Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бондарь - МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И КОНСТИТУЦИОН...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.17 Mб
Скачать

5.2.3.1. Личные права как институт саморегуляции

человеческого поведения, основа индивидуализации

самоуправленческих отношений

Главное назначение и сущностная характеристика личных прав заключаются, как известно, в том, чтобы обеспечить личную свободу, независимость и самостоятельность человеческой индивидуальности. Именно личная, индивидуальная свобода лежит в основе всей системы личных прав. Они индивидуализируют гражданина и отношения, в которых он находится, обеспечивают ему гарантии личной неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь; с помощью личных прав гарантируется индивидуальная свобода человека и гражданина.

В соответствии с этим личные права и свободы своим содержанием воплощают органическое единство социальных и биологических свойств, коллективистских и индивидуалистических начал в самой природе человека.

Даже самые развитые формы политического и экономического коллективизма не должны умалять потребности человека как биосоциального существа в личной неприкосновенности, в необходимости защиты своего достоинства и на этой основе в стремлении к самовыражению и самоутверждению, к признанию всеми (включая государство) независимости и свободы человека, неприкосновенности частной и семейной жизни. Частная жизнь и частный интерес имеют в этом плане общецивилизационную значимость <1>.

--------------------------------

<1> См.: Замошкин Ю.А. Частная жизнь, частный интерес, частная собственность // Вопросы философии. 1991. N 1. С. 4 - 5.

Конституция России самим подходом к концепции личных (гражданских) прав отразила тот факт, что личные права и свободы выходят далеко за пределы индивидуальных интересов. Как указал в одном из своих решений Конституционный Суд РФ, принадлежащее каждому от рождения право на свободу и личную неприкосновенность относится к числу основных прав человека и по смыслу Конституции РФ, ее ст. 17 (ч. 2), 21 (ч. 1) и 22 (ч. 1), оно воплощает наиболее значимое социальное благо, которое, исходя из признания государством достоинства личности, предопределяет недопустимость произвольного вмешательства в сферу ее автономии, создает условия как для всестороннего развития человека, так и для демократического устройства общества <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 22 марта 2005 г. N 4-П.

Соответственно, они находятся значительно ближе к проблемам политического и экономического развития, углубления самоуправления, чем может показаться на первый взгляд. В каждом личном праве присутствует, в частности, такой нравственно-этический и юридический элемент, как "неприкосновенность" (физическая и нравственно-психологическая неприкосновенность личности, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, информации о личной жизни и т.п.). А государственно-правовое, конституционное значение понятия "неприкосновенность" самым непосредственным образом связано с политическим властвованием. Неприкосновенность - обязательное условие осуществления полновластия и верховенства в обществе и государстве. Неприкосновенен в своем положении и действиях именно суверен <1>. Если же суверенитетом обладает народ, организующий государственную и общественную жизнь на самоуправленческих началах, то неприкосновенность должна быть обеспечена всем, кто его составляет, т.е. членам гражданского общества. Применительно же к населению неприкосновенность выступает, как справедливо указывает академик О.Е. Кутафин, прежде всего, в качестве гарантии свободы личности, ее автономии, самоопределения, защиты человека от любого вмешательства в сферу личной свободы <2>.

--------------------------------

<1> См.: Гулиев В.С., Рудинский Ф.М. Социалистическая демократия и личные права. М., 1984. С. 89 - 90.

<2> См.: Кутафин О.Е. Неприкосновенность в конституционном праве Российской Федерации. М., 2004. С. 10.

В этом плане личные (гражданские) права и свободы - важное средство саморегуляции поведения гражданина и как индивида, и как участника общественно-политических процессов, и как субъекта экономической деятельности, что в свою очередь может предопределять - как это на первый взгляд не покажется парадоксальным - частно-публичный характер многих личных прав и свобод.

Данный подход получает подтверждение и в практике Конституционного Суда РФ <1>.

--------------------------------

<1> См., напр.: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 мая 2003 г. N 8-П // СЗ РФ. 2003. N 21. Ст. 2058.

С этим связан и еще один важный вывод: требования неприкосновенности, безусловно, "присутствуют" в конституционной категории "тайны" как меры личной свободы в соответствующих областях: не случайно тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений закрепляется в ч. 2 ст. 23 Конституции РФ, часть первая которой посвящена праву на неприкосновенность частной жизни. Более того, без режима неприкосновенности невозможно представить реализацию какого бы то ни было другого конституционного права человека и гражданина.

Оспариваемые положения были признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в которой ими предусматривается право судебного пристава-исполнителя в связи с исполнением постановления суда запрашивать и получать в банках, иных кредитных организациях необходимые сведения о вкладах физических лиц в том размере, который требуется для исполнения исполнительного документа, и в пределах, определяемых постановлением суда.

Воплощая в себе важные инструментальные и ценностные компоненты, личные права и свободы представляют собой, таким образом, конституционную гарантию автономии, индивидуальной суверенности личности в ее взаимоотношениях с обществом, государством, их социальными образованиями и организационно-правовыми формированиями, в том числе на уровне муниципальной власти.

Важно при этом учитывать, что и в нормативном содержании конкретных прав и свобод соответствующей группы нередко прямо отражаются муниципально-правовые аспекты их реализации, как, например, применительно к праву на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст. 27 Конституции РФ).