадлежала США, которые через административные органы своих оккупационных войск в Германии давали необходимые консультации и импульс немецким специалистам.

Главные рычаги экономического возрождения страны Эрхард видел в свободной частной инициативе, конкуренции в сочетании с активной, но не командной ролью государства в хозяйственной жизни.

Экономическая реформа Л. Эрхарда была направлена и на ре­шительный отход от нацистского прошлого, от тоталитарной ко­мандной экономики фашистской Германии. Реформа эта основы­валась на денежной реформе, свободных ценах и свободной пред­принимательской деятельности (напрашиваются аналогии с «шоковой терапией» в Польше в 1990 г. и в России в 1992 г.).

Весьма непопулярной поначалу из-за своей жесткости стала денежная реформа, когда 21 июня 1948 г. рейхсмарки были отме­нены и вместо них каждый немец получил по 40 новых дойчмарок, потом к ним добавили еще по 20. Заработная плата и пенсии вы­плачивались в новых марках по курсу 1:1, половину сбережений в банках можно было обменять по курсу 1:10, вторую половину поз­же уже обменивали по курсу 1:20. Денежные обязательства пред­приятий пересчитывались по курсу также 1:10, и, получив налич­ность для выплаты первой заработной платы, предприятия в даль­нейшем должны были существовать за счет сбыта своей продукции. Обязательства банков и учреждений бывшего рейха в основном аннулировались.

Это была действительно жесткая реформа, намного более жест­кая, чем потом в Польше или России, да и обстановка в Германии в 1948 г. была куда более тяжелой. Но другого способа покончить с инфляцией Эрхард не видел, и фактически в один день, опира­ясь на «военную диктатуру» весьма авторитетной оккупационной администрации, Западная Германия освободилась от огромной массы обесцененных старых денег и начала путь к реальной ры­ночной экономике.

Через 3 дня после денежной была проведена реформа цен. В старой гитлеровской Германии, несмотря на сохранение частной собственности и конкуренцию, многие цены устанавливались го­сударством административным путем. Теперь же цены были отпу­щены на свободу. Эрхард отменил сотни старых предписаний, ре­гулировавших экономическую жизнь, упразднил административ­ное распределение ресурсов и контроль над ценами. В результате на глазах всех немцев почти сразу же исчез «черный рынок», магазины заполнились товарами и вместо поисков продуктов люди ста­ли заботиться об их производстве, о зарабатывании новых денег. Инфляция почти не ощущалась, ибо цены возрастали практичес­ки в соответствии с повышением заработной платы, а она, в свою очередь, — в соответствии с ростом производительности труда (за первый год реформ — на 1/3).

В полной мере проявила свою исключительную роль свобода предпринимательства. На достижение реальной свободы предпри­нимательства без урезания прав потребителей была направлена как новая кредитная, так и налоговая политика. По словам Эрхарда, покупатель снова стал «королем», определявшим лицо рынка. Основой «благосостояния для всех» на деле стал мелкий и сред­ний бизнес. Начав реформу «сверху», Эрхард специально предуп­реждал об опасности последующего чрезмерного, тем более пря­мого вмешательства государства в рыночную экономику.

Так Эрхард строил социальное рыночное хозяйство для своей страны. Однако и оппонентов у него было немало. Это и профсо­юзы, и левые партии, и крупный бизнес, концерны. Причем Эр­хард настаивал не на надзоре, а на запрете монополий, стремив­шихся к господству на рынке, к ухудшению свободной конкурен­ции. Теперь уже общепризнано, что экономическая реформа Эрхарда в Германии имела заслуженный успех, была проведена профессионально и грамотно. Последующие эпигонские рефор­мы в других странах подобного успеха, как правило, не достигали.

Что же объективно способствовало такому успеху, не считая помощи США и профессионализма немецких экономистов и по­литиков?

Во-первых, поддержка широких слоев населения, разочаровав­шихся в нацистском прошлом своей страны.

Во-вторых, широкая денацификация страны, осуждение фаши­стского преступного режима, сплотившие большинство немцев в поисках путей рыночного развития их экономики, демократиза­ции политической жизни, повышения благосостояния немецкого народа. Ведь после поражения во Второй мировой войне в 1945 г. Германия оказалась в катастрофическом положении: разрушенные города, карточная система, пустые полки магазинов, бартер, нрав­ственно-духовное истощение и т. д.

В-третьих, неустанная работоспособность и здоровый патрио­тизм всех слоев немецкого народа, сплотившегося в стремлении войти в мировое сообщество на здоровой и прочной основе, на­прочь рассчитавшись с преступным прошлым. К этому надо доба­вить и давние традиции ответственности, дисциплины и внутренней силы нации, столь характерные для развития Германии за предшествующие 100 лет, не сломанные 12-летним правлением на­цистов.

И результаты не заставили себя долго ждать. Экономика Гер­мании стала восстанавливаться и расти быстрыми темпами, жиз­ненный уровень населения резко пошел вверх, экспорт стал про­цветать. К середине 50-х годов ФРГ вышла на второе место в мире (после США) по объему золотых запасов.

Можно сколько угодно говорить в этой связи о последующих успехах экономического развития Германии, о конкретных прояв­лениях «немецкого экономического чуда», об активной роли Гер­мании в европейских интеграционных процессах (об этом, кстати, речь пойдет ниже), однако главное чудо заключалось в том, что, пройдя за 10 последующих лет через чистилище экономических реформ, немецкий народ вышел из него полностью обновленной нацией, свободной, доброжелательной, жизнерадостной. Новые по­коления немцев разительно отличаются от предшествующих по­колений, зараженных и испорченных фашизмом, которому они вынуждены были служить и который они в большинстве своем искренне поддерживали благодаря «изощренному воспитанию» и пропаганде. Новая Германия извинилась за свое прошлое, офици­ально осудила его и проявила должное терпение после войны, вы­полняя возложенные на нее мировым сообществом обязательства.

В этой связи нельзя не отметить и новые добрые отношения, которые постепенно стали складываться между нашей страной и Германией. Сегодня это наш главный экономический партнер и союзник со стороны Запада. Германия взяла на себя роль «моста» по продвижению России и стран ЦВЕ к приобщению к ценностям западной и особенно западноевропейской цивилизации.