Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бондарь - МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И КОНСТИТУЦИОН...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.17 Mб
Скачать

4.4.4. Социально-территориальное равноправие в соотношении

с территориальной организацией населения

Очевидно, что решающие гарантии социального и правового положения личности создаются не на региональном или муниципальном уровне, а на уровне всего общества, они определяются самой природой конституционного строя, господствующими экономическими и политическими отношениями. Это высший конституционный уровень гарантирования, который в принципиальном плане одинаков для всех граждан государства. Вместе с тем конкретная реализация принципа равенства применительно к населению отдельных муниципальных образований происходит под воздействием многочисленных факторов, которые могут порождать весьма существенные социальные различия и элементы неравенства в положении жителей соответствующих поселений и иных территориальных образований.

Особенности хозяйственно-экономических, социально-демографических, национально-исторических, культурно-бытовых, природно-климатических и иных характеристик территориальных образований объективно предопределяют эти различия. При этом в основе территориальных факторов, влияющих на правовое положение членов общества, лежит тот факт, что разделение населения по территориальному признаку является, как известно, важнейшим обязательным условием государственно-политической организации всякого общества.

Территориальная организация населения и государства в целом имеет различное, многоцелевое конституционное назначение, что соответственно предопределяет ее активное воздействие и на институты правового положения личности.

Во-первых, влияние территориальной организации государства на социальное и правовое положение личности и соответственно на отношения достигнутого равенства обусловлено, прежде всего, значением государственной территории как составной части материальной базы суверенитета народа, пространственной основы жизнедеятельности общества и функционирования его государственных и муниципальных органов.

Во-вторых, территориальная организация населения выступает в государственно-организованном обществе по отношению к отдельной личности как своеобразная форма административной децентрализации (или централизации) политических и социально-экономических отношений общества; само же административно-территориальное деление приобретает в этих условиях с точки зрения социального и правового положения личности прежде всего "компетенционное" значение. То есть речь идет о территориальных основах построения и функционирования аппарата управления делами соответствующих территориальных общностей. Но управление в данном случае предполагает властное воздействие не на саму территорию, а на людей, живущих в ее пределах. Ведь "территория является составным элементом государственной личности не сама по себе, а через посредство населения, живущего на ней" <1>. В этом смысле территориальная организация государства представляет собой универсальное средство обеспечения наиболее удобных условий политического управления обществом в пределах всей территории страны.

--------------------------------

<1> Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. М., 1912. С. 186.

Иное, во многом противоположное, значение с точки зрения влияния на правовое положение граждан приобретает не территориальный, а производственный, ведомственно-корпоративный ("цеховой") принцип реализации прав граждан.

В частности, в условиях тоталитарной системы государственного управления обществом повышенное значение приобретают ведомственно-корпоративные начала организации жизни и на место универсального принципа равенства всех перед законом приходит система ведомственных льгот и привилегий, предоставляемых в соответствии с положением личности, например, в служебной иерархии партийной номенклатуры и государственного управления, ведомственной принадлежности и т.п. Суть такого подхода очевидна: он предоставляет значительно более широкие возможности осуществлять тотальный контроль над всеми сферами человеческой жизнедеятельности, включая сферу личной жизни (когда, например, даже вопросы расторжения брака или супружеской неверности становились предметом "разбирательств" трудового коллектива, партийной организации по месту работы и т.п.).

При этом в условиях, когда многие жизненно важные блага распределялись именно по "цеховому", производственно-отраслевому принципу принадлежности к определенной профессиональной корпорации, свобода выбора в рамках реализации юридических прав "по производственному принципу" была крайне ограниченной. Причем речь шла не только о тех благах, которые распределялись в так называемом бесплатном варианте, через общественные фонды потребления (жилье, путевки в санатории, места в детские дошкольные учреждения и т.п.), но и о пресловутой системе талонной формы распределения дефицитных товаров, начиная с продовольственных и заканчивая "техникой": автомашиной, холодильником или телевизором, приобретаемых в соответствии с "очередью" по месту работы. Одновременно подобный порядок распределения материальных благ предоставлял широкие возможности воздействия на человека со стороны административно-распределительной системы. Не случайно, что не только социально-экономические, но и политические права (например, избирательные) в социалистическом обществе осуществлялись нередко именно по производственному, а не по территориальному принципу. Достаточно в связи с этим отметить, что даже после отмены производственного принципа голосования на стадии выдвижения кандидатов в депутаты этот принцип длительное время, на протяжении десятилетий существования советской избирательной системы, оставался основным, хотя это порождало очевидные противоречия между территориальным принципом голосования и производственным принципом выдвижения кандидатов.

В условиях рыночной экономики и демократической организации политической власти безусловный приоритет в обеспечительном механизме реализации прав и свобод граждан приобретает территориальный принцип. Создание условий для его эффективного функционирования - важная не только социально-экономическая и политическая, но и правовая задача. В особой степени это характерно для России с ее огромными территориальными масштабами и значительными различиями в социально-экономических, природно-климатических и иных условиях проживания населения отдельных регионов.