Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ист.русск.лит.и иск.-мат.к курсу.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
501.76 Кб
Скачать

Кабаков Илья Иосифович (р. 1933).

В 1957 окончил графический факультет Московского художественного института им. В.И.Сурикова, получив специальность художника-иллюстратора. С 1956 сотрудничал в издательстве «Детская литература», журналах «Малыш», «Мурзилка», «Весёлые картинки».

Испробовав разные стили, нашёл собственную манеру – «романтический концептуализм». Его типический мотив – рядовая советская квартира-коммуналка, погружённая в атмосферу загадочного абсурда. В своих графических циклах («папках») он переходит от сказочных сюжетов, близких детской иллюстрации, к «альбам» (от лат. alba – «белая») – листам, где преобладают пустые пространства, снабжённые лишь «коммунальными» надписями типа «Чей это чайник?», а затем к «жэковскому искусству» и «экспо-арту» (инсталляции наподобие агитстендов и стенгазет).

С 1989 живёт в Германии, Франции и США. В своих произведениях, занимающих целые залы, использует свои прежние идеи для создания «абсолютных инсталляций». Оформил «первую посткоммунистическую оперу» Жизнь с идиотом А.Г.Шнитке, по рассказу В.В.Ерофеева, в амстердамской Нидерландской опере. Этапным стал его Красный вагон (1990–1991), занявший весь российский павильон на Венецианской биеннале 1993.

Пригов Дмитрий Александрович (1940-2007).

Один из лидеров русского «неофициального искусства». Учился в Московском высшем художественно-промышленном училище (бывшее Строгановское) по отделению скульптуры. С 1966 по 1974 работал в архитектурном управлении Москвы. С 1975 – член Союза художников СССР. С 1989 – участник московского Клуба Авангардистов (КЛАВА).

В 1970–1980-е его произведения печатали в журналах США, Франции и Германии, а также в отечественных неподцензурных изданиях. Свои тексты исполнял преимущественно в буффонадной, экзальтированной манере. В 1986 направлен на принудительное лечение в психиатрическую клинику, откуда был скоро освобожден благодаря протестам деятелей культуры (Б.Ахмадулина).

На родине начал публиковаться только во времена перестройки, с 1989. С 1990 – член Союза писателей СССР; с 1992 – член Пен-Клуба. Лауреат Пушкинской премии Фонда Альфреда Тепфера, которая вручается в Германии в Гамбурге (1993), стипендиат Академии искусств Германии (ДААД, Немецкой службы академических обменов).

Помимо литературной деятельности Д.А.Пригов – известный художник: автор большого числа графических работ, коллажей, инсталляций, перформансов. Член Союза Художников СССР с 1975.

Д.А.Пригов акцентирует внимание на моменте формирования своего «поэтического имиджа», который возводится в ранг основополагающего элемента индивидуальной творческой системы. В течение ряда лет примеряет к себе самые разнообразные имиджи, как традиционные, так и «новаторские» – поэта-глашатая, поэта-резонера, поэта-кликуши, поэта-пророка, мистического лидера и т.д.

Одним из постоянных индивидуальных элементов имиджа Пригова является его литературное имя – Дмитрий Александрович Пригов, в котором обязательно употребление отчества. Налицо совершенно прозрачная ассоциация с традиционным произношением Пушкина – Александр Сергеевич.

Внимание к имиджу и жесту не может однозначно служить характеристикой концептуализма. Начиная с романтизма быть поэтом «стало особой заботой», и старания писателей создавать свой собственный образ достигли ювелирной изощрённости. В 19 в. искуснее всего это делал Лермонтов, а в 20 веке ещё искуснее – Анна Ахматова. Однако Пригов доводит эту традицию до логического завершения, а в каких-то случаях – до абсурда.

Как и полагается писателю-новатору, Пригов находится в постоянном творческом поиске, экспериментируя со стилями, жанрами, отдельными художественными и просто техническими приемами.

Важная тенденция в его творчестве – склонность к соединению новаторских художественных практик с обыденной жизнью, с масскультом, даже кичем, что иногда производит ошеломляющий эффект.

Помимо написания оригинальных произведений, одно из существенных направлений в творчестве Пригова – трансформация текстов множества авторов. Переделка текста может идти на самом разном уровне и зачастую носит не только эстетический, но и идеологический характер. В начале 1990-х Пригов сделал самиздатское издание пушкинского романа Евгения Онегин, заменив в нём все прилагательные на эмоционально окрашенные определения «безумный» и «неземной». Пригов утверждал, что произвел «лермонтизацию Пушкина.

В клубной среде популярностью пользуются приговские «мантры» – чтение произведений русской и мировой классики нараспев, с подвыванием, в стиле буддистских или мусульманских песнопений.

Одна из главных особенностей творчества Пригова – ориентация на «валовый поэтический продукт». В плане количественных характеристик он – безусловный мировой рекордсмен производства литературных текстов. В начале 1990-х им была поставлена фантастическая задача – написание к 2000-му 24 000 стихотворений. Стихотворения пишутся ежедневно, значительная часть их издана автором маленьким тиражом (несколько экземпляров) на пишущей машинке, которую он неизменно предпочитает компьютеру.

«Моя задача – как можно быстрее забыть написанное стихотворение, потому что при таком количестве написанного, если оно всё будет сидеть в башке, не получится следующего», – признаётся автор.