Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бондарь - МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И КОНСТИТУЦИОН...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.17 Mб
Скачать

4.1.2. Конституционное единство

собственности, свободы, демократии

В процессе осуществления правовой реформы социально-экономические преобразования должны получать адекватное отражение в законодательстве, что имеет объективные предпосылки с точки зрения самих закономерностей становления нового конституционного строя, рыночной экономики, где свобода и собственность как элементы гражданского общества существуют и проявляют себя в нормативно-правовом единстве.

Решающее значение имеет при этом конституционное регулирование данных отношений. Известно, что конституционное назначение отношений собственности определяется прежде всего их ролью в формировании и реализации процессов политического властвования. В этом плане юридическое содержание собственности предопределяет важнейшие характеристики демократических институтов конституционного строя, включая институты местного самоуправления, в особенности в их экономическом и социальном проявлении.

Данный подход позволяет раскрыть глубинные основы экономических и политических отношений властвования в обществе, равно как и показать экономические корни свободы (либо несвободы), положения личности в системе ее реальных взаимоотношений с политической и экономической властью в обществе и государстве.

При этом своего рода связующим звеном между политической властью и экономической свободой в условиях рыночной экономики являются налоги как конституционный институт (ст. 57, ч. 3 ст. 75 Конституции РФ), воплощающий в себе единство финансово-экономического и правового содержания, "симбиоз экономики и права" <1> и определяющий экономические основы функционирования всех уровней публичной власти и реализации свободы предпринимательства. Конституционное закрепление отношений по поводу установления и взимания налогов и сборов свидетельствует о придании особой значимости налоговым платежам и связанным с ними отношениям. Эта значимость определяется прежде всего необходимостью формирования доходов государственной и муниципальной казны, предназначенных для удовлетворения интересов личности, общества и государства, а также ролью последнего в процессе регулирования экономических отношений в стране. Будучи острым орудием воздействия на имущественную сферу общественных отношений, на фундаментальные не только по своей экономической, но и социально-политической значимости отношения собственности, налоги косвенно влияют на все иные области жизнедеятельности людей и, в конечном итоге, затрагивают сами основы конституционного строя государства, всю систему прав и свобод человека и гражданина. В этом плане конституционная природа институтов налогового права в концентрированном виде проявляется через поиск баланса политической власти и экономической свободы, публичных и частных интересов в налоговых отношениях.

--------------------------------

<1> См.: Крохина Ю.А. Принцип экономической обоснованности налога в правовых позициях Конституционного Суда РФ // Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации 2003 года. По материалам Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 23 - 24 апреля 2004 года. М., 2004. С. 29.

Социальная ответственность бизнеса в условиях рыночной экономики проявляется прежде всего в сфере налоговых отношений, а основанная на этом социально ориентированная экономика требует не очередного передела собственности, а строгого исполнения конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы.

Вместе с тем собственность - явление само по себе относительно самостоятельное, чрезвычайно многогранное и многозначное. Поэтому узкоцивилистические представления о собственности как вещно-товарной категории явно недостаточны. Ее познание предполагает непременный учет властно-экономических, волевых аспектов и форм проявления на уровне взаимоотношений социальных групп, территориальных общностей и социально-экономических характеристик общества в целом, равно как и учет личностных подходов к юридическому и социальному содержанию отношений собственности, к их системным и генетическим особенностям, выявлению исторических тенденций изменения самой природы отношений собственности в процессе демократических преобразований в обществе.

Это позволяет в конечном счете качественно по-иному, более глубоко оценить экономические, а также правовые формы развития демократии, свободы личности на различных уровнях ее реализации. Взаимосвязь собственности, демократии и свободы определяется в этом случае теми глубинными явлениями, которые не только раскрывают значение собственности для утверждения ценностей свободы, но и позволяют характеризовать саму свободу как атрибут и основу отношений собственности.

Важный аспект проявления свободы как основы и атрибута собственности характеризует свободу с точки зрения состояния, положения человека в обществе и, соответственно, "негативного" метода правового регулирования соответствующих отношений, обеспечения их неприкосновенности. Небезынтересно отметить, что в историческом плане правовая категория "неприкосновенность" впервые была применена одновременно и к личности, ее свободе, и к вещной форме собственности. Так, французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., с одной стороны, провозглашает собственность в качестве "неприкосновенной и священной" (ст. 17) и, с другой - устанавливает правовые гарантии неприкосновенности личности (ст. 7) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Декларация прав человека и гражданина 1789 г. // Французская Республика. Конституция и законодательные акты. М., 1989. С. 27, 29.

Негативный уровень экономической свободы позволяет "соединить" с помощью запретительных методов государственно-правового нормирования общественных отношений личностные и вещные начала отношений собственности как выражения свободы и неприкосновенности. Не случайно та же Декларация 1789 г. (ст. 2) в один ряд среди "естественных и неотъемлемых прав человека" ставит "свободу", "собственность", "безопасность".

Следующий, более высокий, уровень свободы как основы собственности проявляется в правовой сфере в качестве института субъективных прав и свобод, обеспечивающего возможность владеть, пользоваться и распоряжаться материальными и духовными благами цивилизации. Этот срез свободы выводит ее субъектов на уровень вещных отношений собственности.

Сочетание соответствующих уровней свободы в процессе развития отношений собственности и последующего их правового оформления позволяет, с одной стороны, отразить автономию личности, с другой - возвести свободу (во всем многообразии этого явления) в основу всех сфер жизнедеятельности общества; свобода должна стать главным принципом организации экономики, социального развития, всей системы общественных отношений <1>. Это особенно зримо проявляется в процессе формирования рыночных отношений и обретения самой экономикой характеристик важнейшей сферы проявления свободы труда, предпринимательства, а также свободного и в то же время ответственного развития отношений собственности, когда сама собственность конституируется как своего рода "стадия реализации трудового (экономического) потенциала личности" <2>.

--------------------------------

<1> Это и понятно, ибо, как отмечал известный русский философ С.Н. Булгаков, сама экономика, хозяйство должны рассматриваться как "синтез свободы и необходимости". См.: Булгаков С.Н. Философия хозяйства // Русская философия собственности (XVIII - XX вв.). СПб., 1993. С. 227.

<2> Крусс В.И. Право на предпринимательскую деятельность - конституционное полномочие личности / Отв. ред. С.А. Авакьян. М., 2003. С. 147.

Во всем этом находят свое проявление глубинные, сущностные начала конституционной природы социально-экономического развития общества, что коренится в реальном (материальном) содержании соответствующих отношений на всех уровнях их развития и правового регулирования.