
Занятие 20. Обеспечение исполнения обязательств (8)
Понятие задатка как способа обеспечения обязательства.
Задаток в современном гражданском праве изучен довольно подробно. В новейшей литературе проанализированы функции задатка, сфера его применения, преимущества задатка как способа обеспечения исполнения обязательств и т.д.
Опираясь на определение задатка как денежной суммы, выдаваемой одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения (п. 1 ст. 380 ГК РФ), отмечается, что задаток является самостоятельным способом обеспечения исполнения договорных обязательств, который наряду с обеспечительной выполняет платежную и доказательственную функции.
Наличие сразу трех функций составляет особенность задатка как самостоятельного правового института и позволяет отграничить его от смежных с ним юридических понятий - аванса, неустойки, отступного.
Задаток является денежной суммой, уплаченной в счет причитающихся со стороны по договору платежей (п. 3 ст. 380 > ГК РФ). Но помимо платежной функции он, в отличие от аванса, выполняет обеспечительную (штрафную) функцию: ответственная за неисполнение договора сторона теряет задаток, если она его дала, или выплачивает его сумму вдвойне, если получила задаток при заключении договора (п. 2 ст. 381 > ГК РФ). Кроме того, дача задатка служит бесспорным доказательством заключения договора.
Обеспечительная функция обусловливает сходство задатка с неустойкой, но не устраняет различий между ними. Задаток вносится до факта неисполнения договора, проявляет свою обеспечительное значение только в случае полного неисполнения договора, устанавливает жесткий предел неблагоприятных последствий для неисправного должника.
По нормам российского законодательства потеря задатка или выплата его в двойном размере не освобождает неисправного должника от необходимости исполнить договорное обязательство в натуре (поскольку обязательство на этом не прекращается). Действующий закон не препятствует сторонам по взаимному согласию связать прекращение договорного обязательства с потерей задатка или выплатой его в двойном размере. Однако такое соглашение противоречило бы основной (обеспечительной) функции задатка.
Известно, что задаток имеет давнюю историю. Однако в современных исследованиях «с учетом относительной простоты предмета регулирования соответствующие теоретические конструкции в большинстве случаев воспринимаются как незыблемые». Подобные убеждения влекут забвение этапов становления и развития задатка. Правовая конструкция задатка вовсе не так постоянна, как представляется ныне.
Функции задатка
Задаток выполняет три функции:
обеспечительную;
платежную;
доказательственную.
Обеспечительная функция заключается в том, что в случае неисполнения договора, в обеспечение которого передан задаток, наступают последствия, предусмотренные п. 2 ст. 381 ГК РФ. Данные последствия ставятся в зависимость от того, какая сторона договора не исполнила свои обязательства. Если за неисполнение договора ответственна сторона, давшая задаток, он остается у другой стороны. Если за неисполнение договора ответственна сторона, получившая задаток, она обязана уплатить другой стороне двойную сумму задатка.
Следует обратить внимание на то, что указанные последствия наступают лишь в случае неисполнения обязательств и не имеют места в случае их ненадлежащего исполнения. Соответственно обеспечительная способность задатка по сравнению с неустойкой гораздо меньше.
Так как по общему правилу неисполнение обязательств влечет возмещение убытков, возникает вопрос о возможности и объеме их взыскания в случае неисполнения обеспеченного задатком обязательства. Поэтому в ГК РФ предусмотрено правило, в соответствии с которым сторона, ответственная за неисполнение договора, обязана сверх потери задатка либо уплаты его в двойном размере возместить другой стороне убытки с зачетом суммы задатка (абз. 2 п. 2 ст. 381). Данное правило носит диспозитивный характер и применяется, если иное не предусмотрено в договоре.
Платежная функция выражается в том, что задаток может быть выдан только той стороной по договору, на которой лежит обязанность осуществить денежные платежи за предоставление, осуществляемое контрагентом но договору, и при исполнении последним своих обязательств сумма задатка засчитывается в счет причитающихся платежей. Кроме того, в соответствии с п. I ст. 381 в случае прекращения обеспечиваемого обязательства до начала его исполнения по соглашению сторон либо вследствие невозможности исполнения (ст. 416 ГК РФ) задаток должен быть возвращен.
В связи с выполнением задатком платежной функции практическую значимость приобретает вопрос об отграничении его от аванса, который, будучи денежной суммой или имущественной ценностью, выдаваемой стороной в договоре своему контрагенту в счет обусловленного платежа как в момент заключения договора, так и после этого, также выполняет платежную функцию. Различие между ними состоит в том, что юридические последствия аванса иные, нежели задатка. Он не выполняет обеспечительной функции и не ведет к иным, нежели возмещение убытков, последствиям для не исполнившей обязательство стороны.
Внешняя схожесть действий по выдаче задатка и аванса в случае нарушения правил об обязательной письменной форме соглашения о задатке либо иной неопределенности способна породить спор о юридической природе фактически переданной денежной суммы. Поэтому в п. 3 ст. 380 ГК РФ закреплено правило, в соответствии с которым всякие сомнения, если не доказано иное, разрешаются в пользу аванса.
Доказательственная функция задатка заключается в том, что если между сторонами имеет место спор о том, был или не был заключен договор, в обеспечение которого передается задаток, то при наличии доказанного в надлежащем порядке факта выдачи и, соответственно, получения задатка можно говорить и о наличии факта заключения договора, обеспечиваемого им.