
- •Содержание
- •Введение
- •Трёхцикличное деление года
- •Праздники зимнего цикла
- •«Касым»-начало зимы
- •Праздник в честь Чеснока у гагаузов
- •Праздник в честь Курицы
- •Рождество у гагаузов
- •Праздники весеннего цикла
- •Масленица
- •Благовещение
- •«Лазари» – девичий праздник
- •Весенние поминальные обряды
- •Летне-осенний цикл народных праздников
- •Русали – русалки
- •«Волчьи праздники» у гагаузов
Праздники весеннего цикла
К главным праздникам весеннего цикла относятся: Trifun günü – день Св. Трифона, Simon günü – день Св. Симеона Богоприимца, Aralambu günü – день Св. Харлампия, Piinir aftası – Сырная неделя (Масленица), Todur günü – день Св. Федора, Kırk ayoz, Kırk meçik – день 40 Мучеников, Blaguşteni – Благовещенье, Süüt pazarı – Вербное воскресенье, Ak perşembä – Чистый четверг, Paskellä – Пасха, Küçük Paskellä – Маленькая Пасха, Hederlez / Ay Görgi – Хедерлез / день Св. Георгия, Ispas – Испас (Вознесение).
В народном сельскохозяйственном календаре не существовало четкого разделения сезонов. Переходным рубежом от зимы к весне являлась Масленица, которая представляла собой праздник проводов зимы и встречи весны. Между зимним и весенним циклом существует тесная преемственная связь. Многие весенние обряды по содержанию схожи с зимними (колядования, гадания, обильная еда). Это объясняется стремлением крестьян предугадать будущее и магическим образом повлиять на него с целью обеспечить богатый урожай и благополучие семьи.
В то же время по некоторым моментам проявляется четкое отличие весеннего цикла от зимнего. Для весеннего цикла характерны обряды, которые совершали с целью увеличения солнечной активности и пробуждения природы, в основе которых лежат древние представления об умирающей и воскресающей природе (Масленица, 1 марта, 40 мучеников, Благовещенье). Отличается также состав участников колядований: зимой колядовали юноши (за исключением обряда Сурваки), весной – девушки (лазарская обрядность), что объясняется стремлением усилить плодоносящую функцию земли с помощью участия в обряде девушек (женское начало).
Важное место в этом цикле занимали обряды, связанные с началом сельскохозяйственных работ и нового хозяйственного года: обрядовое подрезание виноградной лозы, первый выход на поле. В весенней обрядности более ярко, чем в зимней, проявляется связь с культом предков, что связано с воззрениями о влиянии умерших предков на жизнь живых (день 40 мучеников, Чистый четверг, Маленькая Пасха, Вознесение). Составной частью весенних праздников являлись спортивные состязания и игры, в которых также проявляются элементы культа предков.
Если для земледельцев сельскохозяйственный сезон только начинался и для получения результатов труда необходимо было приложить еще немало усилий, то для скотоводов начало хозяйственного года было большим праздником, который включал в себя снятие пищевого табу на употребление мясной пищи (Хедерлез).
Масленица
Масленица – один из наиболее веселых “переходных” праздников от зимы к весне широко отмечавшийся гагаузами, как и многими европейскими народами. Это один из крупных дохристианских праздников, который не был приурочен к христианскому празднику. В масленичной обрядности, отражена идея прощания с зимой.
Великому посту предшествуют мясные (Et horucu) и сырные заговены (Piinir aftası), на которых происходило “прощание” с мясной и молочной пищей. В течение масленичной недели (последняя неделя перед постом) употребляли только молочную пищу: различного рода пресные слоеные пироги с творогом, голубцы, яйца вареные и жареные.
Основными элементами масленичной обрядности являются: обрядовая трапеза, обряд прощения, обрядовые костры, верховая езда (состязания), катанье на санях, всеобщее веселье, в основе которых лежит очистительно-предохранительная магия и элементы культа предков.
Обильное угощение на Масленицу, а также всеобщее веселье, которому придавалось большое значение, связано с магией первого дня (т. е. как встретишь первый день Нового года, так и проведешь весь год). На “сырной” неделе ездили в гости к родственникам на санях, телегах, в зависимости от погодных условий, а холостые парни ездили верхом на лошадях.
Масленица у гагаузов считалась женским праздником, так как значительную часть масленичной недели отмечали в основном женщины. В среду, четверг и субботу на сырной неделе, после обеда, несколько женщин собирались в одном доме с различными женскими работами (шитьем, пряденьем и т. д.). Вечером, из собранных сообща продуктов, они устраивали застолье.
В некоторых гагаузских селах в масленичной обрядности имели место ряженые, а также использовались маски, например, осла (eşek). Две женщины накрытые шкурой изображали осла, а другая — наездницу. У одной из женщин, накрытой шкурой, в руках была бутылка с водой, которой она поливала окружающих, вызывая тем самым веселый смех. Следует отметить, что в целом ряженье на Масленицу у гагаузов Бессарабии имело ограниченное распространение, в отличие от многих европейских народов, у которых широко использовалось ряженье и маски различных животных.
Самым важным днем Масленицы было прощеное воскресенье, которое называлось так потому, что в этот день было принято просить прощение за все обиды (грехи) у родственников, соседей и знакомых. Обычай общественного раскаяния у гагаузов назывался prost olmak. Согласно народному обычаю, в этот день семейные пары приходили в гости к родственникам и кумовьям, у которых просили прощение и целовали руку. Посаженые родители одаривали своих приемных детей свечей, вареным яйцом и платком. Свеча символизировала увеличение светового дня и тепла (т. е. приближение весны), а яйцо являлось символом возрождавшейся жизни, которое характерно для природы весной.
Обычай общественного раскаяния широко распространен у многих народов Юго-Восточной Европы. У народов Балкано-Карпатского региона он назывался “прошка”. У русских, например, прощение просили, целуясь друг с другом или кланяясь друг другу в ноги.
Важной частью масленичной обрядности являлись обрядовые костры, которые зажигались возле каждого дома. Через костер должны были обязательно перепрыгнуть все члены семьи. Детей проносили над костром на руках. На более высоких возвышенностях молодежь разжигала большие общественные костры, перепрыгивание через которые сопровождалось криками “Уллю брати”, “значение которых гагаузы и сами не понимали.
Другим развлечением молодежи являлось — скатывание со склонов горящих колес, соревнования по верховой езде, а также перепрыгивание верхом на лошади через костер. Согласно народному поверью, масленичные костры “отгоняют нечистую силу, предотвращают появление чесотки у лошадей и предохраняют летом людей от блох”. Таким образом, в основе масленичных обрядовых огней лежит очистительно-предохранительная функция.
Обрядовые костры на Масленицу у гагаузов имели не только очистительное и предохранительное значение, в них также проявляются элементы культа предков. В масленичную субботу было принято посещать могилы умерших родственников на которых разжигали огни, целью которых было “согреть землю” (er yısınsın) и “пробудить” умерших родственников, которые содействовали бы процессу возрождения природы.
Одно из развлечений, которое устраивали для детей на масленицу, была игра с яйцом под названием “hamlatma”, “hamam”. Очищенное яйцо подвешивали на веревке к потолку и раскачивали его по кругу. Дети при этом должны были поймать яйцо ртом. Верили, что этот обычай способствует хорошему урожаю, увеличению поголовья скота и птицы и т. д. Существовали также и другие игры — достать монету из тарелки с водой и т. д.
Обрядовые огни, связанные с поминовением умерших, широко распространены в весенней обрядности многих народов и совершались с целью получить хороший урожай. Аналогичный обычай “Уллю брати”, совершаемый, вероятно, с целью изгнания нечистой силы, а также игра с подвешенным яйцом “хамкане” были широко распространены у народов Балкано-Карпатского региона.
Масленичную обрядность у гагаузов можно классифицировать как праздник прощания с зимой, в основе которой лежат древние воззрения о борьбе весны с зимой, имеющие индоевропейские корни. Магические действия совершали с целью “пробудить” природу от зимнего сна. Гагаузская масленичная обрядность в основном схожа с масленичной обрядностью народов Юго-Восточной Европы. Однако имеются и некоторые отличия. У гагаузов отсутствуют обряды, связанные с сжиганием соломенного чучела, символизирующего зиму.
Обычай общественного раскаяния и обрядовые костры имеют место в некоторых гагаузских селах и в настоящее время.