Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бондарь - МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И КОНСТИТУЦИОН...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.17 Mб
Скачать

3.2.2. Конституционное правосудие - гарант "живой"

конституционной модели местного самоуправления

Соответствующая роль конституционного правосудия как фактора развития, преобразования конституционной модели местного самоуправления особенно важна. Во-первых, она важна для стран, имеющих "жесткие" основные законы, когда конституционные поправки и изменения могут быть внесены в усложненном порядке (что имеет место в том числе в России). Во-вторых, значение динамической функции конституционного контроля существенно повышается в периоды активных социально-политических преобразований, в особенности муниципальных реформ. В-третьих, в современных условиях, когда человечество вступило в эпоху всеобщей глобализации, которая напрямую влияет на конституционные системы современных государств, предопределяет новые ценностные критерии их защиты, новые тенденции развития, а во многих случаях становится также фактором неустойчивости национальных конституционных систем, Конституционный Суд РФ в силу своих полномочий и требований ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о вхождении общепризнанных принципов и норм международного права, норм международных договоров РФ в состав ее правовой системы призван обеспечить адекватное соотношение между международными стандартами местного самоуправления и его конституционными императивами в текущем правовом регулировании, имея при этом в виду приоритет конституционных норм над нормами международного права и безусловную необходимость поддержания национального суверенитета.

В содержательном плане уяснение предназначения конституционного правосудия в рассматриваемом контексте связано с общим функциональным восприятием деятельности Конституционного Суда и свидетельствует о двойственном характере воздействия высшего органа конституционного контроля России на отношения, связанные с организацией и функционированием институтов местного самоуправления.

С одной стороны, Конституционный Суд РФ в силу возложенных на него конституционных полномочий призван осуществлять нормоконтрольную функцию, проверку конституционности нормативных правовых актов, регламентирующих местное самоуправление в Российской Федерации, и тем самым обеспечивать соответствие законодательных решений в данной области конституционным принципам и нормам. Вместе с тем, принимая во внимание достаточно широкие возможности граждан по инициированию конституционно-судебного контроля на федеральном уровне - в основе чего во всяком случае стоит вопрос о наличии или отсутствии нарушения оспариваемой нормой прав и свобод человека и гражданина, - Конституционный Суд РФ реализует и правозащитную функцию в сфере местного самоуправления, выступая в качестве одного из важнейших элементов общесудебного механизма защиты конституционного права граждан на осуществление местного самоуправления. Таким образом, юрисдикционной сферой федерального конституционного правосудия охватываются как институционально-структурная (организационно-правовая), так и субъективно-личностная составляющие местного самоуправления, конституционное регулирование которых в совокупности определяет конституционную модель местного самоуправления.

С другой стороны, осуществление Конституционным Судом РФ названных полномочий связано с анализом положений Конституции РФ, выявлением их смысла, нормативного содержания, системных взаимосвязей, с установлением в рамках конкретно-исторических условий их реализации надлежащего баланса между воплощенными в соответствующих конституционных нормах и принципах ценностями. В результате такой деятельности не только происходят углубление и расширение представлений о конституционных основах местного самоуправления, но и фактически конкретизируются те или иные параметры, аспекты его конституционной модели, осуществляется, как отмечалось выше, правопреобразовательная функция в изменяющейся социально-правовой системе.

Значение практики конституционного правосудия для муниципальных правоотношений определяется и тем, что именно Конституционный Суд РФ - в условиях известной лаконичности конституционной регламентации муниципальных институтов - выработал концептуальные и, что немаловажно, обстоятельные подходы к конституционному обоснованию местного самоуправления, включая определение его конституционной сущности, а также ввел в национальную юридическую практику ряд категорий, имеющих фундаментальное значение для муниципального права (муниципальная власть, местное сообщество), в результате чего обеспечивается конституционализация науки муниципального права.

При этом в практике Конституционного Суда РФ получили отражение и обоснование, в том числе в контексте фактически складывающихся муниципально-правовых отношений, все важнейшие конституционные принципы и институты местного самоуправления, среди которых принципы самостоятельности местного самоуправления <1>, законности <2> и его подконтрольности государству <3>; институты правовой <4>, территориальной <5>, организационной <6> и финансово-экономической основы <7> местного самоуправления. В значительной мере сформулированные в соответствующих решениях Конституционного Суда РФ правовые позиции и подходы были восприняты федеральным законодателем в процессе реформирования местного самоуправления.

--------------------------------

<1> См., напр.: Постановление Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 г. N 1-П; Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 1998 г. N 3-П; Определение Конституционного Суда РФ от 2 ноября 2000 г. N 236-О // ВКС РФ. 2001. N 2; Определение Конституционного Суда РФ от 21 февраля 2002 г. N 26-О; Определение Конституционного Суда РФ от 18 декабря 2003 г. N 471-О.

<2> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 16 октября 1997 г. N 14-П.

<3> См., напр.: Постановление Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000 г. N 15-П.

<4> См., напр.: Определение Конституционного Суда РФ от 8 октября 1998 г. N 124-О // Архив КС РФ. 1998; Определение Конституционного Суда РФ от 31 мая 1999 г. N 60-О.

<5> См., напр.: Постановление Конституционного Суда РФ от 3 ноября 1997 г. N 15-П; Определение Конституционного Суда РФ от 4 ноября 1999 г. N 165-О; Определение Конституционного Суда РФ от 13 июля 2000 г. N 195-О // Архив КС РФ. 2000.

<6> См., напр.: Определение Конституционного Суда РФ от 2 ноября 2000 г. N 236-О // СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 214; Определение Конституционного Суда РФ от 15 мая 2001 г. N 98-О; Определение Конституционного Суда РФ от 21 февраля 2002 г. N 26-О; Определение Конституционного Суда РФ от 14 января 2003 г. N 21-О.

<7> См., напр.: Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 2003 г. N 16-П // СЗ РФ. 2003. N 46. Ч. 2. Ст. 4509; Определение Конституционного Суда РФ от 9 апреля 2003 г. N 132-О; Определение Конституционного Суда РФ от 18 декабря 2003 г. N 470-О // Архив КС РФ. 2003; Определение Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2004 г. N 71-О // Архив КС РФ. 2004.

Назовем наиболее важные из таких законодательных новелл. Во-первых, сформулированное ФЗ о местном самоуправлении 2003 г. определение местного самоуправления как формы осуществления народом своей власти, обеспечивающей в законодательно установленных пределах самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (ч. 2 ст. 1), в полной мере соответствует выявленной Конституционным Судом РФ конституционной природе местного самоуправления как института и уровня публичной власти, института гражданского общества и одновременно конституционного права человека и гражданина. Во-вторых, детальное законодательное определение территориальной основы местного самоуправления с выделением конкретных типов муниципальных образований и соответствующих каждому из них перечней вопросов местного значения, что, по существу, направлено на обеспечение реализации местного самоуправления на всей территории Российской Федерации, при том, что каждое из муниципальных образований является самостоятельным субъектом муниципальных отношений, предназначенным для осуществления муниципальной власти, - требований, которые не раз формулировались Конституционным Судом РФ. В-третьих, выявление и уточнение природы института наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, определение механизма делегирования и установление конкретных гарантий прав муниципалитетов. В-четвертых, введение института выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований и др.

Вместе с тем следует признать, что в ряде случаев федеральный законодатель отошел от ориентиров правового обеспечения местного самоуправления, сформулированных в федеральной конституционно-судебной практике. Конкретные вопросы, связанные с новым Федеральным законом о местном самоуправлении, в том числе в его соотношении с положениями Конституции РФ и решениями Конституционного Суда РФ, будут подробно рассмотрены далее. Здесь же в качестве примера обратим внимание на установленный ФЗ о местном самоуправлении 2003 г. в качестве основополагающего принцип обязательности двухуровневой системы местного самоуправления на всей территории Российской Федерации. Такое решение, очевидно, по замыслу федерального законодателя, направлено на приближение органов местного самоуправления к населению, повышение уровня гарантированности прав граждан в муниципальной сфере путем сужения возможностей субъектов РФ воздействовать на территориальную основу местного самоуправления. Между тем еще в Постановлении от 24 января 1997 г. N 1-П Конституционный Суд РФ указал следующее. Исходя из Конституции РФ, определение уровня, на котором создаются муниципальные образования, - с тем чтобы это способствовало, насколько возможно, приближению органов местного самоуправления к населению и позволяло решать весь комплекс вопросов местного значения, подлежащих передаче в ведение местного самоуправления, и вместе с тем не препятствовало решению вопросов, которые выходят за эти рамки и как таковые по существу относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, - может быть различным и зависит от особенностей тех или иных субъектов РФ.

Важно подчеркнуть, что степень активности Конституционного Суда РФ в муниципально-правовой сфере в большой степени определяется кругом субъектов, обладающих правом на обращения в Суд, в частности, с конституционными жалобами.