Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бондарь - МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И КОНСТИТУЦИОН...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.17 Mб
Скачать

1.3.3. Конституционные параметры соотношения местного

самоуправления и государственной власти

В научно-теоретическом плане решение вопроса о соотношении государственной власти и местного самоуправления в своей основе определяется методологическим подходом, характеризующим отношение местного самоуправления к государственной или общественной власти. Соответственно, выделяются две противоположные по своей сути модели местного самоуправления: а) общественная, основанная на противопоставлении государства и общества, провозглашении принципа полной автономии и независимости (по отношению к государству и его органам) местных сообществ и, соответственно, органов местного самоуправления в осуществлении ими своих задач; б) государственная, когда самоуправление рассматривается лишь как одна из форм децентрализации государственного управления на местном уровне его реализации.

В обоснование правомерности первого подхода его сторонники ссылаются прежде всего на ст. 12 Конституции РФ. Конечно, такой подход подкупает своим стремлением обеспечить максимальную самостоятельность органов местного самоуправления, их полную независимость от государства и его органов. На практике, однако, это крайне сложно реализовать.

В этом плане вполне понятно стремление противников общественной природы местного самоуправления преодолеть противоестественный разрыв между государственной властью и местным самоуправлением, что, в частности, наглядно проявлялось и на практике, в особенности в законодательстве субъектов Федерации: в одних случаях - путем сочетания на уровне местных органов государственных и общественных начал, в других - посредством создания наряду с негосударственными (общественными) по своей природе органами местного самоуправления местных органов государственной власти. Какой же из данных подходов отвечает положениям действующей Конституции?

При ответе на данный вопрос следует учитывать, что нет никаких оснований для расширительного толкования конституционного положения ст. 12 Конституции РФ о том, что "органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти". В данном случае речь идет об организационной обособленности органов местного самоуправления и органов государственной власти, о разделении властей "по вертикали" (в отличие от ст. 10 Конституции, которая закрепляет разделение властей "по горизонтали"). Это нашло косвенное подтверждение и в Определении Конституционного Суда РФ от 11 июня 1999 г. N 104-О <1> об отказе в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Тверской области о толковании положений статьи 12 Конституции РФ. Отказывая в даче толкования соответствующей статьи, Конституционный Суд исходил из того, что уяснение смысла данного положения имеет конституционное значение для каждой конкретной ситуации, связанной со взаимоотношениями органов местного самоуправления с государственными органами. Иной подход мог бы означать предварительный конституционный контроль, т.е. дачу Конституционным Судом официального толкования до принятия конкретных законодательных актов.

--------------------------------

<1> ВКС РФ. 1999. N 5.

Поэтому весьма общим по нормативному содержанию принципом взаимоотношений муниципальных и государственных органов, закрепленным в ст. 12 Конституции РФ, еще не предопределяется сама природа местного самоуправления, объем и соотношение предметов его ведения и полномочий с полномочиями органов государственной власти, равно как и характер самоуправленческих полномочий. Границы таких взаимоотношений весьма подвижны, свидетельством чего является и новый, нынешний этап реформирования местного самоуправления. Осуществляемая в рамках действующей Конституции сегодняшняя реформа преследует в том числе цель преодоления порой имевшего место неоправданного отрыва местного самоуправления от государственной власти. Нельзя однако не отметить, что здесь имеет место и другая опасность противоположного характера - стремление "встроить" органы местного самоуправления в единую вертикаль власти. Новое законодательство о местном самоуправлении, сохраняя общую демократическую направленность, все же в большей степени ориентировано на централизацию единой системы организации публичной власти, нежели на децентрализацию; в результате справедливо высказывается озабоченность, что местное самоуправление может стать "уровнем государственной власти" <1>.

--------------------------------

<1> Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели и практики взаимоотношений: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2007. С. 11; также см.: Колесников А.В. Муниципально-правовая политика в современной России // Правовая политика России: теория и практика / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2006. С. 395.

Все это убеждает в том, что, с одной стороны, нет необходимости стремиться сохранять "стерильную" чистоту сферы муниципального управления в соотношении с управлением государственным; с другой стороны, муниципальная власть нуждается в надежных государственных гарантиях самостоятельности. На этой основе, как свидетельствует мировой опыт, местное самоуправление может и должно развиваться в органическом единстве с системой государственно-властного управления, тем более если речь идет о государстве с недавним тоталитарным прошлым.

По смыслу ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление и государственная власть не могут рассматриваться как изолированные по отношению друг к другу явления; будучи организационно обособленными публично-властными структурами, они находятся в сложной системе взаимосвязей, характеризующихся социально-целевым единством их предназначения. Нормативное содержание таких взаимосвязей в принципиальном, обобщенно-систематическом варианте определяется положениями ст. 1, 2, 3, 7, 17 и 18 Конституции РФ, по смыслу которых государство в целом, в лице всех своих конституционно обусловленных публично-властных структур, выступая сложной организационно-правовой формой управления публичными делами (общенационального, регионального, местного уровня), обеспечивает выполнение своих функций, гарантирует реализацию прав и свобод человека и гражданина на всей территории независимо от места жительства.