- •Особенности русской культуры первой половины XIX века.
- •Наука, образование, книжное дело и периодика первой половины XIX века.
- •Литература, эстетическая и общественно-политическая мысль первой половины XIX века.
- •4. Музыка и театр первой половины 19в.
- •5. Высокий классицизм в архитектуре Петербурга первой половины 19 в.
- •6. Восстановление и строительство общественных зданий Москвы после войны 1812г. Архитектура классицизма 1 половины 19 в Москва.
- •7. Усадебное строительство первой половины 19 в. Классицизм в архитектуре русской провинции.
- •11. Ф.А. Бруни, к.П. Брюллов, а.А. Иванов и историческая живопись первой половины века.
- •12. Графика и ее значение в развитии русского искусства первой половины 19 в. П.А. Федоров и становление критического реализма в русском искусстве.
- •13. Скульптура высокого классицизма первой половины 19 в.
- •14. Декоративно-прикладное искусство в России первой половины 19 в.
- •15. Особенности русской культуры второй половины 19 в.
- •16. Наука и просвещение, книжное дело, периодика, графика и фотография второй половины 19 в.
- •17. Общественно-политическая мысль и литература второй половины 19 в.
- •18. Театр и музыка второй половины 19 в.
- •19. Архитектура второй половины 19 в. Смешение исторических стилей русский, псевдорусский.
- •20. Утверждение реализма в живописи. Бытовой жанр в работах живописцев московской школы и академии художеств 1860. Петербуржская артель художников и товарищество передвижных выставок.
- •21. Родоначальник передвижничества Перов и Крамской.
- •22. Реализм в историческом, религиозно-филосовском, батальном жанрах второй половинв 19 в. Ге, Верещагин, Суриков.
- •25 Пейзаж в живописи передвижников: а.К. Саврасов, ф.А. Васильев, и.И. Шишкин, а.И. Куинджи, в.Д. Поленов, и.И. Левитан.
- •23. Традиции академизма в работах на темы античности и русской истории флавитский Семирадский, Верещагин.
- •24. Бытовой жанр в живописи передвижников и его ведущие мастера.
- •26. Достижение в живописных произведениях и.Е. Репина вершин русского реализма.
- •26 Отход от реалистического искусства и зарождение русского декоративного модерна в творчестве в.М. Васнецова. Обращение к русскому фольклору и церковному искусству.
- •28 Скульптура второй половины XIX века
- •29. Ведущие ювелирные фирмы и фабрики, декоративно прикладное искусство, нар худ промыслы во второй половине 19в.
16. Наука и просвещение, книжное дело, периодика, графика и фотография второй половины 19 в.
Экономическое и социальное развитие России во второй половине XIX века требовало определенной культурной среды. Между тем к середине XIX века страна имела чрезвычайно низкий уровень народного образования, грамотные составляли лишь 6 % от всего 70-миллионного населения. Поэтому одним из главных вопросов педагогического и общественного движения тех лет стал вопрос создания начальной народной школы. В подготовке проекта реформы начальное школы приняли участие видные педагоги — К. Д. Ушинский, В. И. Водовозов, Д. Д. Семенов. Завершенный к 1860 году проект был опубликован в печати и подвергся широкому обсуждению. В 1862 году министерством народного просвещения был составлен новый «Проект устройства общеобразовательных учебных заведений», учитывавший некоторые итоги обсуждения и содержавший ряд прогрессивных положений, в частности о преемственности между низшей и средней школой.
Однако изданное в 1864 году «Положение о начальных народных училищах» существенно отличалось от проекта 1862 года. Согласно «Положению» 1864 года начальная школа изымалась из ведения директоров гимназий и смотрителей уездных училищ (как это было по уставам 1804 и 1828 годов) и передавалась под контроль уездных и губернских училищных советов. При этом народные училища могли создаваться как правительством, так и частными лицами или обществами, могли быть платными или бесплатными. Целью народных училищ объявлялось утверждение в народе «религиозных и нравственных понятий и распространение первоначальных полезных знаний». Училищные советы принимали решения об открытии или закрытии училищ, занимались подбором учителей. В учебную программу начальных училищ входили: закон Божий, чтение гражданской и церковной печати, письмо, четыре действия арифметики и церковное пение. Таким образом, преемственность учебных программ начальной и средней школы была уничтожена. В то же время «Положение», предоставляя народу возможность образования, значительно расширяло в нем степень общественного участия. Устраняясь от финансовой поддержки начальной школы, правительство по существу передавало дело ее создания в руки общественности, то есть прежде всего, земств и крестьянских обществ.
Церковно-приходские школы еще в первой половине XIX века согласно уставу 1804 года являлись низшим звеном системы народного просвещения. В их курс одногодичного обучения включались, кроме закона Божьего, чтение гражданской и церковной печати и элементарные сведения по арифметике. Существовавшие в основном за счет средств прихода школы, эти в большинстве случаев влачили жалкое существование; этому способствовали малограмотность учителей, теснота или непригодность помещений, так как школы нередко помещались в церковных сторожках или заброшенных избах, отсутствие книг и учебных пособий.
азвитие буржуазных отношений в России во второй половине XIX века, распространение просвещения, прогресс отечественной науки оказали непосредственное и сильное влияние на положение русской печати и издательского дела. Общественное движение начала 60-х годов побудило правительство приступить к пересмотру цензурного устава, что также должно было содействовать развитию книгопечатания.
В 1862 году было упразднено Главное цензурное управление, функции его были переданы одному из ведомств министерства внутренних дел, преобразованному в Главное управление по делам печати.
В 1865 году был издан новый цензурный устав, несколько облегчивший издательскую деятельность. По новому уставу освобождалась от предварительной цензуры столичная периодическая печать и русские оригинальные сочинения объемом менее 10 печатных листов (переводы с иностранных языков — до 20 печатных листов). Цензура для этих изданий оставалась в виде карательных мер, то есть предоставленного министру внутренних дел права делать «предупреждения» тому или иному органу за не соответствующее правительственным установкам направление статей. После третьего предупреждения издание прекращалось на б месяцев или закрывалось.
Что касается провинциальной печати, то для нее сохранялась предварительная цензура. Продолжали по-прежнему действовать цензуры духовная, иностранная и театральная.
В 70-х и 80-х годах был принят ряд постановлений, расширяющих прерогативы цензуры. Так, в 1882 году особое совещание из четырех министров получило право прекращать издание любого органа печати в случае нежелательного его направления.
Но несмотря на ограничительные цензурные правила и другие затруднения русское книгоиздательство переживало во второй половине XIX века процесс поступательного развития. За 12 лет с 1861 по 1873 год ежегодная книжная продукция выросла с 1773 названий до 5451. При этом лидирующее место в этом отношении занимал Петербург. Там в 60-х годах выходило 63 % книг, напечатанных в столичных городах. В 70-х годах в Петербурге насчитывалось 74 типографии. Крупнейшими из них были Н. Эттингера, М. Вольфа, Р. Голике, И. Огрызко и товарищества «Общественная польза», в Москве — типографии И. Кушнерева, И. Сытина, А. Мамонтова, А. Левенсона.
Постепенно изменялась и тематика выпускаемых книг. Наряду с учебниками, книгами религиозного содержания и легкой беллетристикой в 60–70-х годах пользуется популярностью социально-экономическая и естественнонаучная литература. Толстые журналы прогрессивного характера публикуют статьи К. Д. Ушинского, Н. И. Костомарова, Н. И. Пирогова, Д. И. Менделеева. В это же время появляются переводы сочинений Ч. Дарвина, Т. Гексли, К. Фохта, Я. Молешота и других европейских ученых. С середины 70-х годов интерес к естественным наукам ослабел, но возросло количество книг по гуманитарным наукам. В 80-е годы XIX века продолжался интенсивный рост книжной продукции: если в 1887 году было издано 7366 названий, то в 1895 году — 11 548.[428] Значительно увеличились и книжные тиражи. Главными центрами книгоиздания по-прежнему оставались Петербург и Москва, но наряду с ними стали возникать издательства и в провинциальных городах, таких как Смоленск, Пенза, Владимир и др. Здесь значительное внимание уделялось книгам по истории края, этнографии, археологии.
Рост книгоиздания естественно повлек за собой и увеличение книжных магазинов, распространение книжной торговли. В 1883 году в России существовало 1377 магазинов, а в 1893 году — 1795.[429] Причем наряду со столичными и крупными губернскими городами Центральной России книготорговля проникала и в более отдаленные районы, успешно развивалась на Урале, в Сибири.
