
§ 5. Мотив и цель совершения преступления
Умыслом и неосторожностью не исчерпывается субъективная сторона преступления. Ряд составов преступлений в закон сформулирован таким образом, часто их субъективная сторона предполагает не только вину, но и наличие мотива или цели преступления.
Мотив преступления - это то внутреннее побуждение, которое вызывает решимость, намерение виновного совершить определенное преступное деяние. Мотив всегда предшествует совершению преступления. В зависимости от характера побуждений мотивы могут быть как низменными (корысть, месть, эгоизм, ненависть, хулиганские побуждения), так и благородными (сострадание, жалость, чувство дружбы и др.).
Цель преступления - это субъективное представление виновного о том результате, к которому он стремится, совершая преступление.
Мотив отвечает на вопрос, чем руководствовался субъект, совершая преступление, какова была цель, к которой он таким путем стремился. Цель существует лишь применительно к преступлениям, совершенным с прямым умыслом.
Уголовно-правовое значение, как мотива, так и цели двояко. В одних случаях эти признаки прямо предусматривались в диспозиции статей в качестве обязательных признаков. Например, при совершении террористического акта цель – подрыв и ослабление государства - является обязательным признаком данного состава преступления. Цель сбыта - обязательный признак состава незаконного изготовления спиртных напитков. Корыстная ил иная личная заинтересованность как мотивы - обязательные признаки состава злоупотребления служебным положением.
В других случаях мотив и цель выступают не в качестве простого признака, а признака квалифицирующего, то есть отягчающего. Так, умышленное убийство будет квалифицированным, если он совершено из корыстных или хулиганских побуждений, либо если оно совершено с целью, скрыть другое преступление или облегчить его совершение. Таким образом, и мотив, и цель, выступая двояко: то как простой признак, то как квалифицирующий, имеет важное значение для квалификации преступлений.
Мотив и цель преступления могут выступать как обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность. И они учитываются судом при оценке деяния, личности субъекта и назначении наказания.
В неосторожных преступлениях мотив не является необходимым или квалифицирующим признаком состава преступления, а потому не оказывает влияния на квалификацию, но должен учитываться при назначении наказания.
§ 6. Юридические и фактические ошибки
Процесс мышления, предшествующий совершению преступления многоообразен и сложен. Под воиянием объективных и субъективных факторов мышление человека может допускать самые разнообразные ошибки, которые влияют на формы вины.
В уголовном законодательстве нет специальных норм, регулирующих вопросы об ошибках.. Они рассматриваются и разрешаются теорией на основании положений о вине и ее формах, т.е. в рамках субъективной стороны преступления.
Ошибка – это неправильное представление (заблуждение) лица о юридических свойствах или фактических обстоятельствах совершаемого им деяния.
Неправильное представление м.б. вызвано субъективными особенностями лица или объективными условиями, при которых совершается преступление.
В теории уголовного права ошибки принято делить на юридические и фактические.
Юридическая – это неправильное представление лица о юридических свойствах и правовых последствиях совершаемого деяния.
Лицо считает, что его действия преступны и наказуемы, тогда как в действительности для уголовного закона они безразличны (мнимое преступление). (Например, лицо ошибочно полагает что подлежит уголовной ответственности храня у себя самодебный нож, который признан холожным оружием, В то время как согласно ч. 4 чт 251, преступлением считается незаконное ношение или сбыт холодного оружия но не хранение.) Такая ошибка исключает уголовную ответственность.
В других случаях, весьма редких, когда лицо действительно считает свои действия ненаказуемыми и непреступными, а они фактически являются преступлением, уголовная ответственность не исключается. (Например, лицо нашло и хранило гранату и не подозревало что за хранение боеприпасов предусмотрена уголовная ответственность)
К юридическим ошибкам относятся ошибки в квалификации преступлений, по виду и размеру наказания. (Например, лицо ошибочно полагало что совершает грабеж, на самом деле совершило разбойцное нападение. Такие ошибки не оказывают влияния на вину и ее формы.
Ошибка в виде и размере наказания. (Например, лицо ошибочно полагает что высшие предел за совершенное им преступление – три года лишения свободы, тогда как на самом деле высший предел равен 10 годам лишения свободы).
Фактической ошибкой заблуждение лица относительно фактических обстоятельств содеянного.
При этом, для уголовной ответственности значение имеют не любые фактические ошибки (например, участники бандитского нападения на обменный пункт ошибочно полагали, что там один охранник, а их оказалось двое), а лишь те, которые относятся к элементам состава преступления: – к объекту, к объективной стороне, к квалифицирующим обстоятельствам.
Уголовное право различает несколько видов фактических ошибок: ошибка в объекте; ошибка в причинной связи; ошибка в средствах, месте и времени, отягчающих и смягчающих обстоятельствах.
Ошибка в объекте. Заключается в том, что лицо, вследствии своего заблуждения совершает посягательство не на тот объект, на который направлен его умысел, а на другой.
Виновный имел намерение посягнуть на один объект, на самом деле посягнул на другой.. (Например, желая убить судью или прокурора, по ошибке убивает другого.). В этом случает ответственность наступает по ст.340 УК, а не 96. Или когда виновный хотел похитить нарколические средства, по ошибки похитил другие лекарства – ответственость наступает по ст. 260 УК а не 135. То есть здесь имеют место юридически не равнозначные объекты.
Следует отличать ошибку в объекте от ошибки в личности , или в предмете покушения. Например виновный покушаясь на гр-на Н. по ошибке совершил покушение на гр-на Т. Или когда виновный похищая дамскую сумочку полагал что там деньги, а там оказались ювелирные изделия. Эти объекты являются однородными. Поэтому не имеет значение на чью жизнь было совершено покушение или на какие вещи.
Ошибка в средствах совершения преступления.
А) Для совершения преступления по ошибке было использовано другое но не менее пригодное средство (Например, виновный полагал что стрелает из пистолета системы «Браунинг» на самом деле применил пистолет системы «Вальтер») Такая ошибка в средствах не имеет значения для квалификации.
Б) Для совершения преступления использовалось средство, сила которого по ошибке представлялась виновному заниженной. (Например, владелец фруктового сада огороженного проволокой подключил к проволоке электрический ток, полагая , что напряжение тока не создает опасности для жизни тех, кто прикоснется к проволоке.Однако, случайно дотронувшийся до проволоки человек был убит током). Ответственность в этом случае наступает как за неосторожное преступление.
В) Для совершения преступления использовались непригодные средства которые по мнению преступника считались пригодными. (Например покушение на убийство с использованием неисправного оружия, или применение вместо яда веществ не являющихся ядовитыми).В этих случаях действия являются общественно-опасными и ответственость наступает как за совершение умышленых преступлений, на общих основаниях.
В редких случаях покушение с негодными средствами не образует преступление. Это когда при совершении преступления используется вообще непригодное для этого средство. (Например, для посягательство на жизнь и здоровье другого лица, субъект прибегает к помощи заклинаний, гадалок, экстрасенсов и т..п) .
Еще в 1963 году Пленум Верховного суда РСФСР указал: «Только в редких случаях негодное покушение влечет уголовной ответственности ( когдв оно не представляло общественной опасности в силу малозначительности, а также в силу суеверия или явного невежества субъек5та, пытавшегося посредством сверхъестественных сил причинить кому-либо вред». Оно расценивается как своеобразное обнаружение умысла, что не наказуемо.
все фактические обстоятельства (их по каждому делу много), а только те, которые являются обязательными признаками состава преступления. Так, при краже не имеет значения ошибка в предмете. Ошибка в объекте преступления будет только в том случае, когда субъект ошибочно считает, что он посягает на один объект, в действительности вред причиняется другому объекту. В таких случаях деяние квалифицируется по направленности умысла.
Ошибка в характере совершаемых действий может быть двоякой.
В первом случае лицо неправильно представляет фактический характер своих действий, не считает их вредными, преступными, хотя они являются таковыми. При такой ошибке исключается умысел, и лицо должно нести ответственность за неосторожное деяние. Подобная ошибка, например, имеется в действиях медсестры, которая сделала больной инъекцию ядовитого вещества вместо лекарства, прописанного врачом. При ошибке такого рода исключается умысел, но лицо может отвечать за неосторожное преступление, если имеются признаки неосторожной вины.
При втором виде ошибка в характере совершаемых действий лицо ошибочно рассматривает свои действия как вредные, преступные, но они таковыми не являются. В этом случае не исключается умышленная форма вины, но лицо будет отвечать не за оконченное преступление, а за покушение на него, поскольку преступное намерение не было реализовано.