Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
экзамен 17 01 2013.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
963.58 Кб
Скачать

22. Принцип прямого действия права ес.

Под данным принципом понимается непосредственное действие и обязательная применимость норм права ЕС на всей территории ЕС и относительно всех субъектов европейского права. Во всей своей полноте нормы права ЕС обязательны для всех гос-в-членов, институтов ЕС, а также физических и юридических лиц, находящихся под юрисдикцией ГЧ. Неприменение, неполное или ошибочное применение являются нарушением действующего права и влекут за собой ответственность. Принцип прямого действия предполагает, что нормы права ЕС наделяют непосредственно напрямую правами и налагают обязанности на частных физ. и юр. лиц. Эти права подлежат защите со стороны нац. судебных органов.

В Договоре о Сообществе перечисляются и характеризуются юридически обязательные акты, принимаемые институтами ЕС, при этом указывается на прямое действие только регламентов (регламенты регулируют наиболее важные сферы общественных отношений и являются обязательными и применимыми во всех составных частях). Поэтому Суд дал расширительное толкование понятия и применения принципа прямого действия, одновременно ограничивая его применимость, устанавливая определенные требования. Таким образом Суд определил, что необходимость принятия мер по имплементации нормативно-правового акта ЕС не лишает его прямого действия. В особенности это важно для директив. Прямое действие директив главным образом состоит в том, что частные лица при предъявлении иска могут ссылаться на директиву в случае, если они полагают, что она не была реализована в срок или реализована ненадлежащим образом.

Суд также сделал вывод, что необходимость принятия мер по имплементации директивы неравнозначна признанию обусловленности ее прямого действия. Т.е. неправомерная практика или действия не могут служить оправданием нарушения права (в случае неприменения государством положений директивы).

Касательно положений учредительных договоров Суд также дал расширительное толкование принципа прямого действия. Была сформулирована концепция самодостаточности. Целый ряд норм учредительных актов могут применяться напрямую, даже если отсутствуют в качестве их развития акты вторичного права. Обобщающая практика привела к признанию на концептуальном уровне прямого действия за правом ЕС в целом. Однако, следует принять во внимание положение о том, что норма права может иметь прямое действие только в том случае, если она обладает качествами и свойствами, необходимыми для ее реализации, т.е. если она устанавливает конкретные права и обязанности, носит ясный и непротиворечивый характер, если ее применение не обусловлено изданием другой нормы права.

Принцип верховенства права ЕС казался до недавних пор достаточно утвердившимся и ясным. Впервые он был сформулирован в решении Фламино Коста против ЭНЕЛ от 15 июля 1964 года. и многократно уточнен и подтвержден последующей судебной практикой. Между тем именно он оказался в центре полемики в преддверии подписания ДР. Более того, некоторые высшие национальные судебные или квазисудебные органы в своих постановлениях вновь оспорили его абсолютное значение. Не прошло предложение включить указание на верховенство права ЕС непосредственно в ДР. В конечном итоге было принято компромиссное предложение.

Сформулировано оно крайне осторожно. В Декларации № 17, одобренной МПК и прилагаемой к Договорам, записано следующее: «Конференция напоминает, что согласно неизменной практике Суда ЕС Договоры и право ЕС, адаптированное Союзом на базе Договоров, обладают верховенством по отношению к праву государств-членов в соответствии с условиями, которые дефинированы данной судебной практикой».

Межправительственная конференция сочла необходимым приложить к Заключительному акту МПК документ, подготовленный юридической службой Совета, относительно верховенства права ЕС. В этом заключении содержится прямая ссылка на решение Суда ЕС по делу Коста от 15 июля 1964 года и цитируются его соответствующие положения.

Декларация не является, в отличие от протоколов, интегральной составной частью ДР. Она может быть оспорена. Тем не менее позиция ЕС заявлена достаточно ясно и четко. Хотя, может быть, и не столь категорично, как это было в проекте Конституции для Европы.