Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бондарь - МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И КОНСТИТУЦИОН...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.17 Mб
Скачать

2.2.1. Самоуправленческие отношения - материальная основа

муниципальной демократии, самостоятельный предмет

правового регулирования

Единство публичных и частных начал местного самоуправления и, соответственно, муниципальной демократии находит воплощение во всей совокупности общественных отношений, складывающихся и получающих развитие в процессе осуществления местного самоуправления. Они (соответствующие отношения) характеризуются общностью материального содержания, относительной обособленностью и в этом качестве вполне могут претендовать на относительную самостоятельность правового регулирования с помощью норм и институтов муниципального права.

Именно муниципальное право призвано достаточно детально, с соблюдением строгой иерархии муниципально-правовых актов (на основе разграничения нормотворческих полномочий в этой сфере между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями) урегулировать общественные отношения, возникающие в процессе организации и функционирования местного самоуправления, в том числе относящиеся к положению гражданина в системе муниципальной демократии и, таким образом, характеризующие единство публичных и частных начал в системе местного самоуправления.

Что же это за отношения? Какова сфера их распространения и, соответственно, каковы пределы муниципально-правового регулирования?

В широком плане их качественные характеристики можно раскрыть на основе понимания данных отношений как муниципальных (самоуправленческих). Таковы они, прежде всего, по материальному содержанию, так как являются носителями ценностей муниципальной демократии. Муниципальная власть, а также свобода населения и отдельных граждан по месту их жительства являются при этом основными объектами самоуправленческих отношений.

Внешние границы самоуправленческих отношений как предмета муниципального права измеряются: а) территориальными (пространственными) показателями, которые определяются ограниченно-территориальными пределами распространения соответствующих общественных отношений - сельскими и городскими поселениями, а также другими территориями, в пределах которых осуществляется в соответствии с действующим законодательством местное самоуправление и созданы муниципальные образования; б) функционально-отраслевыми характеристиками самоуправленческих отношений как предмета муниципального права, которые заключаются в том, что объем, внешние границы данных отношений очерчены вопросами местного значения.

В научной и учебной литературе по муниципальному праву имеются различные подходы к анализу общественных отношений, составляющих предмет муниципального права <1>. Каждый из них имеет свои достоинства. Нельзя однако не заметить, что нередко наблюдается во многом формально-юридический, комментаторский подход, основанный на конструировании "структурных элементов" предмета муниципального права в соответствии со структурой Федерального закона о местном самоуправлении. В этом случае признаваемая на словах в качестве самостоятельной отрасль муниципального права раскрывается не через систему реальных общественных отношений как предмет муниципального права и соответствующую им систему норм и институтов данной отрасли, а в основном через структурные и отчасти функциональные характеристики системы местного самоуправления.

--------------------------------

<1> См.: Васильев В.И. О предмете муниципального права.

Муниципально-правовая теория пошла в конечном счете по упрощенному пути определения предмета муниципального права как совокупности отношений в своей основе публичного характера. В этом случае не учитывается тот факт, что на муниципальном уровне реализуется идея индивидуализации властеотношений, когда последние максимально приближаются к населению, выступают своеобразным интегралом свободы личности, прав человека, экономической и политической власти населения. Отсюда недооценка частного права в регулировании самоуправленческих отношений <1>. Между тем даже ГК РФ уделяет достаточно большое внимание регулированию отношений с участием муниципальных образований (см., например, гл. 5 "Участие Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством"). При этом следует учитывать, что муниципалитет может выступать участником (субъектом) хозяйственно-экономических отношений как "по горизонтали", так и "по вертикали". Но это не отражено в ГК РФ - частноправовом законе, нормы которого не распространяются на отношения, основанные на властном подчинении (п. 3 ст. 2 ГК РФ) <2>. В этих условиях повышенную значимость приобретает исследование специфики муниципальных (самоуправленческих) отношений, составляющих предмет муниципального права.

--------------------------------

<1> См.: Бондарь Н.С. Гражданин и публичная власть: Конституционное обеспечение прав и свобод в местном самоуправлении. М., 2004. С. 107.

<2> Поэтому не случайно в последнее время активизировались исследования природы субъектов публичного права как юридических лиц. См.: Кутафин О.Е. Субъекты конституционного права Российской Федерации как юридические и приравненные к ним лица. М., 2007; Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. М., 2007.

Муниципальными они являются, прежде всего, по материальному содержанию (как носители ценностей муниципальной демократии), а также по уровню своей реализации (уровень муниципальных образований).

Проведенный выше анализ сущностных характеристик этих отношений - с точки зрения единства местной власти и свободы - позволяет выделить и отдельные виды самоуправленческих отношений.