Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы по соц.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
88.56 Кб
Скачать

1 Природа ценностей и их типология

Человеческая жизнедеятельность всегда была и остается ориентированной Этому способствуют ее ценности, которые служат своеобразным образцом, который требует от человека конкретных действий в конкретном направлении

Одним из первых проблему ценности исследовал Сократ пришел к выводу, что между тем, кем человек является и тем, что она о себе думает, разница есть между существующими установками человека и сформулированными Циля ямы (оценкам поведения) имеет место несовпадение Платон видел в идеях лучше, а значит и самое ценное Идея, как прообраз конкретных вещей, предметов обеспечивает человеку благо как единство истины, красоты и степени достижения блага Платон считал вершиной смысла человеческой жизни, высоким в иерархии цинностеостей.

Значительный вклад в формирование категории \"ценность\" сделали философы Нового времени Например, ФБекон ассоциировал знания с ценностью, мудростью, властью, силой Другие мыслители той эпохи (ТГоббс, ДжЛокк, БСпиноза а ГЛейбниц) рассматривали ценности в контексте эмоционально-волевых действий, объединяющие понимание И констатацию ценностей с переживаниями, желаниями, велениями тощ, веліннями тощо.

Рациональная философия XVIII - XIX вв (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель и другие) тоже существенно повлияла на утверждение и углубление теоретических положений о ценностях И все же, исследования природы и сущности ценностей не стали еще определенным приоритетом Высоко оценивая роль знаний, идей, человеческую направленность на достижение истины, вслед за Гегелем они утверждали, что разумная деятельность является истинной, а и стинна разумность - высшая ценностьсть.

Философия неокантианства (ГРиккерт, ВВиндельбанд) усилила интерес к исследованию ценностей, наделяя их трансцендентальным содержанием (над временным, вне исторического, обще значимым), что отличало ди ияльнисть человека от тех процессов, которые происходят в природе По их мнению, ценности (истина, благо, красота, святость) - это то, с помощью чего конструируется мир научного познания и культуры Они за обеспечивают возможность правильного мышления, хотя и не являются самостоятельными предметами и не возникают в процессе их осмысления или при толковании их значение Риккерт считал ценности вечными и универсальными, а задача философии видел в выработана чистой теории ценностей и выявлении единства между последними и действительностью МВебер рассматривал ценности как исторические явления, определяющие эпоху Меняется эпоха - изменений юються И ценности: одни теряют свою силу, другие - приобретают Все они влияют не только на познание и оценку явлений, но и на нормы взаимоотношений между людьми и на устройство обществспільства.

Исследуя ценности, современная философия исходит из того, что их природа как бы раздваивается С одной стороны, в ней имеет место объективное знание (истина), с другой - человеческий (субъективный) интерес сущего ость истины в диалектическом сочетании объективного и субъективного, реального знания об объекте в сочетании с человеческими потребностями и интересамми.

Под ценностью понимают определенность того или иного объекта, который имеет значение для человека (общества) Только для человека, как разумного существа, объекты мира имеют определенное значение Субъект придает им особо ивого смысла, освящая их общественными традициями и обычаями, нормами добра и зла, художественными предпочтениями красоты, прекрасного и низкого, религиозными верованиями и безверием, социально-политическим розу минное равенства, справедливости или неравенством и несправедливостью Реальные факты, события, свойства не только воспринимаются и познаются субъектом, но и наделяются определенной ценностью, вследствие чего люди ни формируются (оказываются) различные чувств и эмоцийції.

Проявления удовлетворение или неудовлетворение формируют чувство вкуса (приятное, прекрасное или - наоборот) В одном случае оценивания происходит через категорию \"добро\", в другом - через \"прекрасное\" Объект получил ет ценности не только благодаря его объективно-утилитарным свойствам, но и - нашему отношению к нему, интегрируется в комплексе восприятий этих свойств и в особенностях наших вкусов Как пидкрес лював ИКант, \"приятным каждый называет то, что доставляет ему наслаждение, прекрасным - то, что ему нравится, хорошим - то, что он ценит, одобряет, то есть то, в чем он видит объективную ценность\" 1Таким ч ином, ценность является субъективно-объективная реальность суб'єктивно-об'єктивною реальністю.

Следует отметить, что наши восприятия, чувство вкуса в значительной степени зависят не только от физиологических качеств нашего организма, но и от уровня нашей культуры (образованности, воспитанности и т.п.)

Социальная интеграция — (лат. integratio- восстановление, восполнение; лат. integer — целый):

  • Принятие индивида другими членами группы.

  • Процесс установления оптимальных связей между относительно самостоятельными малосвязанными между собой социальными объектами (индивидуумами, группами, социальными классами, государствами) и дальнейшее их превращение в единую, целостную систему, в которой согласованы и взаимозависимы ее части на основе общих целей, интересов.

  • Формы поддержания социальной системой устойчивости и равновесия общественных отношений.

  • В дефектологии — успешная социализация индивида, который преодолел негативные последствия ситуации, связанной с его дефектом.

Мода как социальный феномен.

Феномен моды.

Мода – это процесс социального конструирования границы между модной и немодной частями социального пространства и, соответственно, между модными и немодными людьми, находящимися в них. В модной части социального пространства развивается быстротекущий процесс смены потребительских моделей, выполняющих роль символов современности и престижности. В немодной части процессы потребления идут гораздо медленнее. Здесь нет безудержной гонки. Здесь действует совершенно иная логика выбора. Эти две части социального пространства идентифицируются их участниками с помощью категорий «мы» и «они».

Самоидентификация «Я модный человек» влечет за собой соответствующую динамическую потребительскую практику: мониторинг модных процессов (например, чтение модных журналов, просмотр соответствующих телепередач, отслеживание состояния улицы или своей среды), адаптацию модных новинок применительно к собственным телесным, интеллектуальным, культурным и финансовым возможностям, управление собственным бюджетом и т.д. Самоидентификация «Я из тех, кто плюет на моду» влечет за собой практику игнорирования модных процессов, ориентацию на иные ценности: функциональность, полезность, долговечность и т.д.

Нет содержательных признаков, по которым можно опознать модные объекты. Сравните модные вещи этого года, прошлого десятилетия, столетия. Что общего в их форме, материале – ничего! Мода не имеет субстанции. Но на всех этапах ее существования ей присуще стремление обозначить границу между «нами» (модными) и «ими» (немодными). Мода – это процесс, который имеет тенденцию к постепенной институционализации. Она включает в себя прежде всего появление разнообразных профессионалов в области моды (кутюрье, обозревателей, репортеров, манекенщиц, фотомоделей, мастеров швейного дела и т.д.). Чем отличается модное поле от немодной части социального пространства? В модном поле доминируют две ценности – современность и престижность. Они тесно переплетены в единое целое, поэтому содержанием модного поля является престижная современность. Модный процесс – это производство символов престижной современности.

Мода как искусство и массовая культура.

Haute Couture (НС)- в переводе с французского "высокое шитье" или более вольный перевод – «высокая мода». Это по сути дела часть искусства. И развивается она по законам искусства, а ее творцы – это художники. Мода же – это часть массовой культуры. Потребителями оригинальных произведений искусства всегда были самые богатые люди, считающие себя элитой общества. Они находятся и в первых рядах потребителей произведений высокой моды. Например, голландский модельер Эдуард ван Рейн долгое время одевал семью Онассисов, королевскую семью Нидерландов, создал в Голландии свой Дом Haute couture.

Создаваемые такими художниками модели уникальны, выполняются в единственном экземпляре, выкройки при изготовлении не используются, почти нет швов, выполняемых на швейных машинках. Для этих моделей используются сверхкачественные ткани. Такие модели оцениваются по критерям изобразительного искусства, где ценится только оригинал, а копия вызывает чувства, варьирующиеся от презрения до возмущения.

Это чистое искусство для искусства. Многие модели предназначены лишь для показа, даже не предполагается, что их будут носить в массовом количестве или вообще кто-то выйдет в таких платьях на улицу. Потребление части этих моделей богатыми слоями демонострирует лишь возможность утилитарного искусства. Аналогичные процессы мы наблюдаем в живописи, скульптуре: есть произведения, которые интересны только для посмотра на выставках, а есть те, которые используются для украшения домов и офисов. Однако высокая мода - это и лабораторные экземпляры, которые при наличии благоприятных условий могут пойти с определенными коррективами в серию, это источники вдохновения и толчок для размышления массе модельеров, работающих на поток, производящих модели класса pret-a-porter, то есть уже предназначенные для ношения в реальной жизни, а не только на подиуме.

Совершенно иной характер имеет мода. Это процесс массового потребления и массового конструирования границы между «модными» и «немодными». В физическом пространстве высокая мода концентрируется на подиуме, а мода – на улице, в разных общественных местах – театрах, фирмах, университетах и т.д. Это то, что порою называют "уличной модой" 

Высокая мода и мода соотносятся как искусство и утилитарная массовая культура. Мода начинается там, где появляется массовость моделей. Высокая мода, как и любое искусство, стремится к свободе творчества как отвласти, так и от толпы. Мода наоборот является частью массовой культуры, основа которой – массовый вкус. Сила высокой моды в том, чтобы как можно дальше вырваться вперед, обозначить тенденции будущего с риском быть не понятым сегодня. У Кутюрье те же амбиции, что и у художника. Сила тех, кто делает бизнес на моде - в способности уловить и оседлать поворот во вкусах масс, что дает шанс на большое количество продаж и, следовательно, на высокие прибыли – главный критерий успеха.

Высокая мода и мода имеют размытую границу, на которой находится pret-a-porter (буквально «готовые к тому, чтобы носить») – модели, предлагаемые для потребления в реальной жизни. Это еще не мода, а предложения дизайнеров, направленные к массе потребителей. Амбиции их авторов связаны с превращением в королей толпы, формирующих ее вкус и потребление. А чтобы эффективно править толпой, надо быть очень чувствительным к ее слабостям, надо чувствовать ее чаяния, предрассудки, страхи и надежды. Художник, работающий в области высокой моды, наоборот, стремится оторваться от толпы, воспарить над ней. Он может шокировать ее своей смелостью, игрой вокруг нравственной границы, в моде же это опасный эксперимент.

На подиум манекенщица выйдет в том, что ей предложит модельер. Последний добьется большего привлечения к себе внимания, если сделает что-то, сильно отличающееся от того, что принято, что приковывает внимание. Поэтому чертой высокой моды является экзотичность, экстравагантность. Модный человек может позволить это лишь в очень ограниченной мере, поскольку мода исключает желание быть белой вороной. Моден тот, кто является самым современным среди «обычных черных ворон».