
- •1. Экономика города как научная дисциплина
- •1.1. Экономика города как научной дисциплины
- •1.2. Критерии определения городов
- •1.3. Типология городов
- •2. Урбанизация
- •2.1. Генезис города
- •2.2. Понятие и стадии урбанизации
- •2.3. Пространственное развитие города
- •3. Город как социально-экономическая пространственная система
- •1.3. Характеристика местного правительства
- •Три стадии процесса децентрализации
- •Условия, обеспечивающие автономность деятельности местного правительства
- •4. Город и решение локационных вопросов
- •4.1. Локационные вопросы размещения производства
- •2. Фактор трудовых ресурсов.
- •4.2. Город и транспорт
- •5. Планирование экономического развития города
- •5.1. Городская политика
- •5.2. Современная концепция экономического развития города. Планирование экономического развития города
- •5.3. Сотрудничество городов
- •6. Городское благоустройство
- •6.1. Понятие городского благоустройства
- •6.2. Озеленение города
2.2. Понятие и стадии урбанизации
Развитие мировой системы расселения характеризуется увеличением значимости городов, т.е. усилением процессов урбанизации. В современной литературе сложилось два основных подхода к определению урбанизации [3]:
- традиционный, характеризующий урбанизацию как количественный рост городов, как приток населения из деревни в город, как сосредоточение производства в городских поселениях;
- более широкий, сравнительно новый, определяющий урбанизацию как сложный, многосторонний и противоречивый социально-экономический феномен; как исторический процесс повышения роли городов в развитии общества, который охватывает изменения в размещении производственных сил, в расселении населения, его социально-демографической структуре, образе жизни, культуре.
Урбанизация проявляется во внешне зримых и конкретных формах и измеряется целой совокупностью количественных и качественных показателей [3]:
- величина и удельный вес городского населения;
- появление новых городов и качественное изменение ранее сложившихся;
- плотность городского населения и плотность городов;
- ускоренное развитие больших городов (удельный вес населения, проживающего в больших городах и удельный вес больших городов в общем количестве городов);
- направление и размеры миграционных потоков (деревня-малый город-крупный город-пригород);
- формирование и развитие городских агломераций, мегалополисов и других групповых форм расселения (доля населения, проживающего в агломерациях);
- расширение городских территорий;
- распространение городского образа жизни, урбанизация деревни.
Американский ученый Дж. Джиббс разработал достаточно универсальную схему естественноисторической эволюции урбанизации. Он выделил 5 стадий урбанизации [1]:
- появление городов; их демографическое развитие происходит медленнее, чем в сельской местности;
- дальнейший рост заселения сельских территорий и городов, при этом темпы роста заселения городов незначительно выше, чем сельского населения;
- относительное и абсолютное уменьшение сельского населения, усиливается миграция «село-город»;
- концентрация населения в городах и одновременно дифференциация структуры городов (уменьшение числа малых поселений);
- тенденция к деконцентрации населения и стабилизации.
Стадиальный подход к эволюции урбанизации на основе использования теории Н.Д. Кондратьева и идей Дж. Джиббса рассматривает урбанизацию как циклический процесс, который на определенном этапе общественного развития как бы возвращается на исходную точку, начинается новый цикл на качественно новом уровне. Данный подход выделяет 4 стадии урбанизации [1]:
- собственно урбанизация;
- субурбанизация (процесс оттока населения и перемещения производства и сферы услуг из крупных городов в пригороды);
- дезурбанизация (опережающий рост экономической активности на внеагломерационных пространствах, в сельской местности, в малых и средних городах);
- реурбанизация (перестройка и обновление функций крупных городов в связи с переориентацией региональной политики на решение проблем, связанных с внутренними ареалами городов и агломераций, достижениями в реабилитации cреды крупных городов).
В пространственном аспекте можно провести следующую последовательность распространения мирового процесса урбанизации: Западная Европа - Северная Америка - Австралия - Восточная Европа - Латинская Америка - Азия – Африка [3].
Пространственно-временное распространение урбанизации включает в себя следующие этапы [3]:
1) начальный этап характеризуется локальными процессами урбанизации и охватывает ряд стран Западной Европы и Северной Америки с конца 18 до конца 19 веков; здесь выделяются следующие тенденции:
- быстрый рост городского населения по сравнению с сельским;
- более быстрый рост больших городов по сравнению со средними и средних по сравнению с малыми;
2) преимущественно планетарный этап урбанизации занял первую половину 20 века. Быстрый рост городов и городского населения охватывает большинство регионов мира, приобретает устойчивый характер в глобальном развитии. На этом этапе были наиболее высоки темпы индустриализации, роста промышленного производства. Городской образ жизни стал распространяться на сельскую местность. В городах получают развитие культурная, политическая и другие функции. Возникает такая форма расселения, как городская агломерация, представляющая собой компактную пространственную группу поселений (главным образом городских), объединенных многообразными интенсивными связями (производственными, бытовыми, культурными, трудовыми, рекреационными) в сложную многокомпонентную динамическую систему;
3) глобальный этап урбанизации (современная урбанизация) начался во второй половине 20 века и органически связан с НТР. Данному этапу в целом свойственен преимущественно интенсивный характер урбанизации. Ее движущие силы - научно-технический и социальный прогресс, достижения в наукоемких производствах, информатике, средствах коммуникации и проч. Культура становится массовым явлением. Городской образ жизни распространяется на сельскую местность. Одновременно усиливаются и противоречия между искусственной городской средой и естественной природной. Городская среда (особенно в городах-гигантах) утрачивает пространственную и социальную соразмерность человеку. Урбанизация предстает уже как противоречивый многосторонний социально-экономический и социально-культурный прогресс.
На протяжении десятилетий урбанизация в России сначала просто не признавалась как один из важных процессов формирования человека, среды и общества, а затем в 70-80-х гг., рассматривалась, прежде всего, в рамках формационных особенностей развития систем производства и расселения при значительной недооценке её глобальных закономерностей и социально-культурных и цивилизационных основ. Утвердился и тщательно оберегался философски несостоятельный подход, согласно которому урбанизация (как и другие социальные процессы) легкоуправляема, потому что её закономерности якобы устанавливаются руководителями в зависимости от тех или иных выдвигаемых ими целей.
В последние годы, когда всё чаще встречаются попытки в разных областях науки осмыслить общественное развитие в рамках иных концепций (философско-антропологической, глобально-экономической, социо-культурной, экологической, цивилизационной) и др., представляется наиболее плодотворным для изучения урбанизации использовать антропокультурный подход. При таком подходе основу урбанизации составляет сам человек со всеми возможными параметрами его жизни, прежде всего, связанными с развитием культуры и цивилизации в их широком понимании и на глобальном уровне, а не производство, ресурсы, территория и т.д., как считалось в советской науке.
За последние 50-70 лет урбанистические процессы и структуры на огромных пространствах Европы и Азии испытывали сильное влияние тоталитарной системы и однобокого развития экономики. Это негативное влияние в наибольшей мере выражено в России, Украине, Белоруссии, Казахстане, меньше - в государствах Балтии, Польше, Чехии, Словакии, Венгрии и в других странах Центральной Европы. В целом наблюдался своеобразный «географический ход» военно-тоталитарных черт урбанизации: они нарастали по мере движения с запада на восток, а в России - и на север.
На урбанизацию, как и на всё территориально-экономическое развитие СССР и России в последние десятилетия, оказали ощутимое воздействие военно-стратегические интересы в формировании хозяйства и освоении территории. Именно они определили многие негативные особенности урбанизации.
Всё это во многом объясняет специфику советской урбанизации и актуальность возвращения многих городов России (как и других стран СНГ) в русло нормального развития. Ведь обычно город как носитель урбанизации – это, прежде всего, концентрация разнообразия во всех сферах жизнедеятельности, а в конечном счёте - концентрация культуры, её высших достижений. В наших же условиях многие российские города, даже крупные, нередко сохраняют исторически сложившийся «поселковый» характер, так как они формировались как сумма посёлков при «своих» предприятиях. Это отражало отношение к урбанизации как к побочному продукту индустриализации, недооценку её как самостоятельного социального процесса большой важности.
Основной итог развития урбанизации в советский период - очень большой разрыв между её количественными и качественными параметрами:
1) незавершённый, ущербный, односторонний характер развития самого процесса урбанизации.
Эта особенность лежит в основе большинства других особенностей урбанизации в советский период. Она является прямым результатом формирования урбанизации в качестве побочного продукта индустриализации, пренебрежения к потребностям человека в городе, социальной сфере на протяжении десятилетий специфических собственно городских проблем.
Незавершённый характер урбанизации заключается в том, что далеко не всё городское население и поныне включено в городской образ жизни по характеру занятости, уровню обслуживания, разнообразию досуга и. т. д. В общем приросте городского населения страны примерно 70 % составляли вчерашние сельские жители. Чрезмерная в ряде районов миграция из села в город усугублялась часто непродуманными административными преобразованиями сельских территорий в городские.
2) низкое качество городской среды.
Низкое качество городской среды - прямое следствие сказанного выше; оно связано во многом со слишком высокими темпами роста городского населения страны и низкими доходами горожан. Недостаточное развитие социальной сферы, уровня благоустройства городов, однообразие, а порой унылость архитектурного облика, неразвитость городской культуры - всё это характерно не только для подавляющего большинства малых городов, особенно в России, но и для многих крупных центров с населением свыше 100 тыс. жителей, в том числе созданных в последние десятилетия.
3) экологическое неблагополучие городского развития.
Проблемы экологии за последние два-три десятилетия приобрели особую остроту в связи с резко возросшим загрязнением воздушного бассейна и водных ресурсов городов. Почти все большие города бывшего СССР, а некоторые специализированные промышленные центры и с населением менее 100 тыс. жителей подошли к экологическому пределу своего роста из-за отсталой технологии развития промышленности и автотранспорта - основных загрязнителей (роль последнего в загрязнении крупных городов достигает 70-90 %).
4) асимметричность городского расселения.
Между европейской и азиатской частями страны, между её югом и севером наблюдается асимметричность городского расселения. В европейской части в 1990 г. были расположены около 4/5 всех городов СССР; там находилось 127 из 165 больших городов России (77 %). В этой наиболее освоенной части СССР и России лишь крайние северные территории и район Прикаспия на юге неблагоприятны для жизни населения и трудны для освоения. В азиатской же части основная полоса расселения сильно сужена и отжата к югу. Её отличают также меньшая зрелость и сформированность сети расселения, более низкое качество городской среды, сферы обслуживания, культуры.
5) деформация функциональной структуры городов, преобладание монопрофильных узкоспециализированных центров.
Это одно из следствий тоталитарной (военно-промышленной урбанизации), для которой характерно обилие городов одной отрасли при слабом развитии центральных функций (связей с окружающей территорией), культурного потенциала, городской среды и т. д. Даже крупные города нередко остаются всего лишь огромными посёлками при предприятиях-гигантах. Поэтому и в крупнейших столичных и региональных центрах, которые по своей природе обычно многофункциональны, чрезмерное преобладание промышленности наблюдается повсеместно. Даже в Москве по доле занятых промышленность занимает первое место (24 %).
Все отмеченные выше особенности способствовали обострению проблем развития урбанизации России.
Динамика урбанизации в России связана со значительным повышением в структуре расселения роли больших (с населением свыше 100 тыс. жителей) и крупнейших (свыше 500 тыс.) городов, а в последние десятилетия - и городов-миллионеров.
Когда исследуются урбанизационные процессы внимание обращается, прежде всего, на развитие городов. Однако урбанизация оказывает огромное влияние и на развитие сельских поселений.
Постепенно города «захватывают» территорию сельских поселений, присоединяя его к себе. Многие сельские поселения становятся пригородами.
Харланд Барталомью предложил следующую типологию городского расселения [2]:
1) центральный город - муниципальная единица, в которой сосредоточена основная общественная и экономическая деятельность всего городского образования. Он является, по большей части, самодовлеющим городом, но таким, который в последнее время породил развитие периферийной застройки, не вмещающийся в его административных границах;
2) город-сателлит или пригород является населенным пунктом, примыкающим к более крупной муниципальной единице. Будучи самостоятельной административной единицей, город-сателлит в той или иной степени зависит в своей экономической и культурной жизни от центрального города. Выделяют два вида городов-сателлитов:
- «спальный» (пригороды-потребители);
- «промышленный» (пригороды-производители).
В свою очередь пригороды-производители делятся на:
- добывающей и обрабатывающей промышленности;
- университетские и научно-исследовательские;
- оптовой и розничной торговли;
- центры отдыха и развлечений;
- другие;
- диверсифицированные (пригороды, где эти функции выступают в различных сочетаниях).
Среди пригородов-производителей можно выделить собственно производственные пригороды и спутники.
Спутники отличаются от пригородов тем, что обычно расположены за много десятков и даже сотен километров от центрального города, и число людей, постоянно ездящих в эти пригороды на работу из центрального города относительно невелико, однако вся экономика города-спутника тесно связана с экономикой центрального города.
Характерной чертой большинства городов-сателлитов является однообразие их экономической деятельности (часто одно крупное предприятие), что обуславливает их крайнюю уязвимость, зависимость от внешней среды. Это так называемые «моногорода» - города одной функции.
Экономическая структура «спальных» пригородов в основном представлена предприятиями, учреждениями, организациями, обслуживающими местное население (т.е. выполняющими градообслуживающую функцию). На современном этапе развития городов наблюдается тенденция диверсификации экономики городов-сателлитов.
3) административно не оформившиеся районы периферийной застройки, расположенные между городом и селом.
Урбанизированный район не является ни административной, ни политической единицей. Он включает в себя центральный город, все сателлиты и всю освоенную территорию в границах периферийного развития города.
Таким образом, можно предположить четыре возможные направления развития сельских поселений:
1) присоединение к городу. Сельское поселение постепенно становиться пригородом, а затем административно присоединяется к крупному городу. Такой сценарий характерен для территорий с высокой степенью урбанизации. Если органы местного самоуправления выбирают это направление развития, то основной целью социально-экономического развития поселения является скорейшая интеграция в экономику крупного города. В данном случае правильнее говорить не о разработке собственной стратегии социально-экономического развития, а о присоединении к стратегии центрального города;
2) присоединение к городской агломерации с сохранением административной самостоятельности. Такой вариант также характерен для территорий с высокой степенью урбанизации. В данном случае муниципальное образование может иметь самостоятельную стратегию, которая, в том числе, может опираться на джентрификацию – «перетягивание» экономической деятельности на себя;
- постепенно увеличивается и становиться самостоятельным городом. Такой вариант характерен для зон с низкой степенью урбанизации, при наличие свободных территорий, незанятой «функциональной ниши» города.
- сохраняет природную и социальную среду, образ жизни. Это может быть вызвано либо недостаточностью ресурсов развития, как внутренних, так и внешних, либо сознательным желанием местного сообщества сохранить свой уклад жизни.
Так или иначе, городской образ жизни проникает в сельские поселения, и возможно скоро появиться «экуменополис» - город, протяженный по всей поверхности Земли.