Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бондарь - МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И КОНСТИТУЦИОН...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.17 Mб
Скачать

3.3. Право на конституционную жалобу в защиту местного

самоуправления: субъекты, нормативное содержание,

порядок реализации

Защита основных прав и свобод человека и гражданина, включая право населения и отдельных граждан на осуществление местного самоуправления, является наряду с защитой основ конституционного строя, обеспечением верховенства и прямого действия Конституции РФ основной целью деятельности Конституционного Суда РФ как судебного органа конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющего судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 1, ч. 1 ст. 3 ФКЗ о Конституционном Суде РФ). В этом плане все полномочия Конституционного Суда РФ по осуществлению нормоконтроля и разрешению компетенционных споров, официальному толкованию Конституции РФ, как и все виды обращений в Конституционный Суд, включая запросы Президента или Правительства РФ, парламента в лице его отдельных палат или одной пятой депутатов Государственной Думы (членов Совета Федерации), высших органов судебной власти, непосредственно или в конечном счете направлены на обеспечение баланса демократических ценностей, в том числе на защиту основных прав и свобод человека и гражданина в сфере местного самоуправления.

Это, однако, не исключает необходимости специального исследования такого относительно самостоятельного направления конституционного контроля, как рассмотрение Конституционным Судом РФ обращений самих граждан, их объединений, муниципальных образований в качестве особых публично-территориальных коллективов, а также судов на нарушения конституционного права на местное самоуправление.

3.3.1. Юридическая природа права на конституционную жалобу

Право на конституционную жалобу получило конституционное закрепление в ч. 4 ст. 125 Конституции РФ, в соответствии с которой к полномочиям Конституционного Суда РФ отнесена проверка по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. ФКЗ о Конституционном Суде РФ детализирует данное положение, закрепляя правомочие по обращению в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод законом за гражданами и их объединениями.

Являясь развитием закрепленного в ч. 1 ст. 46 Конституции РФ права на судебную защиту, право на конституционную жалобу предполагает строго определенный порядок его реализации, что было неоднократно подтверждено и в решениях Конституционного Суда РФ. В частности, в Постановлении от 16 июля 2004 г. N 15-П <1>, а также в ряде Определений (от 21 декабря 2000 г. N 253-О <2>, от 19 февраля 2004 г. N 108-О <3>, от 5 июля 2005 г. N 304-О <4>, от 21 декабря 2006 г. N 553-О <5>, от 25 января 2007 г. N 72-О-О <6>) Конституционный Суд РФ указал следующее. Из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, в том числе путем обжалования решений и действий (бездействия) органов государственной власти, как оно сформулировано в ст. 46 (ч. 2) и конкретизирующей ее содержание ст. 125 (ч. 4) Конституции РФ, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты (в том числе судебного оспаривания правовых актов), особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются исходя из Конституции РФ, ее ст. 46 - 53, 118, 120, 123 и 125 - 128, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3282.

<2> Архив КС РФ. 2000.

<3> Архив КС РФ. 2004.

<4> ВКС РФ. 2005. N 6.

<5> Архив КС РФ. 2006.

<6> Архив КС РФ. 2007.

Как видно из нормы ст. 96 вышеупомянутого Федерального конституционного закона в ее взаимосвязи с соответствующим конституционным положением, право на конституционную жалобу не ограничивается нормативным содержанием ч. 4 ст. 125 Конституции РФ, но имеет более глубокие конституционные основания, находящиеся в системе координат конституционного статуса личности.

Речь идет о том, что право на конституционную жалобу является важным элементом конституционного статуса человека и гражданина, других субъектов местного самоуправления. Этому соответствует и понимание самой категории конституционного статуса, которая применима не только к гражданам, но и другим субъектам права (к публичным органам, предприятиям, учреждениям, объединениям граждан и т.п.).

Вместе с тем исходные характеристики конституционного статуса как государственно-правовой категории получают свое воплощение применительно к человеку и гражданину как субъекту основных прав и свобод. Соответственно, самим фактом принадлежности права на конституционную жалобу к конституционному статусу человека и гражданина в Российской Федерации объясняются многие особенности юридической природы данного права.

Во-первых, соответствующие нормы Конституции РФ и ФКЗ о Конституционном Суде РФ предоставляют равные для каждого возможности вступать с государством в спор о праве конституционном (конституционности нормативного правового акта), что является одним из основополагающих элементов характеристики Российской Федерации как правового демократического государства, признающего человека, его права и свободы высшей ценностью, определяющей смысл и содержание деятельности всех органов государственной власти (ст. 1, 2, 18 Конституции РФ), и обязывающего сообразно этому выстраивать публично-властные отношения со своими гражданами.

Во-вторых, право на конституционную жалобу является проявлением системного единства целого комплекса прав граждан РФ как элементов конституционного статуса: это прежде всего право участвовать в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32 Конституции РФ), право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ), право каждого на судебную защиту его прав и свобод (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ), право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47 Конституции РФ), право субъектов местного самоуправления на судебную защиту (ст. 133 Конституции РФ).

В-третьих, порядок реализации права на конституционную жалобу связан с наличием определенного процессуального механизма ее рассмотрения и разрешения, конструируемого на основе ряда конституционных принципов, а именно: принципа осуществления правосудия только судом (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ), принципа разделения юрисдикции в зависимости от характера спорного правоотношения (ч. 2 ст. 118, ст. 125 - 127 Конституции РФ), принципа независимости судебной власти и судей (ст. 10, ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 118, ч. 1 ст. 120 Конституции РФ; ст. 5, 13 ФКЗ о Конституционном Суде РФ), принципа открытости судебного разбирательства (ч. 1 ст. 123 Конституции РФ; ст. 5, 31 ФКЗ о Конституционном Суде РФ), принципа осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ; ст. 5, 35 ФКЗ о Конституционном Суде РФ).

При этом, как следует из положений ч. 4 ст. 125 Конституции РФ и ст. 96 ФКЗ о Конституционном Суде РФ, граждане могут обращаться в Конституционный Суд РФ как с индивидуальной, так и с коллективной жалобой.

Практика конституционного правосудия знает множество примеров обращения граждан в порядке не только индивидуальной, но и коллективной активности. Причем в данном случае речь идет об обращениях не только объединений граждан (это, естественно, тоже форма реализации коллективной жалобы), но и о жалобах, направляемых в Конституционный Суд от имени нескольких граждан, - своего рода коллективных петициях.

Так, например, в связи с коллективной жалобой группы граждан, проживающих в городе Ижевске, Конституционный Суд РФ рассмотрел в 1997 г. дело о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике" <1>. Заявители полагали, что в данном Законе региональный законодатель вышел за пределы своих полномочий, определив порядок формирования, полномочия и организацию работы представительных и исполнительных органов государственной власти в районах, городах и районах в городах. Однако в процессе изучения обстоятельств дела Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что коллективная жалоба заявителей связана с применением названного Закона по конкретному делу не всех этих граждан, а лишь одной из подписавших жалобу заявительниц, обратившейся в суд общей юрисдикции в связи с нарушением ее прав оспариваемым Законом. Исходя из этого, Конституционный Суд РФ прекратил производство по коллективной жалобе и рассмотрел лишь индивидуальную жалобу соответствующего лица.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 г. N 1-П.

В 2000 г. Конституционный Суд РФ вынес Определение по коллективной жалобе ряда граждан, оспаривавших Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Устав города Москвы <1>, в части установленного Федеральным законом права субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга - не создавать выборные городские органы местного самоуправления и предусмотренного Уставом города Москвы совмещения в лице представительного и исполнительного органов власти города органов городского (местного) самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ. Заявители полагали, что такое регулирование противоречит ст. 5, 12, 32 (ч. 2), 130 (ч. 2) и 133 Конституции РФ, поскольку фактическое отсутствие органов местного самоуправления на городском уровне в Москве и Санкт-Петербурге препятствует реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

--------------------------------

<1> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 18 апреля 2000 г. N 97-О // Архив КС РФ. 2000.