
- •Международные отношения накануне первой мировой войны
- •Потсдамское свидание 1910 г.
- •Второй марокканский кризис 1911 г.
- •Итало-турецкая война 1911-1912 гг.
- •Миссия р. Холдена 1912 г.
- •Балканский союз и Первая балканская война 1912-1913 гг.
- •Вторая балканская война 1913 г.
- •Международные отношения на Дальнем Востоке накануне первой мировой войны.
Итало-турецкая война 1911-1912 гг.
Заручившись поддержкой России и Франции, осенью 1911 г. Италия приступила к колониальным захватам в Северной Африки. Целью итальянского правительства стала аннексия принадлежавших туркам Триполитании и Кирснаики, контроль над которыми позволял Риму усилить присутствие в Западном Средиземноморье.
В конце сентября 1911 г. Италия в ультимативной форме потребовала от Османской империи передать под ее контроль эти территории. Османское правительство отказалось выполнить это требование.
Однако итальянцам не удалось быстро завершить военную кампанию, поскольку они столкнулись с ожесточенным сопротивлением местных арабских племен, которых султанское правительство призвало к борьбе против европейцев. С целью принудить Османскую империю к капитуляции Италия захватила архипелаг Додеканез в Эгейском море и подвергла бомбардировке с моря Бейрут и другие турецкие города. Были также атакованы османские военные укрепления в районе Дарданелл. Тем не менее, султанская Турция продолжала вести войну против Италии и вышла из нее лишь в начале октября 1912г. - после нападения на нее государств-участников Балканского союза. В результате мирного договора, который был подписан 18 октября 1912 г. в Лозанне, Османская империя уступала Италии Триполитанию и Ки-рснаику, но сохраняла за собой Додеканезские острова.
Миссия р. Холдена 1912 г.
Последняя попытка предотвратить военное столкновение двух противоборствующих: блоков была предпринята в 1912 г. Великобританией.
В начале февраля 1912г. в Берлин был направлен военный министр Великобритании Р. Холден, который па встрече с германским канцлером Бетманом-Гольвегом и морским министром А. Тирпицем предложил немцам приостановить запланированную на 1912-1917 п. постройку трех дредноутов. В ответ Лондон был готов вновь вернуться к вопросу о расширении немецких владений в Африке путем раздела португальских колоний. Кайзеровское правительство, однако, отказалось обсуждать проблему морских вооружений до тех пор, пока Великобритания не согласится заключить с Германией договор о нейтралитете в случае возникновения войны одного из этих государств с третьей державой. Холден, в свою очередь, предложил заключить англо-германский договор о ненападении. В результате обе стороны так и остались при своем мнении.
Неудачное завершение миссии Холдена явилось еще одним свидетельством углубления англо-германских противоречий, разрешить которые с помощью переговоров было уже почти невозможно. В обеих странах начался новый этап гонки вооружений.
Балканский союз и Первая балканская война 1912-1913 гг.
Очередное ослабление Османской империи, связанное с целой серией антитурецких восстаний в 1910-х гг., поражением Турции в войне с итальянцами и внутриполитической нестабильностью, явилось причиной решения Санкт-Петербурга предпринять новую попытку принудить султанское правительство изменить режим Черноморских проливов.
В октябре 1913 г. русский посол в Стамбуле Н. Чарыков ознакомил султана с проектом соглашения между двумя монархиями, одна из статей которого предусматривала предоставление русскому военному флоту права свободного прохода через Босфор и Дарданеллы. Однако, несмотря на затруднительное положение Османской империи, турецкое правительство отказалось от заключения нового соглашения о режиме проливов.
Неудачное завершение этой дипломатической инициативы обусловило новую стратегию Российской империи на Балканах, в основе которой было стремление опереться в борьбе с Турцией на молодые балканские государства.
Российское правительство осознавало, что существенное ослабление позиций Турции на международной арене в связи с началом итало-турецкой войны предоставляет Санкт-Петербургу уникальный шанс. В случае полного разгрома султанской монархии можно было вновь предъявить свои претензии на контроль над проливами. Создание Балканского союза способствовало привлечению на сторону Российской империи болгарского государства, правительство которого хотя и восстановило в 1896 г. дипломатические отношения с Россией, однако по-прежнему продолжало ориентироваться скорее на Вену, чем на Санкт-Петербург.
В апреле 1911 г. начались болгаро-сербские переговоры о разделе сфер влияния в Македонии. Именно эта проблема являлась главным фактором, препятствовавшим сближению этих государств. Соглашение было достигнуто лишь через полгода. Главы болгарского и сербского правительств И. Гешов и М. Милованович договорились, о том, что вопрос о разделе Македонии будет решен лишь после окончания войны с Турцией. Тем не менее Сербия признала права Болгарии на большую часть Македонии, однако для окончательного решения этого территориального спора сербский премьер-министр предложил привлечь в качестве посредника Россию. Эта инициатива была весьма негативно встречена в Болгарии, правительство которой справедливо опасалось, что Санкт-Петербург в любом случае выскажется в пользу Белграда. По этой причине в конце 1911 г. переговоры о разделе Македонии возобновились. Тем временем Сербия сумела заручиться поддержкой Франции, правительство которой одобрило создание по инициативе Белграда антитурецкого блока и тем самым в определенной степени укрепило позиции сербов на переговорах с болгарами. Они продолжались вплоть до начала марта 1912 г., и в конечном итоге обе стороны согласились с необходимостью прибегнуть к арбитражу России для установления будущей болгаро-сербской границы в Македонии.
Окончательный текст двустороннего договора был подписан 13 марта 1912г.
Помимо основного текста договора, Болгария и Сербия подписали также секретное приложение к нему, в соответствии со статьей 1 которого они признавали за собой право начать совместные военные действия против Турции в случае нарушения статус-кво на Балканах в результате дальнейшего ее ослабления. 11ри этом о своем решении начать войну против Османской империи союзники в обязательном порядке уведомят Россию и будут ожидать ее поддержки.
Помимо этого, в секретном приложении были зафиксированы результаты переговоров по территориальной проблеме. Согласно статье 2, к Болгарии отходили земли восточнее Родопских гор и реки Струмы, а Сербия присоединяла к своим владениям территории к северу и западу от Шар-Планины. Спорную зону между Родопскими горами, Шар-Планиной, Охридским озером и побережьем Эгейского моря, в случае невозможности превращения ее в отдельную автономную область, планировалось разделить. Окончательная граница между этими двумя государствами должна была быть установлена при посредничестве России. При возникновении каких-либо разногласий по поводу трактовки либо осуществления отдельных статей болгаро-сербского договора балканские союзники также планировали прибегнуть к русскому арбитражу,
В начале мая 1912г. Болгария и Сербия подписали военную конвенцию, в которой определили количество войск, выставляемых в случае войны с Турцией или Австро-Венгрией.
Создание болгаро-сербского военно-политического союза активизировало поведение других стран. В мае 1912 г. к болгарскому правительству с предложением о заключении союзного договора обратилась Греция, которая также рассчитывала на территориальные приращения в случае разгрома султанской Турции. Болгаро-греческий союзный договор был подписан 29 мая 1912 г. Тем временем сербское правительство заключило соглашение с Черногорией.
Помимо этого, участники Балканского союза проинформировали о своих намерениях Великобританию и Францию, где создание антитурецкого блока было встречено весьма благосклонно. Различная внешнеполитическая ориентация его участников позволяла Лондону и Парижу оказать в случае необходимости непосредственное дипломатическое воздействие на страны блока, не прибегая к помощи Санкт-Петербурга. Последнее обстоятельство представлялось очень важным в связи с большой вероятностью выдвижения российским правительством претензий на контроль над Черноморскими проливами, сдерживание которых с помощью отдельных балканских стран давало англичанам и французам уникальную возможность противодействовать политике России, не прибегая при этом к прямому давлению на своего союзника.
Воспользовавшись упорным нежеланием султанского правительства признать свое поражение в войне с Италией, 9 октября 1912г. наиболее агрессивно настроенный участник Балканского союза- Черногория начала боевые действия. На помощь ей пришла Сербия, которую 17 октября поддержала Болгария, а 18 октября в войну вступила Греция. Уже через несколько недель турецкие войска были разбиты, и 3 ноября 1912г. Стамбул обратился к великим державам с просьбой о посредничестве в заключении мирного договора.
В этой ситуации Санкт-Петербург принял решение остановить войну на Балканах, которая в любой момент могла перерасти в общеевропейскую. Российское правительство полагало, что к такой войне страна еще не готова, и поэтому предложило созвать конференцию с участием великих держав, на которой предполагалось обсудить все спорные вопросы, связанные с конфликтом на Балканах. Великобритания и Франция откликнулись на российскую инициативу, однако Германия заявила, что поддержит созыв конференции лишь в том случае, если с этим согласится Австро-Венгрия, правительство которой не торопилось высказать свое мнение.
По совету России Белград отказался от претензий на часть Адриатического побережья.
В работе мирной конференции, которая открылась в Лондоне в середине декабря 1912г., приняли участие представители шести великих держав, стран-участниц Балканского союза и Турции. При этом послы европейских держав и представители воюющих сторон заседали по отдельности. Председателем конференции был избран глава британского МИД Грей.
Уже на первом заседании послов великих держав, которое состоялось 27 декабря 1912 г., было принято решение о создании автономной Албании, которая оставалась под верховной властью турецкого султана, но контроль над ее территорией должны были осуществлять шесть европейских держав. Тем самым участники конференции предоставили Австро-Венгрии гарантию невозможности приобретения Сербией выхода к Адриатическому морю. Однако Вена потребовала от сербского правительства немедленно вывести войска с албанской территории. Белград ответил отказом, заявив, что это станет возможным лишь после заключения мирного договора с Турцией. Позицию Сербии поддержала Россия, и в итоге на Лондонской конференции было принято компромиссное решение, согласно которому сербские войска покинут Албанию, когда этого потребуют все шесть великих держав.
Не менее сложно проходили переговоры между воюющими сторонами. Балканские государства принуждали Османскую империю отказаться практически от всех своих владений в Европе, а также передать победителям весь Эгейский архипелаг. Наиболее решительно была настроена Болгария, которая пользовалась покровительством как России, так и Австро-Венгрии и требовала от Турции Адрианополь. Последняя упорно не желала отказываться от этого города, а также передавать союзникам острова Эгейского моря. В ответ Российская империя пригрозила туркам, что в случае возобновления военных действий она может отказаться от своего нейтралитета. Тем не менее Стамбул по-прежнему не хотел идти на уступки.
Ситуация еще более осложнилось после государственного переворота в Турции 23 января 1913г., в результате которого у власти снова оказались младотурки. Помимо чтого, па стороне Османской империи выступила Германия, пригрозившая России, что выступление ее войск против Турции будет рассматриваться как угроза миру в Европе. Однако 3 февраля 1913 г. балканские страны по собственной инициативе возобновили военные действия против Османской империи. Султанская армия была вновь разбита, и Стамбул запросил мира. В результате 16 апреля было заключено перемирие между Болгарией и Турцией, а через четыре дня к нему присоединились другие страны Балканского союза за исключением Черногории. Вскоре в Лондоне возобновились мирные переговоры.
В ходе второго этапа конференции обозначились еще более глубокие противоречия между различными балканскими государствами и их союзниками из числа великих держав. Так, Греция стремилась провести свою границу с Албанией как можно севернее, что не устраивало Италию, но было очень выгодно Франции. В Париже понимали, что сильная Греция будет надежной гарантией от чрезмерного усиления в Восточном Средиземноморье как Италии, так и России. По этой причине Санкт-Петербург категорически не соглашался передавать грекам часть островов Эгейского архипелага, находящихся вблизи входа в Дарданеллы. Примечательно, что мнение России по данному вопросу полностью совпадало с позицией Османской империи. Воспользовавшись этими разногласиями, Рим фактически отказался выполнять условие итало-турецкого мирного договора 1912 г. о возвращение туркам Додеканезских островов, мотивируя это отсутствием политической стабильности в этом регионе. Помимо этого, европейским державам понадобилось оказать существенное дипломатическое давление на Черногорию для того, чтобы заставить последнюю согласиться с передачей города Скутари Албании и не провоцировать новый конфликт на Балканах.
Мирный договор между балканскими странами и Турцией был подписан лишь 30 мая 1913 г.