Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
В. В. Офіцеров Історія Науки і техніки Омськ 2...doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
330.24 Кб
Скачать

Вопросы к разделу

  1. Основная характеристика термина «наука».

  2. Основная характеристика термина «техника».

  3. Философская трактование термина «история».

  4. Что представляло собой кустарное производство?

  5. Как определить понятие «ремесленничество»?

  6. Чем занимались кустари-одиночки?

  7. В чем состояли недостатки ремесленного производства?

  8. Основные понятия об образовании цехов.

  9. Почему возникла потребность образования цехов?

  10. Кто руководил цехами?

  11. Чем занимались цеховые работники XIV–XVII вв.

  12. Какие отрасли производства развивались благодаря цеховым формированиям?

  13. Кто был основным потребителем цеховой продукции?

  14. Кто создавал гильдии?

  15. Основные достоинства цехов.

  16. Нравственный кодекс цехов и гильдий XIV–XVII вв.

  17. Роль цехов и гильдий в развитии науки, техники и общества в целом.

  18. Роль цехов в формировании фабрично-цеховых образований.

  19. Конкуренция в условиях цехового производства.

    1. Средневековые школы и университеты

Раннее средневековье иногда называют «тёмны­ми веками». Переход от античности к сред­невековью сопровождался в Западной Европе глубоким упадком культуры.

Монастырские и церковные школы представля­ли собой самые первые учебные заведения средне­вековья. И хотя христианская церковь сохраняла лишь выборочные, нужные ей остатки древней об­разованности (в первую очередь – латынь), именно в них продолжалась культурная традиция, связы­вавшая разные эпохи.

Низшие церковные школы готовили в основном приходских священников. Платное обучение велось на латинском языке. Школу посещали дети феода­лов, богатых горожан, зажиточных крестьян. Учёба начиналась с зубрёжки молитв и псалмов (религи­озных песнопений). Затем учеников знакомили с латинским алфавитом и учили читать те же молит­вы по книге. Часто эта книга была единственной в школе (рукописные книги стоили очень дорого, а до изобретения книгопечатания было еще далеко). При чтении мальчики (девочек в школу не брали) заучивали наиболее употребительные слова и вы­ражения, не вникая в их смысл. Не мудрено, что далеко не все, научившиеся читать латинские текс­ты, далёкие от разговорной речи, могли понимать прочитанное. Зато вся эта премудрость вколачива­лась в сознание учеников с помощью розги.

Около трёх лет требовалось для обучения пись­му. Ученики упражнялись сначала на покрытой воском дощечке, а затем учились писать гусиным пером на пергаменте (особо обработанной коже). Кроме чтения и письма, они учились изображать числа с помощью пальцев, заучивали таблицу умноже­ния, тренировались в церковном пении и, конечно же, знакомились с основами католического веро­учения.

Более крупные школы, дававшие образование посерьёзней, возникали обычно при епископских кафедрах. В них, согласно сохранившейся римской традиции, изучали так называемые «семь свобод­ных искусств» (грамматику, риторику, диалекти­ку, арифметику, геометрию, астрономию и музы­ку). Система свободных искусств включала два уровня. Начальный состоял из грамматики, рито­рики, диалектики. Высший образовывали все ос­тавшиеся свободные искусства. Диалектика (так тогда именовалось искусство мыслить, названное впоследствии логи­кой) учила не только рассуждать и делать выводы, но и находить в речи противника положения, про­тиворечащие учению церкви, и опровергать их. Уроки арифметики знакомили со сложением и вы­читанием, в меньшей степени – с умножением и делением (написание чисел римскими цифрами сильно затрудняло их). В курсе геометрии сообщались и географи­ческие сведения, часто фантастические и нелепые (Земля – блин, плавающий в воде, Иерусалим – пуп земли и т.п.). Потом изучали астрономию. Знакомились с созвездиями, наблюдали движение планет, Солнца, Луны, звёзд, но объясняли, что светила обращаются вокруг Земли по разным сложным путям. Астрономия должна была помочь вычислить сроки наступ­ления церковных праздников. Занимаясь музыкой, ученики пели в церковном хоре. Обучение нередко растягивалось на 12–13 лет.

С XI в. число церковных школ росло. Немного позднее стремительное развитие городов приводит к появлению светских городских частных и муни­ципальных (т.е. находящихся в ведении городского совета) школ. Растущим городам и крепнущим государствам требовалось всё больше образованных людей. Нуж­ны были судьи и чиновники, врачи и учителя. К образованию всё чаще приобщалась знать.

Пришёл черёд образования высших школ – университетов. Они возникали либо на основе быв­ших кафедральных (епископальных) школ Занятия велись на латинском языке, поэтому немцы, французы, испанцы могли слушать италь­янского профессора с не меньшим успехом, чем его соотечественники. На латыни общались студенты и между собой.

В Парижский университет входило около 7 тыс. преподавателей и студентов, а помимо них членами союза являлись книготорговцы, переписчики рукописей, изготови­тели пергамента, перьев, чернильного порошка, ап­текари и т.д. Парижскому университету независимость от светских властей была дарована в 1200 г. гра­мотой короля Филиппа II Августа.

Преподаватели университетов создавали объеди­нения по предметам – факультеты. Во главе их стояли деканы. Преподаватели и студенты избира­ли ректора – руководителя университета. Средне­вековая высшая школа имела обычно три факуль­тета: юридический, философский (богословский) и медицинский. Но если подготовка будущего юриста или медика занимала 5–6 лет, то будущего филосо­фа-богослова – целых 15. Но прежде чем поступить на один из трёх основных факультетов, студент дол­жен был закончить подготовительный – артисти­ческий факультет (на нём изучали уже упомянутые «семь свободных искусств»; «артис» по-латыни – «искусство»).

На занятиях студенты слушали и за­писывали лекции (по-латыни – «чтение») профес­соров и магистров. Учёность преподавателя прояв­лялась в его умении разъяснить прочитанное, свя­зать его с содержанием других книг, раскрыть смысл терминов и сущность научных понятий. По­мимо лекций проводились диспуты – споры по за­ранее выдвинутым вопросам. Горячие по накалу, иногда они перерастали в рукопашные схватки между участниками.

В начале XV в. в Европе студенты посещали 65 университетов, а в конце столетия – уже 79. Наиболее громкой славой пользовались Па­рижский, Болонский, Кембриджский, Оксфорд­ский, Пражский, Краковский. Многие из них су­ществуют и по сей день, заслуженно гордясь своей богатой историей и бережно сохраняя старинные традиции.

Книгопечатание

Книгопечатание – одно из вели­чайших открытий – сыграло огромную роль в научно-техниче­ском прогрессе мануфактурной эпохи.

Пионером введения книгопечатания в Запад­ной Европе был немецкий изобретатель И. Генсфлейш, при­нявший имя Гутенберга. Он начал свою деятельность в первой половине XV в. Гутенберг разработал способ изготовления печатной формы путем набора текста из отдельных литер, скон­струировал приспособление, при помощи которого отливал литеры из сплава свинца с сурьмой и построил ручной печатный станок, на котором производилось оттискивание, набранного тек­ста на бумагу. Он же составил рецепт особой печатной краски. Первая книга И. Гутенберга была отпечатана между 1444–1447 гг. Начало книгопечатания в Голландии и Италии относится к 1465 г. Из итальянских государств в развитии типограф­ского искусства особых успехов добилась Венеция. Были изготовлены шрифты всех важнейших языков мира. В XV–XVI вв. там печатались и книги по заказам стран Восточной Европы кириллицей и глаголицей.

В 1468 г. книги начали печатать в Чехии, в 1470-м – во Франции, в 1473 – в Бельгии, Испании и Венгрии, в 1474-м – в Польше, в 1476-м – в Англии. Кстати, Англия была первой западноевропейской страной, где первопечатные книги издава­лись преимущественно на родном языке, а не на латыни.

В конце XV в. по количеству вышедших изданий богослов­ские и церковнослужебные книги занимали первое место, но наряду с ними выпускались сочинения античных авторов, книги по математике, медицине, истории, праву и т. д.

В XVI в. во все большем количестве начинает выходить научная и техническая литература. Возникают крупные издательские и типографские предприя­тия – настоящие мануфактуры по выпуску книг.

Владельцами их были, например, семейные фирмы Мануциев в Венеции, Джунта – во Флоренции, Этьеннов – в Париже, Плантенов – в Антвер­пене. Высокого расцвета достигло искусство иллюстрации. Во второй половине XVI в. наряду с гравюрой на дереве стала распространяться гравюра на меди. В конце XVI в. первенство по книжной продукции перешло к Голландии, что было связано с победой в этой стране буржуазных отношений и ликвидацией гнета католической церкви.

Первые книги, напечатанные кириллицей, появились в конце XV в. Они издавались в Кракове изобретателем немецкого происхождения Ф. Швейпольдтом. Все книги имели богослужебное назначение.

Региомонтан (1436–1476), выдающийся астроном и математик XV в.. при материальной поддержке своего ученика и покровителя Б. Вальтера, представителя солидной франкфуртской торговой фирмы, основал в Нюрнберге специализированное издательско-полиграфическое предприятие, выпускавшее исключительно научную литературу. В «тематическом плане» предприятия было перечислено более пятидесяти книг, намечаемых к выпуску в ближайшие годы: произведения древних классиков, собственные сочинения. В 1474 г. Региомонтан издал «Эфемериды» – астрономический календарь с таблицами положения планет, Солнца и Луны на 1475–1506 гг. Кроме всего прочего, книге этой суждено было стать единственным практическим пособием для мореплавателей в эпоху Великих географических путешествий и открытий

Замечательным печатником был Франциск Скорина из Полоцка – ученый и мастер, учившийся в университетах Кракова и Падуи. Книги Скорины, выпущенные в первой чет­верти XVI в., представляли собой шедевры полиграфического искусства. Печать была двухцветной с заставками.

Хотя православное духовенство вначале относилось к введе­нию книгопечатания столь же неприязненно, как и католическое, но встречались и исключения из этого правила. В кружке мос­ковского митрополита Макария в середине XVI в. обсуждался вопрос об исправлении и унификации церковнослужебных книг. Средством для этого должно было явиться введение печатного дела, руководимого московской митрополией.

Вопрос о времени начала книгопечатания в России до сих пор остается спорным. Имена организаторов первой печатни точно неизвестны. Вероятно, она возникла около 1553 г. Там печата­лись в 1555 г. «Евангелие» и «Псалтирь» и вплоть до 1564 г. выходили и другие книги. В 60-е гг. XVI в. начинается дея­тельность Ивана. Федорова, дьякона церкви Николы Гостунского в Кремле, и Петра Тимофеева-Мстиславца. Оба были выдаю­щимися мастерами в этой области. Их первая книга «Апостол» вышла 1 марта 1564 г. Печатание велось черной и красной красками. Орнамент и инициалы гравировались на дереве. Шрифт и заставки были изготовлены по лучшим образцам рукописных книг. Оформление «Апостола» Служило образцом для позднейших печатников на протяжении века.

В 1565 г. было отпечатано два издания «Часовника». По сообщению самого Федорова (в послесловии к «Апостолу» 1574 г.), «злонравные, неученые и неискусные в разуме люди – многие начальники, священноначальники и учители» (т. е. церковные власти и проповедники) – добились прекращения деятельности первопечатников в Москве, несмотря на то, что сам Иван IV положительно относился к книгопечатанию. Иван Федоров и Петр Мстиславец уехали, увезя часть типографско­го инвентаря.

В Москве в оставшейся печатне Никифор Тарасиев и Неве­жа Тимофеев выпустили в 1568 г. «Псалтирь». Потом печата­ние было перенесено в Александровскую слободу. В 1589 г. печатание возобновилось в Москве.

Между тем Иван, Федоров и Петр Мстиславец приехали в Вильнюс. Гетман Г. А. Ходкевич пригласил их в Заблудов (близ Белостока), где они основали типографию для издания книг кириллическим алфавитом. В 1569 г. они напечатали там «Еван­гелие учительное».

В 1570 г. Иван, Федоров выпустил «Псалтирь с Часословцем» (Петр Мстиславец к этому времени уехал в Вильнюс). Однако интриги католического духовенства против издания русских книг побудили Ходкевича закрыть типографию. Федоров пере­ехал во Львов (в 1572 или 1573 г.).,В 1574 г. во Львове вышло новое издание «Апостола». В том же году Федоров издал «Букварь славянского языка» и посвятил его «честному, хрис­тианскому русскому народу». Это была первая книга на старо­славянском языке, имеющая не церковно-служебное, а учебное назначение.

В 1575 г. в Вильнюсе Петр Мстиславец выпустил «Четве­роевангелие», а в 1576 г. – «Псалтирь».

Между тем польский магнат православной веры К. К. Острожский решил основать типографию и пригласил Федорова приехать в г. Острог. В начале 80-х гг. XVI в. «Иван Федоров, печатник з Москвы» (как значилось на его типографской марке) успел выпустить в Острожской типографии еще несколько книг.

Значение деятельности московских первопечатников огромно. Они не только организовали книгопечатание в России, но распро­странили его на Украине, а в Белоруссии восстановили печатное дело, прерванное со времен Скорины.

Бумагоделательное производство

Бумага появилась в Китае на рубеже нашей эры. В начале II в. благодаря использованию новых материалов и техники производство ее значительно усовершенствовалось; к III в. она получила широкое распространение в самом Китае и начала проникать в другие страны. В течение целого тысячелетия с бумагой были знакомы только соседние с Китаем государства.

По свидетельству исследователей в 751 г. из Китая секрет изготовления бумаги в проник в Среднюю Азию.

В 751 г. близ Самарканда арабам удалось взять в плен несколько китайских мастеров, которые вынуждены были открыть секрет изготовления бумаги. Так она попала на Запад.

В середине VIII в. проживающие в Самарканде китайские мастера открыли секрет производства бумаги завоевателям-арабам. Секрет бумаги попадает в Переднюю Азию. В 900 г. Бумага попадает в Египет.

Лишь в начале XII в. о «бумаге Цай Луня» узнали в Европе. Первую на европейском материке бумажную мельницу построили испанцы в 1150 г. в городе Хотива на восточном побережье Испании.

В Европе первые бумажные фабрики появились в Испании в 1150 г., куда секрет изготовления бумаги завезли арабы.

В XIII в. бумажные фабрики появились в Италии. Итальянцы ввели в практику проклейку бумаги животным клеем, что повысило ее прочность, кроме того, хорошо проклеенная бумага не пропускала чернила и типографскую краску. После изобретения книгопечатания спрос на бумагу резко повысился, что привело к созданию крупных фабрик-мануфактур по ее изготовлению.

Производство бумаги было механизировано лишь к 1800 г., когда на фабрике Дидо, близ Парижа, француз Никола Луи Робер изобрел первую бумагоделательную машину с ременным приводом, которая изготовляла лист за листом.

В 1805 г. английский инженер Джозеф Брама создал машину для отлива бумаги с помощью вращающегося вала. Это нововведение впоследствии позволило перейти к изготовлению рулонной бумаги.

Развитие бумажного производства явилось важной предпосылкой быстрого рас­пространения книгопечатания.