Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
otvety_k_zachetu_po_istorii.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
303.04 Кб
Скачать

42 Рыночные реформы

Экономические реформы Е. Гайдара и их последствия. Уже в 1991 г. Б. Ельцин заявил о необходимости решительного реформирования экономики и ее перевода на рыночные отношения. Идеологами преобразований стали либеральные экономисты во главе с Е. Гайдаром, который позиционировали себя как приверженцы быстрого перехода рыночной экономике и выступали за применение радикальных методов борьбы с инфляцией и бюджетным дефицитом. Это программа перехода к рыночной экономике путем «прыжка», «шоковой терапии». Гайдар в соответствии с классической модели экономического либерализма полагал, что рынок сам обеспечит структурные изменения в экономике. Программа базировалась на опыте аналогичных реформ в странах третьего мира и Восточной Европы. Правда, в долгосрочной перспективе их последствия известны не были. К тому же модель реформ почти не учитывала конкретные культурные, политические, экономические и, наконец, географические особенности России. Теоретики не задумывались о том, что ломка социокультурных стереотипов хозяйственного поведения требует времени.

Программа предусматривала, во-первых, либерализацию цен и торговли. Ожидаемые последствия – установление рыночной стоимости товаров, ликвидация товарного дефицита, запуск механизма конкуренции, стимулирование деловой активности в стране, ускорение товарооборота, формирование инфраструктуры по сбыту отечественной и импортной продукции. Во-вторых, финансовую стабилизацию. Ожидаемые результаты – снижение инфляции, установление устойчивого курса рубля. В-третьих, широкую приватизацию государственной собственности. Ожидаемые итоги – превращение населения в собственников, формирование у людей экономических стимулов для деловой активности.

Либерализация цен и торговли началась 2 января 1992 г. Роль стихийного регулятора цен и производства была отдана деньгам. Правительство полностью устранилось от контроля за формированием цен. Эта мера повлекла за собой драматические последствия. Предполагалось, что цены вырастут максимум в три раза. Потери населения должно было компенсировать 70-процентное увеличение зарплат и пенсий. Конечно, не полностью, но это было вполне приемлемой платой за реформу.

В действительности цены выросли в 10-12 раз. При этом увеличение зарплаты и пенсий на 70% оказалось мизерным и привело к тому, что большинство населения оказалось за чертой бедности. К концу 1992 г. цены выросли уже более чем в 30 раз. Заработная плата на протяжении 1992 г. увеличилась лишь в 12 раз. Особенно болезненным стал удар по сберегательным вкладам населения, которые правительство оказалось не в состоянии компенсировать.

Правительству пришлось активизировать выпуск денег, но эмиссия повлекла за собой инфляцию. Увеличение денежной массы и, следовательно, спроса со стороны населения в полном соответствии с основным рыночном законом снова порождало рост цен.

Либерализация внешней торговли за короткий срок привела к насыщению дешевыми иностранными товарами, как правило, низкого или среднего качества. Это способствовало падению курса рубля по отношению к иностранным валютам. Параллельно началась массовая продажа за рубеж имеющихся у предприятий разнообразных запасов сырья (металлов, удобрений, леса и т.п.). Их номинальная цена объявлялась самой низкой, порой близкой к нулю, а фактическая цена на зарубежном рынке, наоборот, высокой. Разница накапливалась на банковских счетах за рубежом. Получалось, что государство несло все бремя расходов по производству, а руководители предприятий приватизировали доходы от него. В этой ситуации для поддержания существования предприятий им требовались большие государственные субсидии.

Острейшей проблемой стала всеобщая убыточность предприятий и их неплатежеспособность. С начала реформ предприятия проводили политику «ценового эгоизма», поднимая цены на свою продукцию порой без учета рыночной конъюнктуры и возможных экономических последствий. Как следствие, росли цены на перевозку, на энергоносители и т.п. В результате возник кризис сбыта, когда предприятия столкнулись с проблемой, что их прибыли не покрывают убытков. К 1 июля 1992 г. сумма взаимных неплатежей предприятий достигла 2 триллионов рублей. Перед предприятиями вставала перспектива полного краха. А это было чревато массовыми социальными волнениями.

Правительство в русле своей экономической политики двигалось по пути акционирования и ликвидации неэффективных производств через их банкротство. В любом случае выделять им субсидии и дешевые кредиты правительство не желало, поскольку это оборачивалось только гиперинфляцией и сохранением ненужных товаропроизводителей.

Верховный Совет, где было большое число представителей государственных предприятий, колхозов и военно-промышленного комплекса, напротив, настаивал на финансовой помощи промышленности. Руководству страны не удалось найти оптимального пути между гиперинфляцией и крахом производства. Верховный Совет предпочитал гиперинфляцию краху производства. Правительство, наоборот, допускало крах производства, считая его более приемлемым, чем гиперинфляция.

В этих условиях 28 июля 1992 г. Центральный банк России во главе с В. Геращенко, чтобы преодолеть кризис неплатежей и спасти экономику от краха, пошел по пути предоставления предприятиям дешевых кредитов на покрытие задолженности по взаиморасчетам. Кредитная политика Центробанка нанесла еще один удар по политике Гайдара. Во второй половине 1992 г. денежная масса в стране стала стремительно расти. Высокая инфляция привела к резкому падению курса рубля. Финансовая стабилизация и минимизация бюджетного дефицита стали невозможны. Начался рост дефицита бюджета, преодолеть который правительство пыталось с помощью выпуска наличных денег. Это привело к гиперинфляции.

Важным направлением экономической реформы была приватизация государственной собственности. Согласно схеме, разработанной А. Чубайсом, намечалось три варианта приватизации. Первый предполагал выкуп трудовыми коллективами чуть менее половины акций на льготных условиях, а продажу остальной части на аукционе любым инвесторам. Согласно другому варианту приватизации коллектив предприятия мог проголосовать за то, чтобы крупнейший пакет акций перешел в руки какой-нибудь инициативной группы. Часть акций продавалась остальным работникам.

Реализацию получил третий вариант – ваучерной приватизации. Контрольный пакет акций (51%) выкупался членами трудового коллектива. Оставшиеся акции поступали в открытую продажу. Их могли приобрести все россияне. Для этого каждому продавался за символическую сумму в 25 рублей приватизационный чек (ваучер) стоимостью 10 тыс. руб. Стоимость ваучеров была определена исходя из оценки имущества российских предприятий по состоянию на 1 января 1992 г. Уже тогда эта цифра не соответствовала действительности. Так, на 1 января 1992 г. стоимость предприятий составляла 1 триллион 400 миллиардов рублей, тогда как к середине 1992 г. только долги предприятий друг другу в полтора раза превышали эту сумму.

Сама по себе ваучерная приватизация не дала большого эффекта ни для бюджета, ни для предприятий. Положение предприятий мало изменилось: успешные продолжали работать и приносить прибыль, неконкурентоспособные остались такими же. Ваучеры – это не деньги, а нужны были огромные инвестиции. Ваучерная приватизация носила больше политический характер. Необходимо было показать обществу, что государственная собственность будет разделена по справедливости. Однако эти надежды не оправдались. В результате этого этапа приватизации с августа 1992 по осень 1994 г. в стране появилось 40 млн. акционеров. Правда, практически все они были номинальными, так как действенных правовых механизмов вложения ваучеров в экономику не было разработано. Сразу после выпуска ваучеров появилось большое число чековых приватизационных фондов, которые предлагали выгодно вложить чек. Большинство этих фондов не выполнило обещаний, что способствовало росту ощущения обмана среди населения.

Как видим, экономические результаты реформы Е. Гайдара оказались неудовлетворительными. Инфляция превзошла самые пессимистические прогнозы. Бюджет был подорван. Покупательная способность населения резко упала. Сократились объемы товарооборота. Выросло число убыточных предприятий. Нарастали взаимные неплатежи. Начался отток капиталов. Удалось открыть экономику России, но сформировать нужные рыночные институты за короткий отрезок времени не получилось.

Экономическое состояние страны в 1995-1997 гг. Одним из направлений экономической политики в указанный период стало привлечение инвестиции. Для этого правительство стимулировало создание финансово-промышленных групп, предполагая, что деньги населения удобнее собирать и использовать через банковскую систему. Именно с целью укрепления таких группировок с 1995 г. стали проводиться залоговые аукционы. Суть этого явления заключалась в следующем. Крупнейшие российские банковские структуры кредитовали правительство для поддержания бюджетных расходов, а в залог кредитов брали крупные (иногда – контрольные) пакеты акций наиболее доходных (разумеется, экспортно-ориентированных) предприятий. Не имея возможности расплатиться по кредитам, правительство выставляло эти пакеты на аукцион, а на деле просто передавало эти пакеты по договоренности (за небольшую доплату) структурам-заемщикам. На такие аукционы были выставлены пакеты акций 12 предприятий, общий доход бюджета до конца 1995 г. составил почти 1 млрд. долларов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]