Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бондарь - МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И КОНСТИТУЦИОН...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.17 Mб
Скачать

3.4.2.1. Региональные законы - основной вид актов

по конституционным жалобам в защиту прав

местного самоуправления

Под конституционное понятие "законы" (ч. 4 ст. 125 Конституции РФ) подпадают также законы субъектов РФ <1>, включая их конституции (уставы) как основные законы субъектов РФ.

--------------------------------

<1> См., напр.: Постановление Конституционного Суда РФ от 2 июля 1997 г. N 11-П // СЗ РФ. 1997. N 28. Ст. 3498; Определение Конституционного Суда РФ от 15 мая 2001 г. N 98-О // ВКС РФ. 2002. N 1; Определение Конституционного Суда РФ от 13 января 2000 г. N 8-О // СЗ РФ. 2000. N 12. Ст. 1311.

Региональное законодательство, как уже отмечалось, составляет один из важных блоков нормативного массива правового регулирования местного самоуправления: в силу п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ субъекты Российской Федерации обладают достаточно обширными нормотворческими полномочиями в данной сфере. Такое значение регионального законодательства о местном самоуправлении сохраняется и в условиях нового ФЗ о местном самоуправлении 2003 г., который хотя и сузил регулятивную компетенцию субъектов РФ в сравнении с предыдущим федеральным законодательством, но не исключил (и исходя из Конституции РФ не мог исключить!) их право принимать в сфере местного самоуправления правовые акты прямого действия в соответствии с федеральным законодательством.

Отнесение региональных законов, включая конституции (уставы) субъектов РФ, к конституционному понятию "закон" важно еще и потому, что на конституционные жалобы граждан в этом случае не распространяется предусмотренное п. "б" ч. 2 ст. 125 Конституции РФ ограничение юрисдикции Конституционного Суда РФ по проверке на соответствие Конституции РФ лишь тех законов и иных нормативных актов субъектов РФ, которые изданы по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ или совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ. Конституционная жалоба гражданина (или запрос суда) может быть связана с проверкой на соответствие Конституции и такого закона субъекта РФ, который принят в порядке ст. 73 Конституции РФ, т.е. вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Так, например, 2 апреля 2002 г. Конституционный Суд РФ принял уже упоминавшееся Постановление по делу о проверке конституционности положений Закона Красноярского края "О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления" и Закона Корякского автономного округа "О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе". В данном Постановлении Конституционный Суд РФ указал, в частности, что, исходя из права населения муниципального образования на самостоятельное определение организации местного самоуправления (ст. 130 и ч. 1 ст. 131 Конституции РФ) и при признании федеральным законом возможности введения отзыва выборного должностного лица местного самоуправления, законы субъектов РФ во всяком случае не могут препятствовать муниципальным образованиям самостоятельно решать, какие основания и порядок отзыва должностных лиц местного самоуправления должны быть предусмотрены уставом муниципального образования. Самостоятельность муниципальных образований в правовом регулировании института отзыва предполагает возможность либо установления непосредственно в уставе процедуры отзыва, включая дополнительные гарантии прав его участников, либо отсылки к регулирующему данную процедуру закону субъекта РФ, подлежащему применению при проведении отзыва в муниципальном образовании. Причем такие законы должны исключать вмешательство государственных органов, а также избирательных комиссий субъектов РФ в процесс отзыва, поскольку иное было бы нарушением конституционных принципов местного самоуправления.

Вместе с тем отсутствие закона субъекта РФ об отзыве выборного должностного лица местного самоуправления не может быть препятствием для введения данного института уставом самого муниципального образования и определения порядка осуществления отзыва в соответствии с нормами Конституции РФ (ст. 12, ст. 130 и ч. 1 ст. 131) и ФЗ о местном самоуправлении 1995 г. (подп. 9 п. 1 ст. 8, п. 5 ст. 18, ст. 48).

Из сказанного ясно, что при признании федеральным законодателем возможности введения отзыва должностного лица местного самоуправления решение вопроса о введении или невведении на территории того или иного субъекта РФ данной формы непосредственного народовластия является прерогативой соответствующего субъекта РФ, т.е. входит в состав его исключительной компетенции.

При этом, как подчеркивается в данном Постановлении, в силу ст. 46 (ч. 1 и 2) Конституции РФ и действующего законодательства обжалованию в судебном порядке подлежат любые юридически значимые действия (или бездействие), связанные с основаниями и процедурой отзыва. В процедуре же конституционного судопроизводства в соответствии с ч. 4 ст. 125 Конституции РФ в системном единстве с ч. 1 ст. 96 ФКЗ о Конституционном Суде РФ могут быть оспорены и сами законы (федеральные и законы субъектов РФ), примененные или подлежащие применению в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и объединений граждан.

Особой разновидностью законов субъектов РФ как предмета конституционного контроля являются их конституции (уставы) <1>. С учетом весьма существенной специфики юридической природы данных актов этот вопрос был предметом специального рассмотрения Конституционного Суда РФ, в том числе с точки зрения допустимых форм, способов судебного нормоконтроля относительно данного вида актов субъектов РФ.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 22 января 2002 г. N 2-П // СЗ РФ. 2002. N 6. Ст. 627; Определение Конституционного Суда РФ от 9 апреля 1998 г. N 53-О // ВКС РФ. 1998. N 4.

Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан, Государственный Совет Республики Татарстан и Верховный Суд Республики Татарстан обратились в Конституционный Суд РФ с требованием о проверке конституционности ряда положений ГПК РСФСР и ГПК РФ <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 13-П // СЗ РФ. 2003. N 30. Ст. 3101.

Заявители утверждали, что в силу ст. 5 (ч. 2), 66 (ч. 1 и 2), 118 (ч. 2), 125 (п. "б" ч. 2) и 126 Конституции РФ конституции и уставы субъектов РФ как учредительные по своей природе акты, определяющие конституционно-правовой статус субъектов РФ, могут быть проверены только в рамках конституционного судопроизводства Конституционным Судом РФ, а потому наделение судов, осуществляющих гражданское и административное судопроизводство, полномочием проверять законность конституций и уставов субъектов РФ и, соответственно, закрепление полномочия прокурора обращаться в такие суды с заявлением (требованием) о признании их противоречащими федеральному закону недопустимо.

Для разрешения поставленных заявителями вопросов Конституционный Суд РФ обратился к проблеме особенностей юридической природы конституций (уставов) субъектов РФ, отметив при этом, что конституции и уставы субъектов РФ, в отличие от иных нормативных правовых актов субъектов РФ, находятся в особой связи с Конституцией РФ и не могут считаться разновидностью нормативных правовых актов, контроль за законностью которых производится в порядке гражданского или административного судопроизводства.

По смыслу ч. 1 и 2 ст. 66 Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст. 1, 3 - 5, 15, 71 - 73 и 76 конституции и уставы субъектов РФ, будучи учредительными по своему характеру, определяют организацию субъектов РФ и образуют основу законодательства и иного правотворчества по вопросам их исключительного ведения. Что касается совместного ведения РФ и ее субъектов, то конституции и уставы субъектов РФ служат основой их законодательства по этим вопросам наряду с федеральными законами без ущерба для верховенства последних.

Конституция (устав) субъекта РФ - это целостный, единый акт, имеющий высшую юридическую силу в системе правовых актов субъекта РФ, и такой силой обладает любое его положение. Поэтому нельзя разделить нормы конституций и уставов субъектов РФ на имеющие и не имеющие конституирующий, т.е. учредительный, характер.

Особенности конституций (уставов) субъектов РФ как учредительных по своей правовой природе нормативных правовых актов, их конституционно-правовые отличия от других нормативных правовых актов субъектов РФ предопределяют и различия в порядке их судебной проверки по содержанию на соответствие Конституции РФ и федеральным законам, которые, основываясь на конституционных нормах, непосредственно затрагивают конституционный статус субъектов РФ. Эти особенности не может не учитывать федеральный законодатель, устанавливая полномочия судов по рассмотрению дел об оспаривании конституций и уставов субъектов РФ.

При проверке конституций (уставов) субъектов РФ - в силу их прямой нормативной связи с Конституцией РФ - основополагающим критерием является их соответствие Конституции РФ. По смыслу положений ст. 5, 66, 71 - 73, 76 и 125 Конституции РФ выявление соответствия конституций (уставов) субъектов РФ федеральным законам без установления их соответствия Конституции РФ не является достаточным основанием для признания нормы конституции (устава) субъекта РФ утратившей юридическую силу и потому не подлежащей применению. Разрешение такого рода вопросов влечет за собой необходимость применения процедур конституционного судопроизводства.

В связи с этим Конституционный Суд РФ признал содержащуюся во взаимосвязанных п. 2 ст. 115 и п. 2 ст. 231 ГПК РСФСР и во взаимосвязанных п. 2 ч. 1 ст. 26, ч. 1, 2 и 3 ст. 251, ч. 2 и 3 ст. 253 ГПК РФ норму, которая наделяет суд общей юрисдикции полномочием разрешать дела об оспаривании нормативных правовых актов субъектов РФ в той мере, в какой данная норма допускает разрешение судом общей юрисдикции дел об оспаривании конституций и уставов субъектов РФ, не соответствующей Конституции РФ, ее ст. 66 (ч. 1 и 2), 76 (ч. 3, 4, 5 и 6), 118 (ч. 2), 125 (ч. 2, 3 и 5), 126 и 128 (ч. 3).