Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бондарь - МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И КОНСТИТУЦИОН...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.17 Mб
Скачать

3.3.3. Субъекты конституционной жалобы:

не только граждане РФ

При анализе субъектного состава права на конституционную жалобу в защиту прав местного самоуправления важно установить, являются ли надлежащими заявителями в Конституционный Суд РФ в порядке ч. 4 ст. 125 Конституции РФ наряду с гражданами РФ иностранные граждане и лица без гражданства. Для ответа на данный вопрос важное значение имеет положение абз. второго ч. 1 ст. 3 ФЗ о местном самоуправлении 2003 г., в соответствии с которым предусмотрено, что иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами, т.е. они могут при определенных условиях являться субъектами права на местное самоуправление.

Как следует из ст. 96 ФКЗ о Конституционном Суде РФ, право на конституционную жалобу принадлежит определенному кругу субъектов, а именно гражданам РФ и их объединениям. В то же время ч. 4 ст. 125 Конституции РФ, как, впрочем, и иные конституционные положения, не содержит ограничений по субъектной принадлежности права на конституционную жалобу. Определяя подведомственность Конституционному Суду РФ дел, возбужденных посредством индивидуальных жалоб, Основной Закон указывает лишь на то, что жалоба должна быть связана с нарушением конституционных прав и свобод граждан, а также на конкретную форму нормоконтроля по данной категории дел. Следовательно, конституционного ограничения или тем более запрета на участие в споре с государством лиц, не находящихся с Российской Федерацией в устойчивой правовой связи в виде гражданства, нет.

Но ни в Конституции РФ, ни в ФКЗ о Конституционном Суде РФ не содержится и прямого допущения для иностранных граждан и лиц без гражданства обращаться в Конституционный Суд РФ. Однако формальное отношение к механизмам судебной защиты конституционных прав и свобод, включая право на местное самоуправление, не соответствовало бы не только духу, но и букве Конституции РФ. Защита нарушенных конституционных прав и свобод не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия политико-правовой связи между государством, принимающим закон, и лицом, на которое действие этого закона распространяется. Необходимым юридическим условием, обусловливающим возникновение права на конституционную жалобу на нарушение прав человека законом, является ситуация, когда закон применен или подлежит применению к лицу в конкретном его деле. Именно такая правовая позиция сформулирована и в одном из решений Конституционного Суда РФ.

Принимая жалобу заявителя - иностранного гражданина к рассмотрению, Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, в соответствии с которой по смыслу ч. 1 ст. 96 ФКЗ о Конституционном Суде РФ, закрепляющей право на обращение в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод за гражданами, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединениями граждан, а также иными органами и лицами, указанными в Федеральном законе, в ее взаимосвязи со ст. 17 (ч. 2), 46, 62 (ч. 3) и 125 (ч. 4) Конституции РФ, возможность защиты прав и свобод посредством конституционного правосудия должна быть обеспечена каждому, в том числе иностранным гражданам и лицам без гражданства, если законом нарушены их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. N 6-П // СЗ РФ. 1998. N 9. Ст. 1142.

Изложенный подход может и должен рассматриваться в качестве универсального при оценке допустимости жалоб иностранных граждан с учетом той лишь особенности в отношении конституционно-судебной защиты их права на участие в осуществлении местного самоуправления, что она возможна в случаях, когда соответствующее право иностранного гражданина вытекает из международного договора Российской Федерации и конкретное лицо постоянно или преимущественно проживает на территории муниципального образования.