Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бондарь - МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И КОНСТИТУЦИОН...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.17 Mб
Скачать

3.4.3. Предмет конституционной жалобы - действующий

нормативный правовой акт

По общему правилу конституционной жалобой может быть оспорен нормативный правовой акт, который не отменен и не утратил силу до начала рассмотрения дела Конституционным Судом РФ. Если же нормативный акт утрачивает силу в процессе рассмотрения дела Конституционным Судом, это является основанием для прекращения производства по делу.

Статья 43 ФКЗ о Конституционном Суде РФ допускает возможность обжалования даже утративших юридическую силу актов, но только лишь в том случае, если действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан.

Определением Конституционного Суда РФ от 5 февраля 1998 г. N 11-О <1> гражданке И.Е. Ивановой со ссылкой на ч. 2 ст. 43 ФКЗ о Конституционном Суде РФ было отказано в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение ее конституционных прав ч. 2 ст. 108 ГК РСФСР, утратившей силу с 1 января 1995 г., т.е. до обращения заявительницы в Конституционный Суд РФ.

--------------------------------

<1> СПС "КонсультантПлюс". Раздел "Законодательство".

Полагая, что применением ч. 2 ст. 43 ФКЗ о Конституционном Суде РФ были нарушены ее конституционные права, предусмотренные ст. 18, 45 и 46 Конституции РФ, что, в свою очередь, создало препятствия в защите прав, закрепленных ст. 21 (ч. 2), 35 и 55 (ч. 2 и 3) Конституции РФ, И.Е. Иванова обратилась в Конституционный Суд РФ с требованием признать оспариваемую норму не соответствующей Конституции РФ <1>.

--------------------------------

<1> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 4 июня 1998 г. N 112-О // ВКС РФ. 1998. N 5.

Разрешая данное дело, Конституционный Суд РФ подчеркнул, что оспариваемая норма не распространяется на случаи, когда оспариваемый акт утрачивает силу еще до обращения заявителя в Конституционный Суд РФ, - ФКЗ о Конституционном Суде РФ вообще не предусматривает проверку конституционности таких актов.

Вместе с тем признание законодателем нормативного акта утратившим силу имеет такие же правовые последствия, как и признание Конституционным Судом РФ какого-либо акта не соответствующим Конституции РФ, поскольку именно путем лишения юридической силы устраняются неконституционные нормы и, следовательно, обеспечивается защита конституционных прав граждан.

Настаивая на признании не соответствующей Конституции РФ отмененной законодателем нормы, заявительница фактически исходит из того, что решение Конституционного Суда РФ могло бы способствовать пересмотру ее гражданско-правового спора в судах общей юрисдикции. Однако в таком случае конституционное судопроизводство использовалось бы как средство судебной защиты, заменяющее судопроизводство по гражданским, уголовным или административным делам, что по смыслу ст. 118, 125 и 126 Конституции РФ не может быть признано допустимым.

Конституционная жалоба, несмотря на кажущееся первоначальное сходство с жалобой административной, ей не тождественна, более того, эти жалобы имеют ряд принципиальных отличий, связанных в первую очередь с характером спорного правоотношения. Административная жалоба связана с оспариванием публично-властных обязывающих действий или решений должностных лиц или органов государственной власти на предмет их соответствия законам; конституционная жалоба направлена на активизацию проверки конституционности актов определенного круга законотворческих органов. Отсюда вытекает необходимость установления различных процедур судебного разбирательства для каждой из названных жалоб, а равно и последствий рассмотрения соответствующих дел. В связи с этим уже упоминавшийся нами принцип разделения юрисдикции исключает возможность рассмотрения и разрешения дел в рамках административной жалобы.

Приведенная правовая позиция получила подтверждение в ряде решений Конституционного Суда РФ <1>.

--------------------------------

<1> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 20 октября 2005 г. N 395-О // Архив КС РФ. 2005; Определение Конституционного Суда РФ от 24 ноября 2005 г. N 433-О // Архив КС РФ. 2005; Определение Конституционного Суда РФ от 20 июня 2006 г. N 227-О // Архив КС РФ. 2006; Определение Конституционного Суда РФ от 18 июля 2006 г. N 329-О // Архив КС РФ. 2006.

Одновременно оспариваемый закон должен быть применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон. При этом не имеет значения, каково содержание решений, принятых по делу судом, и рассмотрено ли оно всеми судебными инстанциями <1>. Более того, правоприменение не обязательно должно быть связано с судебным порядком рассмотрения дела. Законодатель не связывает возможность конституционной оценки закона с обязательным его применением в суде, поэтому критерий допустимости конституционной жалобы в этой части связан с применением или реальной возможностью применения закона любым правоприменительным органом.

--------------------------------

<1> См.: Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России. М., 2001. С. 239.

Рассматривая требование о применении или о реальной возможности применения обжалуемого закона в конкретном деле, следует уяснить содержание категории "конкретное дело". В соответствии с правовой позицией, выраженной Конституционным Судом РФ в Определении от 5 июля 2002 г. N 187-О <1>, по смыслу ч. 4 ст. 125 Конституции РФ, а также ст. 96 и 97 ФКЗ о Конституционном Суде РФ конкретным делом является то, в котором судом или иным правоприменительным органом в установленной юрисдикционной и иной процедуре разрешается затрагивающий права и свободы заявителя вопрос на основе норм соответствующего закона, устанавливаются и (или) исследуются фактические обстоятельства.

--------------------------------

<1> Архив КС РФ. 2002.

При этом Конституционный Суд РФ исходит из того, что положения ст. 96 и п. 2 ст. 97 ФКЗ о Конституционном Суде РФ, устанавливающие требования, при соблюдении которых жалоба гражданина на нарушение его конституционных прав и свобод может быть признана допустимой, лишь воспроизводят и конкретизируют положения Конституции РФ, закрепляющие пределы и условия осуществления Конституционным Судом РФ правомочий по защите прав граждан. Проверка их конституционности фактически означала бы оценку положений ч. 4 ст. 125 Конституции РФ, чего Конституционный Суд РФ делать не вправе <1>.

--------------------------------

<1> См., напр.: Определения Конституционного Суда РФ: от 17 февраля 2000 г. N 23-О // Архив КС РФ. 2000; от 26 июня 2003 г. N 237-О // Архив КС РФ. 2003; от 18 декабря 2003 г. N 484-О // Архив КС РФ. 2003; от 22 января 2004 г. N 16-О // Архив КС РФ. 2004; от 22 апреля 2004 г. N 115-О // Архив КС РФ. 2004; от 24 февраля 2005 г. N 80-О // Архив КС РФ. 2005.