Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ 2.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.58 Mб
Скачать

Лекция экономика риска и неопределенности

Весь смысл страхования состоит в том, чтобы максимально избежать риска, но бывают ситуации, когда люди сознательно идут на риск. Спекуляция— это деятельность по покупке каких-либо товаров по низкой цене с целью позднейшей их реализации по цене более высокой. Это важный пример осознанного риска. Спекулянтов можно найти на многих рынках, включая рынки ценных бумаг, сельскохозяйственных товаров, металлов, иностранной валюты, недвижимого имущества и пр. Здесь названа лишь часть этих рынков.

Спекуляция и риск

Спекуляция — изначально рискованное мероприятие. Предположим, что я покупаю акции компании «Татнефть» по 100 рублей за акцию в надежде, что повышение цен на нефть поднимет прибыли фирмы и позволит мне продать их на следующий год по цене 150 рублей за акцию. Увы, открытие новых огромных месторождений в других регионах планеты сбивает мировые цены на нефть, а акции «Татнефь» падают до 80 рублей за единицу.

Почему я пойду на такой риск? Самым простым объяснением было бы то, что в отличие от огромного большинства, не приемлющего риска, я очень рисковый человек, и предпочту испытывать судьбу, нежели помещу свои деньги в банк, где они будут в полной сохранности. Но экономисты обычно избегают объяснений поведения тех или иных лиц на уровне «нравится — не нравится», предпочитая более строгие формулировки. И в данном случае находится другое объяснение. Даже если бы я испытывал антипатию к риску и не стал бы спекулировать акциями «Татнефти», зная, что существуют равные шансы на увеличение или уменьшение их цены, я, вероятно, передумал бы, если считал, что шансы на повышение цен больше понижения. Предположим, я считаю, что существует 75 % вероятности того, что акции поднимутся до 150 рублей и 25 % вероятности того, что они упадут в цене до 50 рублей за акцию. В этом случае математическое ожидание их цены через год составит 125 рублей (0,75  150 + 0,25 х 50 = 125). Если я приобрету их сегодня по цене 100 рублей, математическое ожидание прибыли через год составит 25 рублей за акцию. Эта ожидаемая прибыль могла бы сильно помочь мне преодолеть мою антипатию к риску.

Рассмотрение сути спекуляций ставит еще один вопрос. Если математическое ожидание цены акций в следующем году составляет 125 рублей, почему кто-либо будет продавать их сегодня по 100 рублей? На это    можно дать два ответа. Первое. Некоторые люди испытывают настолько серьезную антипатию к риску, что ожидаемая прибыль в 25 рублей за акцию их не привлекает. Второй ответ — асимметрично распределенная информация. Дело в том, что другие люди могут не обладать информацией, которую знаю я, и которая подвела меня к мысли о том, что повышение мировых цен на нефть намного вероятнее их понижения.

На практике, очевидно, работают оба фактора. Предрасположенность к риску объясняет, почему некоторые люди становятся профессиональными спекулянтами. Но их успех в этой роли зависит от наличия самой свежей информации, что предполагает тщательное изучение вопросов, с которыми им приходится сталкиваться.

Срочные контракты и сделки с премиями

В предыдущем примере спекуляция приняла форму покупки акций компании  «Татнефть»  сегодня, хранению их и реализации через год. Два других метода спекуляций представляют собой срочные контракты и сделки с премиями.

Срочный контрактэто договор об обмене в конкретно указанные сроки в будущем по цене, определенной сегодня. Предположим, я нахожу другого биржевого маклера, который полагает, что продажная цена акций «Татнефть» через год составит 100 рублей за акцию, т. е. не будет отличаться от цен сегодняшнего дня. Я могу подписать срочный контракт с этим маклером, согласно которому я куплю 10000 акций «Татнефти» через год с момента подписания договора по цене 100 рублей за акцию. Если продажная цена к  тому времени повысится до 150 рублей за акцию (а я полагаю, что существует 75 % вероятность такого события), я моментально сорву большой куш, поскольку я тут же перепродам акции на 50 рублей дороже, чем я заплатил за них по условиям срочного контракта. Конечно, существует риск (которому я отвожу 25 %), что цены за наличные упадут до 50 рублей за акцию. В этом случае я согласно срочному контракту должен приобрести их по 100рублей за штуку, т. е. на 50 рублей дороже продажной цены.

Выиграю я или проиграю, с точки зрения биржевого спекулянта срочные контракты имеют преимущество перед покупкой акций сегодня по цене за наличные и хранении их с целью реализации через год. Преимущество состоит в том, что я не связываю свои собственные средства, вкладывая их в акции на целый год. Вся купля-продажа происходит через год после подписания контракта, в день, обусловленный договором.

Сделка с премией (опцион) — это незначительная вариация на тему срочного контракта. Если я заключаю с вами опционный контракт на покупки  акции «Татнефти» по цене 100 рублей через год со дня подписания контракта, у вас будет обязательство продать мне акции по этой цене, если я буду на этом настаивать; если же я передумаю, я имею право не приобретать их. Т. е., если их цена падает ниже 100 рублей, я вежливо говорю вам: «Спасибо, не надо!». Конечно, в такую игру «орел — я выигрываю, решка — остаюсь при своих» вы бы играть отказались, но для вас предусмотрена определенная компенсация. Она существует в виде премии, уплачиваемой в момент подписания контракта, скажем 10 рублей за акцию. Если я воспользуюсь опционным контрактом с убытком для вас, гонорар в размере 10 рублей за акцию несколько компенсирует ваши убытки. Если я не воспользуюсь своим правом, то эти 10рублей за акцию составят вашу чистую прибыль.