Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бондарь - МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И КОНСТИТУЦИОН...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.17 Mб
Скачать

1.4.6.2. При переходе к новой территориальной организации

местного самоуправления учет мнения населения обязателен

Учет мнения населения при территориальных изменениях муниципальных образований - один из основных институтов муниципальной демократии, получивший прямое конституционное (ч. 2 ст. 131 Конституции РФ), а также законодательное закрепление на уровне принципов территориальной организации местного самоуправления (гл. 2 ФЗ о местном самоуправлении 2003 г.). На практике, однако, в процессе его реализации, в особенности при создании городских округов, проявились серьезные коллизии и нарушения. Проблема согласования нормативных принципов территориальной организации местного самоуправления с интересами членов местных сообществ, сложившихся в определенных границах муниципальных образований, стала одной из основных и наиболее острых.

Переход к новой модели территориальной организации местного самоуправления, как это вытекает из положений ФЗ о местном самоуправлении 2003 г., предполагает несколько вариантов территориальных преобразований: а) наделение статусом городского, сельского поселения, городского округа и муниципального района существующих муниципальных образований; б) преобразование существующих муниципальных образований; в) образование новых муниципальных образований. Кроме того, Федеральным законом предусматривается возможность изменения границ существующих муниципальных образований. При этом данный Закон не исключает, что образование новых муниципальных образований может быть проведено не только на основе существующей системы территориальной организации органов публичной власти в конкретном субъекте РФ, но и в рамках вновь сформированных границ и новых территорий муниципальных образований, т.е. как бы "с чистого листа".

В ряде случаев наличие такой фактической дискреции - тем более в условиях императивности и безальтернативности нормативных положений ФЗ о местном самоуправлении 2003 г., касающихся границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, - привело к тому, что законодатели субъектов РФ, предполагая, что вводимая ими в целях реализации федерального законодательства нормативная регламентация территориальной организации местного самоуправления имеет по существу первичное значение, т.е. устанавливает границы муниципальных образований впервые, исходили из отсутствия необходимости обеспечения учета мнения населения муниципальных образований при проведении соответствующих мероприятий. В результате жители ряда упраздненных или преобразованных муниципальных образований были поставлены в иные, зачастую худшие в сравнении с предыдущими, условия реализации как права на осуществление местного самоуправления, так и иных, главным образом социальных, прав, имеющих территориальную "привязку" (например, при упразднении сельских поселений и включении их в состав городского округа жители таких сел утрачивают статус сельских жителей и, соответственно, лишаются права на получение сельских льгот, надбавок и т.д.).

1.4.7. Конституционно-судебные споры по поводу учета

мнения населения

Как показывает анализ применения положений ФЗ о местном самоуправлении 2003 г., проблемы, связанные с приведением территориальной организации местного самоуправления в соответствие с ее новыми принципами, в силу своей повышенной остроты все чаще становятся предметом рассмотрения как судов общей юрисдикции, так и органов конституционного правосудия. Так, за относительно короткий срок действия нового законодательства Верховным Судом РФ принято уже более 40 решений, касающихся вопросов, связанных с необходимостью учета мнения населения муниципальных образований при изменении их территориальной основы <1>. Неоднократно ставились соответствующие вопросы и перед Конституционным Судом РФ.

--------------------------------

<1> См., напр.: Определения Верховного Суда РФ: от 25 января 2006 г. N 11-Г05-24, N 19-Г05-11, N 83-Г05-16; от 1 марта 2006 г. N 41-Г06-4; от 15 марта 2006 г. N 4-Г06-4; от 5 апреля 2006 г. N 21-Г06-1, N 11-Г06-2; от 19 апреля 2006 г. N 4-Г06-7; от 24 мая 2006 г. N 4-Г06-12, N 88-Г06-4, N 9-Г06-11, N 9-Г06-10 // СПС "КонсультантПлюс". Раздел "Судебная практика".

Так, в Конституционный Суд РФ обращались ряд граждан, проживающих в городах Кайеркан и Талнах Красноярского края, с требованием о признании не соответствующим Конституции РФ Постановления Совета администрации Красноярского края от 29 ноября 2004 г. "Об объединении населенных пунктов" во взаимосвязи с Законом Красноярского края "О внесении изменений в Закон Красноярского края "Об утверждении границы города Норильска с городами Кайеркан, Талнах и поселком Снежнегорск", полагая, что названные нормативные правовые акты нарушают их конституционное право на осуществление местного самоуправления. Из представленных заявителями материалов следовало, что названными актами были объединены населенные пункты город Кайеркан, город Норильск, город Талнах как фактически слившиеся между собой. Соответственно, города Кайеркан и Талнах были упразднены. Поскольку же, как полагают заявители, мнение населения данных населенных пунктов при их упразднении не учитывалось, было нарушено их конституционное право на местное самоуправление.

Суды, в которых заявители оспаривали названные нормативные акты с точки зрения их несоответствия положениям федерального законодательства, отказали им в удовлетворении заявлений, указав при этом, что города Кайеркан, Талнах и поселок Снежнегорск являются внутригородскими муниципальными образованиями города Норильск, а произведенные преобразования являются изменением административно-территориального устройства Красноярского края, что относится к предметам исключительного ведения самого субъекта РФ.

Повторив ранее сформулированные правовые позиции, касающиеся нормативного содержания института учета мнения населения при изменении границ территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, и подчеркнув их обязательность для всех органов государственной власти и местного самоуправления, Конституционный Суд РФ одновременно указал, что решение поставленного заявителями в обращении вопроса о соблюдении требований ст. 131 (ч. 2) Конституции РФ при изменении территории муниципального образования, равно как и о самом факте изменения этой территории, может быть осуществлено только на основании исследования всего комплекса фактических обстоятельств, от установления которых Конституционный Суд РФ обязан воздерживаться во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов, применяющих закон.

Весьма показательной в этой связи является ситуация, сложившаяся по поводу наделения статусом сельского поселения ряда отдельных муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики, а также наделения статусом городского округа муниципального образования "город Нальчик", затронувшего в том числе право на осуществление местного самоуправления жителей ряда сельских населенных пунктов, которые были включены в его состав, что стало поводом для инициирования процедур конституционного судебного контроля, первоначально на региональном, а впоследствии и на федеральном уровне.