
- •1.Научные концепции формирования государственности в Древней Руси.
- •2. Социальная структура населения Киевской Руси.
- •3. Организация государственной власти в Киевской Руси.
- •4. Договоры Олега и Игоря как источник права.
- •5. Русская правда, ее состав и происхождение.
- •6. Уголовное право в Киевской Руси.
- •7. Гражданское право в Киевской Руси.
- •8. Процессуальное право в Киевской Руси.
- •9. Уставные грамоты XIV-XV вв.
- •10. Судебник Ивана III 1497 г.
- •11. Структура государственной власти в Московской Руси.
- •12. Земские соборы на Руси, их значение.
- •13. Судебник Ивана IV 1550 г.
- •14. Судебные реформы Ивана IV.
- •15. Соборное уложение 1649 г.
- •16. Уголовное право в Московской Руси.
- •17. Гражданское право в Московской Руси.
- •18. Процессуальное право в Московской Руси.
- •19. Сословная структура общества в России XVIII-XIX вв.
- •20. Уложенная комиссия 1767 г., ее деятельность.
- •21. Судебные реформы Петра I.
- •22. Высшие и центральные органы власти в России периода Империи.
- •23. Эволюция местного управления в России периода Империи.
- •25. Уголовное право в России периода Империи.
- •26. Семейное право в России периода Империи.
- •27. Гражданское право в России периода Империи.
- •28. Процессуальное право в России периода Империи.
- •29. Судебная реформа 1864 г.
- •30. Судебные «контрреформы» Александра III.
26. Семейное право в России периода Империи.
1.Подчинение церкви государству сказалось и на семейном праве, традиционно соответствовавшем каноническим нормам. Уже при Петре I светский закон вносит некоторые изменения в семейно-правовые институты. И на протяжении всего XVIII в. издается довольно много царских указов и постановлений Синода, вносящих порой заметные изменения в семейное право.
На протяжении XVIII в. менялись нормы, относящиеся к заключению брака, в первую очередь о брачном возрасте. Указ о единонаследии поднял брачный возраст до 20 лет для жениха и 17 - для невесты. Законодатель имел в виду интересы общества и государства. Для государственной службы, учебы, командировок за границу требовались молодые люди, не обремененные семьей. Однако петровский закон отвергал канонические нормы, а именно правила византийской Кормчей, а также старинные обычаи, допускавшие значительно более ранние браки. Поэтому даже в правление Петра I нормы его закона не соблюдались <*>. Характерно, что нарушались они даже в царской семье. Например, будущая императрица Екатерина II обручилась уже в 15 лет, а обвенчалась в 16. Ее муж был на год старше <**>. А в 1774 г. Синод напомнил, что брачным возрастом жениха признается 15 лет, а для невесты - 13, т.е. петровский закон просто игнорировался. Вместе с тем в 1721 г. Петр I установил специально для гардемаринов брачный возраст в 25 лет, и эта норма соблюдалась на протяжении всего века, что вполне понятно: моряку обременяться семьей особенно не годилось.
В XVIII в. продолжал действовать установленный Кормчей и предельный срок для вступления в брак, по крайней мере для женщин, - 60 лет. Очевидно, он обусловливался предельными возможностями детопроизводства. Вообще в то время женщина после 50 лет считалась старухой: ее внешность сильно подрывалась многочисленными, почти ежегодными родами.
В XVIII в. менялись нормы и о соотношении обручения и венчания. Сначала, при Петре I, временной разрыв между тем и другим был уменьшен до шести недель, а в 1775 г. венчание было вообще соединено с обручением.
Были введены некоторые новые ограничения или по крайней мере условия для вступления в брак. Запрещалось жениться слабоумным (дуракам), неграмотным дворянам, офицерам без согласия начальства, осуждались браки между лицами с большим разрывом в возрасте, распространенные как среди дворянства, так и особенно среди крестьян, где погоня за дополнительной рабочей силой заставляла нередко женить мальчиков на девушках, годящихся им порой в матери. Против такого обычая активно выступал в печати М.В. Ломоносов.
Несколько расширились имущественные права жены. Она сохраняла право собственности на приданое и на благоприобретенное имущество, включая право распоряжения недвижимостью.
Сохранялся старинный принцип полного подчинения детей родителям с некоторой детализацией прав родителей на наказание детей. Так, предусматривалось право наказывать детей розгами, а при Екатерине II была предусмотрена возможность помещения детей в смирительный дом.
В XVIII в. был подробно регламентирован институт опеки, известный на Руси с давних пор. "Учреждения для управления губерний" предусмотрели и систему органов опеки, и ее организацию по строго сословному принципу, но с обязательным ограждением интересов ребенка.
Развод, как и прежде, был весьма затруднен. Но в XVIII в. были приняты законы, устанавливающие основания для прекращения брака (политическая смерть или ссылка в вечную каторгу) и для развода (пострижение супругов в монашество, безвестное отсутствие одного из супругов и пр.).
Вся сфера семейных отношений, их правовая регламентация находились в ведении церкви, хотя следует отметить постепенное увеличение числа светских законов о браке и семье.
Брачный возраст в первой половине XIX в. был установлен указом царя от 19 июля 1830 г. и равнялся для мужчин 18 годам, для женщин – 16. Для населения Закавказья брачный возраст был меньше – соответственно для мужчин и женщин 15и13 лет. Предельный брачный возраст, как и в XVIII в., составлял 80 лет. Для вступления в брак требовалось, кроме достижения брачного возраста, согласие родителей, опекунов, согласие начальства для жениха, находящегося на государственной службе, принадлежность к одному вероисповеданию, умственная полноценность. Брак оформлялся путем венчания, второй брак – путем благословения. Вступление в брак в третий раз формально не разрешалось. Расторгался брак только при наличии предусмотренных законом поводов.
Анализируя нормативные акты, регулировавшие личные отношения супругов в первой половине XIX в., отметим, что они не претерпели никаких изменений по сравнению с тем, что регламентировалось законодательством XVIII в. В Х том Свода законов полностью вошли нормы семейно-брачных отношений, закрепленные в Уставе благочиния 1782 г. Некоторые дореволюционные авторы (например, М.Ф.Владимирский-Буданов) даже считали, что законодательство XIX в. пошло еще дальше в вопросах подчинения жены мужу, чем это было в Уставе благочиния 1782 г. Продолжало действовать правило, согласно которому жена обязана была пребывать в месте нахождения мужа, а последний имел право принудительного возвращения жены к месту своего жительства.
Исключение составляли случаи ссылки мужа на поселение за совершение уголовного преступления. Но ссылка помещиком своих крепостных крестьян на поселение в Сибирь по закону 1762 г. распространялась и на жену крепостного. Жены иностранцев также обязаны были следовать за своими мужьями. Большая власть мужа над женой не устраняла, вместе с тем, имущественной самостоятельности жены; принцип раздельности собственности мужа и жены действовал и
в рассматриваемый период. Приданое жены, а также иное имущество, приобретенное ею в период замужества посредством купли, дара, наследства и т. д., считалось ее отдельной собственностью.
Власть родителей (фактически отца) по отношению к детям продолжала быть значительной, она распространялась на детей независимо от их возраста. Неповиновение родительской воле влекло за собой различные принудительные меры, вплоть до заключения в смирительные дома, которые для этой цели были созданы «Учреждением для управления губерний» 1775 г., жалобы детей на родителей не принимались ни гражданскими, ни уголовными судами, если не шла речь о совершении родителями уголовных преступлений.