Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Политология Перевалов.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
2.76 Mб
Скачать

§ 4 Проблемы насилия и ненасилия в политологии

257

Н0е содержание нравственного прогресса — формирование нена­сильственных отношений.

Использование насилия властью обесценивает ее и делает не­легитимной в глазах подданных. Подобный взгляд на вещи имеет много общего с концепцией ненасильственного сопротивления jv[. Ганди и Л. Кинга, идеями В. Гавела о "власти безвластных", которые были широко распространены в Чехословакии во время так называемой бархатной революции, покончившей с коммунис­тическим режимом в 1989 г.

Сторонники этого философского направления делают разли­чия между силой и насилием. Они признают за властью наличие силы, но считают, что его проявление должно быть строго регла­ментировано, иметь определенные правовые толки. Однако огра­ничивать власть только правовыми рамками недостаточно, и она должна быть еще морально ответственна за применение силы. Сильная власть способна соотносить свою силу с моральной от­ветственностью ее применения.

б) Терроризм и политико-правовые средства борьбы с ним

Террор определяется как сознательное использование неле­гитимного насилия со стороны какой-то маноритарной группы (т. е. меньшинства), стремящейся тем самым достичь определенных це­лей, заведомо недостижимых легитимным способом1. Официаль­но принятое в США, определение терроризма как "незаконного применения или угрозы применения... насилия против отдельных лиц и собственности для запугивания или шантажа правительств или сообществ... в политических или идеологических целях" пред­ставляется наиболее оптимальным.

Женевская конвенция 1937 г. о предупреждении терроризма и наказании за него фактически определяет "террористические акты" как "преступные действия, направленные против государ­ства, или имеющие целью терроризировать определенных лиц, или группы лиц, или население в целом".

Терроризм — это применение или угроза применения наси­лия, как правило, направленного против жизни людей.

Терроризм — это средство достижения политических целей, которые, но мнению тех, кто к нему прибегает, не могут быть дос­тигнуты обычными (законными) средствами.

См.; Мелентъева Н. Элементы // Евразийское обозрение. 1996. № 7.

258

Глава 12. Анализ политологических проблем современности

Терроризм — это стратегия, которую обычно используют организованные группы в течение какого-то времени, в соответ­ствии с принятой программой1.

Психологический смысл террора состоит не только и не столько в устранении конкретных лиц, сколько в наведении ужа­са на противника, приведении его в оцепенение. В роли против­ника может выступать все общество, целое государство или на­род. Главным мотивом, что порождает терроризм или действия, сходные с ним по своей природе и основным характеристикам, профессор Ю. Антонян полагает влечение отдельных людей к смерти, к уничтожению, которое столь же сильное, как и влечение к жизни2. Террористические группы отличаются сложной струк­турой и групповой динамикой. Психологические характеристики отдельных террористов находятся в диапазоне от эмоциональной неразвитости и пограничных состояний до выраженной патоло­гии.

Первые террористы появились еще в древности. От рук убий­цы пал царь Филипп, отец Александра Македонского. Целая ве­реница римских императоров: Юлий Цезарь, Калигула, Домини-циан, Пертаникс и многие другие были убиты. В более поздние времена убийцы расправлялись с королями и князьями, могуще­ственными властителями и известными военачальниками, высоко­поставленными духовными особами. Убийство Андрея Боголюб-ского (1174 г.), свержение и ослепление московского великого князя Василия II (1446 г.), убийство Папы Римского Иоанна VIII (882 г.).

В средние века на Востоке появилась мусульманская секта ассасинов. Создав непреступные горные крепости на северо-запа­де Ирана, "горные шейхи" рассылали своих агентов-убийц но все­му миру с целью "корректировки" политики государств евразий­ского региона и держали многих правителей в страхе вплоть до XIII в.

Жертвами убийц в конце XIX — начале XX в. стали рус­ский император Александр II, король Италии Умберто I, порту­гальский король Карлуш I, наследный принц Луи Филипп, авст­ро-венгерская императрица Елизавета, кронпринц Австро-Венг­рии Франц-Фердинанд, премьер-министр Испании генерал Хуан Прим, премьер-министр России П. Столыпин. Террористы уби"

1 См.: Ханс-Петер Гассер. Запрет на акты террора в международно^ гуманитарном праве // Международный комитет красного креста. Б./" •' 1994. С. 3.

2 Антонян Ю. Психология террора // Независимая газета. 1996. 29 март

4. Проблемы насилия и ненасилия в политологии

259

ли четырех президентов США: Авраама Линкольна, Джеймса рарфилда, Уильяма Мак-Кинли, Джона Кеннеди. Двух фран­цузских президентов: Сади Карно (1894 г.), Поля Думера (1932 г.).

XX век вошел в историю не только двумя мировыми война­ми, но и всплеском жестокости в самых разных странах. В Ин­дии три политических деятеля по фамилии Ганди были убиты террористами: Махатма Ганди (1947 г.), Индира Ганди (1984 г.), Раджив Ганди (1991 г.). Среди убитых государственных деяте­лей оказались министр иностранных дел Германии Вальтер Ра-тенау и польский президент Габриэль Нарутович (1992 г.), юго­славский король Александр и французский министр иностран­ных дел Луи Барту (1934 г.), премьер-министр Цейлона (Шри-Ланка) С.Бандаранаике (1959 г.), премьер-министр Конго Н. Лу-мумба (1961 г.), президенты Чили С. Альенде (1973 г.), Бангла­деш М. Рахман (1975 г.), Конго М. Нгуаби (1977 г.), американ­ский сенатор Роберт Кеннеди (1968 г.), итальянский премьер-министр Альдо Моро (1978 г.), египетский президент Анвар Садат (1981 г.), президент Гренады М. Бишон (1983 г.), глава шведско­го правительства Улоф Пальме (1986 г.), премьер-министр Из­раиля Ицхак Рабин (1995 г.) и многие другие. Политическое насилие широко распространено в странах "третьего мира"; до­статочно вспомнить гибель президентов Руанды и Бурунди в апреле 1994 г. В 1996 г. талибами был убит президент Афганис­тана Наджибула1.

Статистика за последние сто лет показывает, что из 80 терак­тов, совершенных за последнее время против первых лиц госу­дарств, 64 достигли цели2.

В станах Ближнего Востока, Англии, Испании, Франции, США, Чечне террор давно стал нормой жизни. Причем всё последние теракты прогремели на весь мир: взрывы в Мировом торговом Центре, Федеральном здании в Оклахома-Сити и в Парке столе­тия Олимпийских игр в Атланте; применение боевого отравляю­щего вещества нервно-паралитического действия зарина в токий­ском метрополитене.

В последние годы частыми стали захваты самолетов. С 1990 по 1994 г. на воздушном транспорте в мире было совершено 163 Угона и попыток захвата воздушных судов террористами, в сред-

2Ui.: Труд. 1997. 4 окт. ^м.: Терроризм: прогноз на завтра

Юридическая газета. 1997. № 4.

260