
- •Введение
- •Глава 1. Технологический детерминизм как социально-философская концепция
- •1.2 Понятие техники и технологии
- •Глава 2. Роль концепции технологического детерминизма в понимании истории и современных процессов в обществе, науке и технике
- •2.1 Периодизация исторического процесса в трудах первых теоретиков постиндустриального общества
- •2.2 Современные тенденции развития концепции технологического детерминизма
- •Заключение
2.2 Современные тенденции развития концепции технологического детерминизма
Сформировавшаяся в 1960-1970-е гг. теория постиндустриального, или информационного, общества (Э. Тоффлер, Д. Белл, Ж. Фурастье, Р. Хейлбронер, Д. Дракер и др.) представляет собой весьма интересную версию современного этапа развития общества, претерпевающего глубокие технологические, экономические, политические и культурные изменения, многие существенные стороны которых схвачены этой теорией.
Книга Белла представляет собой, по нашему мнению, наиболее основательное исследование постиндустриализма, которое может быть отнесено к своего рода «первой волне» этой теории.
В 1996-1998 гг. М. Кастельс публикует трехтомную монографию «Информационная эпоха. Экономика, общество и культура», первый том которой, с добавлением главы и итогового заключения третьего тома, опубликован в России (2000 г.). Виднейший представитель «новой волны» постиндустриализма, Кастельс внес ряд существенных уточнений в эту теорию [12].
С точки зрения теории постиндустриализма человеческое общество проходит три стадии или ступени («волны») развития: аграрную, или до-индустриальную, индустриальную, основанную на машинном производстве, постиндустриальную, или информационную. По Тоффлеру, первая связана с веществом как главным продуктом и ресурсом производства, вторая - с энергией, третья - с информацией. Классификация этапов общественной истории носит явный отпечаток технологического детерминизма, однако теория постиндустриализма заметно выходит за пределы этой методологии [15].
По Беллу, доиндустриальное общество является в основном добывающим, оно базируется на сельском хозяйстве, добыче полезных ископаемых, заготовке леса и т. д. Индустриальное общество носит прежде всего производящий характер, использует энергию и машинную технологию для производства товаров. Постиндустриальное общество является обрабатывающим, здесь обмен информацией и энергией происходит при помощи телекоммуникации и компьютеров. Белл отмечает, что названные способы существования общества не являются только ступенями, сменяющими друг друга, каждая из предшествующих в определенной мере сохраняется в составе последующих [5].
Несколько иную классификацию этапов истории общества - способов развития» общества - дал Кастельс, связывающий аграрный способ развития с ведущей ролью «количества труда и природных ресурсов», индустриальный - с новыми энергетическими источниками, информационный - с генерированием знаний. Кроме того, он считает, что различие индустриального и постиндустриального способов развития не столь существенно, сколь аграрного и индустриального, поскольку индустриальный и постиндустриальный способы развития связаны с использованием науки.
Главной чертой информационной эпохи Кастельс считает не использование информации, которое имеет место и в индустриальную эпоху, а возникновение технологии обработки информации, информационных технологий. Он считает, что в 1970-е гг. процессы экономических, политических и культурных изменений были усилены и увеличены необычайно могущественными информационными технологиями, из-за чего за последние 20 лет изменился мир в целом. Информационная технология сыграла ключевую роль в кризисе Советского Союза.
Разъясняя свою общую теоретическую позицию, Кастельс утверждает, что «технология не предопределяет развитие общества. Но и общество не предписывает курс технологических изменений, ибо в процесс научных открытий, технологической инновации и социальных применений вмешиваются многие факторы, включая индивидуальную изобретательность и предпринимательский дух, так что конечный результат зависит от сложной структуры взаимодействий» [10, с. 28-29]. Оставляя пока в стороне другие существенные моменты социологической концепции ученого, отметим, что при объяснении затронутой и других столь же теоретически существенных проблем Кастельс никогда не касается наиболее фундаментальной стороны социологической теории - закономерного характера развития общества, родовой человеческой сущности, собственности.
В конце XX в. общество переживает один из редких в своей истории моментов - трансформацию своей материальной культуры благодаря работе новой технологической парадигмы, построенной вокруг информационных технологий. Информационная технология - это сходящаяся совокупность технологий в микроэлектронике, создании вычислительной техники (машин и программного обеспечения), телекоммуникации/вещании, оптико-электронной промышленности, генной инженерии.
Суть новой технологической парадигмы - технология воздействия на информацию, а не просто информация, предназначенная для воздействия на технологию, как это было в прежних технологических революциях. Подчеркивая эту коренную особенность новой технологии, вместо определения постиндустриального общества как информационного, Кастельс вводит его определение как информационального. В информациональном обществе информация - это сырье и продукт производства [12].
Кастельс отмечает ряд важнейших особенностей информациональной парадигмы.
1. Информация выступает в качестве сырья и продукта технологии, а не просто как информация, предназначенная для воздействия на технологию, как это было в прежних технологических революциях.
2. Всеохватность эффектов новых технологий.
3. Сетевая логика любой системы. На место сложнейших пирамидальных структур в экономике в эпоху информационализма приходит сетевая структура, которая обеспечивает наибольшую динамичность и гибкость экономических систем. Кастельс цитирует яркую характеристику роли сетевых структур, данную К. Келли: «Атом - это прошлое. Символом науки для следующего столетия является динамическая сеть... В то время как атом является воплощением идеальной простоты, каналам сети присуща чудовищная сложность... Единственная организация, способная к необремененному предрассудками росту или самостоятельному обучению, есть сеть. Все прочие топологии ограничивают то, что может случиться. Сетевой рой весь состоит из краев и поэтому открыт для любого пути, которым вы к нему подходите... Никакая другая расстановка - цепь, пирамида, дерево, круг, колесо со ступицей - не может содержать истинное многообразие, работающее как целое» [10, с. 77].
4. Информационно-технологическая парадигма основана на гибкости, которая обеспечивается не только сетевым принципом.
5. Растущая конвергенция конкретных технологий в высокоинтегрированной системе. В информационной системе интегрируются микроэлектроника, телекоммуникации, оптическая электроника, компьютеры, Интернет, биотехнология.
Концепции постиндустриального общества Кастельса в целом присуще идеалистическое понимание общества, выраженное в проведенной идее решающей роли знания в развитии постиндустриального общества, знания как главном ресурсе и продукте этого общества.