Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бондарь - МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И КОНСТИТУЦИОН...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.17 Mб
Скачать

1.4.4. Возможно ли ограничение (самоограничение)

территориальной сферы муниципальной демократии?

Уже в силу того, что в основе территориальных сфер функционирования институтов муниципальной демократии лежат начала территориальной организации местного самоуправления, правомерным является тезис о всеобъемлющем - с точки зрения пространственной сферы распространения - характере институтов муниципальной демократии. Сам факт, что вся населенная территория Российской Федерации должна быть охвачена муниципальными образованиями (их территориальный уровень - это другой вопрос), подтверждает то обстоятельство, что, соответственно, и институты муниципальной демократии имеют такую же сферу распространения.

При этом отказ от осуществления местного самоуправления на определенной территории недопустим и в том случае, если само население в добровольном порядке изъявило желание, чтобы вопросы местного значения разрешались органами государственной власти, а не органами местного самоуправления (своего рода "самоограничение"). Такая правовая позиция была сформулирована в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000 г. N 15-П <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2000. N 50. Ст. 4943.

Государственная Дума обратилась в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности ряда положений Закона Курской области от 22 марта 1999 г. "О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области". Одним из этих положений было предусмотрено, что население вправе самостоятельно и добровольно через референдум решить вопрос о необходимости организации местного самоуправления на своей территории. Согласно той же статье в случае, если население самостоятельно и добровольно отказалось от реализации права на организацию местного самоуправления, на данной территории осуществляется государственная власть Курской области.

Разрешая данный вопрос, Конституционный Суд РФ указал, в частности, что из ст. 3 (ч. 2) и 12 Конституции РФ следует, что местное самоуправление является необходимой формой осуществления власти народа и составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

Это означает, в частности, что граждане имеют право на участие - непосредственно или через своих представителей - в осуществлении публичной власти в рамках муниципального образования, причем как само муниципальное образование, так и право проживающих на его территории граждан на осуществление местного самоуправления возникают на основании Конституции РФ и закона, а не на основании волеизъявления населения муниципального образования.

Любое изменение территориальных основ местного самоуправления не может приводить к отказу от него. Возможность же полного упразднения местного самоуправления на определенной территории, предусмотренная п. 3 и 4 ст. 81 Устава (Основного Закона) Курской области, противоречит предписаниям Конституции РФ и федеральных законов об осуществлении местного самоуправления на всей территории Российской Федерации как необходимого элемента конституционного механизма народовластия и нарушает волю многонационального народа Российской Федерации, закрепленную в Конституции РФ (ч. 1 и 2 ст. 3, ст. 12, 130 - 133).

Правда, уже ФЗ о местном самоуправлении 1995 г. в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции допускал возможность ограничения прав граждан на осуществление местного самоуправления на отдельных территориях, но лишь федеральным законом и только в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 1 ст. 12). Названный перечень оснований ограничения права на осуществление местного самоуправления был расширен ФЗ о местном самоуправлении 2003 г., который помимо вышеперечисленного указал также на защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Такой подход федерального законодателя представляется не вполне обоснованным, даже несмотря на то, что с формально-юридической точки зрения новое правовое регулирование оснований ограничения права на осуществление местного самоуправления в точности повторяет формулировку ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Это связано, главным образом, с нормативными характеристиками и предназначением названного конституционного положения.

Если правомерность ограничения права на осуществление местного самоуправления в целях, например, защиты основ конституционного строя (что, впрочем, тоже должно быть "локализовано" в отношении конкретного субъективного права), обороны страны, безопасности государства, защиты здоровья граждан не вызывает сомнений, то аргументирование ограничения необходимостью защиты, например, нравственности вряд ли может иметь рациональную основу. Трудно представить фактическую ситуацию, при которой осуществление местного самоуправления на определенной территории может создавать угрозу для указанной конституционной ценности.

Следует также учитывать, что субъект РФ, обладая правом определять порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований, в то же время не может действовать произвольно. В Постановлении по делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области Конституционный Суд РФ признал неконституционными положения о критериях создания муниципальных образований, поскольку они допускали их интерпретацию "в качестве условий, ограничивающих по усмотрению органов государственной власти Курской области и вопреки волеизъявлению населения, выбор территории, на которой осуществляется местное самоуправление. Тем самым реализация предписания Конституции РФ, гарантирующего осуществление местного самоуправления на всей территории Российской Федерации, могла быть поставлена в зависимость от произвольного усмотрения органов государственной власти субъекта Российской Федерации".