Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
kitay.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
592.38 Кб
Скачать

Глава III. Реформирование китайских вооруженных сил 1895-1911 гг.

Преобразования китайской армии в период после окончания японо-китайской войны 1894-95 гг. и до Синьхайской революции 1911 г. состоит из нескольких этапов. Преобразования в китайской армии начались сразу после завершения войны, но позорные условия мира вызвали народное движение, получившее название «движение за реформы» апогеем которого стал приход к власти Кан Ювэея и его сторонников получивший в истории название «ста дней реформ». Но консервативные силы во главе с Цыси одержали верх над сторонниками реформы, и все решения реформаторов особенно, что касается армии и остальных вооруженных сил остались только на бумаге. Однако в январе 1901 г. под прямым влиянием иностранных держав, в результате Боксерской войны получивших еще большую власть над Китаем, этот период в истории получил наименование «новой политики»

1. Преобразования китайских вооруженных сил после окончания японо-китайской войны 1894-95 гг. И в период «ста дней реформ».

Провал политики «самоусиления» вызвал у части китайского общества потребность в проведение более радикальных реформ. Толчком к новому «движению за реформы» послужило подписание позорного для Китая Симоносекского мирного договора с Японией в апреле 1895 г. Первые шаги к преобразованиям начались сразу же после окончания японо-китайской войны 1894-95 гг. Сознание превосходства японской армии, организованной и обученной по тогдашнему германскому образцу, заставило некоторых китайских и маньчжурских сановников последовать примеру своего восточного соседа. Уже во второй половине 1895 г. Чжин Чжи-дун, наместник провинции Цзянсу, Цзянси и Аньхуэй, сформировал в районе Наньцзина бригаду новых войск в составе 8 батальонов пехоты, 2 эскадронов кавалерии, 2 батальонов артиллерии и одного батальона инженерных войск. Во главе боевых п одразделений бригады, получившей название Цзыцзянцзюнь - Армия самоусиления – были поставлены немецкие инструкторы. В этом же году бригада новых войск (в составе 3 000 пехотинцев, 1 000 артиллеристов, 250 кавалеристов и 500 саперов) была сформирована Ху Юй-фэнем в районе Тяньцзиня. В декабре 1895 г. командование этой бригадой перешло в руки бывшего резидента в Корее Юань Ши-кая., изложившего цинскому двору свой план организации и обучения войск по германскому образцу. Благодаря материальной помощи цинского правительства численность этой бригады (которая стала называться Синьцзянь луцзюнь - Новая армия) вскоре достигла 7 000; солдат набирали путем тщательной вербовки из сельских жителей провинции Чжили, Шаньдун, Аньхуэй и Цзанси. В 1896 г. Чжан Чжи-дун после назначения на пост наместника провинции Хубэй и Хунань сформировал в Учане еще два батальона новых войск. Новые войска были устроены по образцу, напоминавшему прусский, между тем как «обученные войска» по своей структуре почти не отличались от старых формирований (в частности, от войск Зеленого знамени). В отличие от «обученных войск», которые преимущественно занимались строевой подготовкой, новые части под командованием Чжан Чжи-дуна, Юань Ши-кая и других военачальников знакомились с европейской тактикой.

Поражение в японо-китайской войне дало новый толчок колониальной экспансии иностранных держав в Китае. Опасность раздела страны Западными державами, а также движение либеральных кругов молодой китайской буржуазии и части помещиков в пользу реформ вынудили цинский двор пойти на некоторые преобразования. Само движение за реформы началось за долго до поражения в войне с Японией, уже в 1891 г. публикуется один из трудов идеологов движения Канн Ювэя «Исследование о поддельных классических канонах Синьской школы». Но именно подписание Симоносекского договра подтолкнуло сторонников этого движения к активным действиям на определенном этапе истории Китая приведших их к власти. Этот период нахождения у власти реформаторов во главе с Канн Ювэем (идеологом движения) и императором Гуансюнем получивший название «Ста дней реформ». Он начался 11 июня 1898 с издания маньчжурским императором Цзай Тянем (название годов правления — Гуаисюй) указа «Об установлении основной линии государственной политики» и окончился 21 сентября того же года, когда вдовствующая императрица Ехонала (Цыси) произвела дворцовый переворот и отменила реформы. Продолжался фактически 103 дня. Необходимо отметить, что относительно иностранного опыта идеологи «Ста дней реформ» с охранили идеи политики «самоусиления». Этот период также ознаменовался широким обсуждением в печати мер, способных поднять обороноспособность страны. Предложения сторонников реформ, возглавляемых Канн Ю-вэем и Лян Ци-чао, частично нашли свое отражение в императорских указах. В этих указах, в частности, предлагалось сократить старые формирования и за счет их образовать новые войска, организованные и обученные по европейскому образцу, построить новые заводы по производству боеприпасов и оснастить новые войска современным скорострельным оружием, отменить традиционную систему военного образования и организовать военное обучение среди гражданского населения и т.д. 118

Осуществление этих преобразований (при всей декларативности самих указов), безусловно, могло бы укрепить обороноспособность страны, однако большинству из них, как и многим другим реформам, суждено было остаться на бумаге из-за политической реакции, наступившей после дворцового переворота и прихода к власти императрицы Цыси. Что же касается восьмизнаменных войск, то благодаря прочным позициям сторонников Цыси в военном руководстве в столичной провинции, в этот период был сформирован из знаменных 10-тысячный корпус, обученный по европейской системе и вооруженный оружием современных иностранных систем. Кроме организации этого корпуса (в основном за счет частей «Шеньцзиина») известное внимание было обращено на переобучение и перевооружение отдельных отрядов столичных восьмизнаменных войск.

Придя к власти Цыси восстановила некоторые изжившие себя институты, приспособив их к новой обстановке. Серьезным шагом назад явилась реставрация с небольшими изменениями старой системы военного образования с ее традиционными видами экзаменов119. Однако при Цыси были приняты некоторые меры военной предосторожности в отношении растущей экспансии иностранных держав. Особое внимание было обращено на оборону провинции Чжили, где все войска по распоряжению Цыси были переданы под командование Жун Лу120. Этому маньчжурскому сановнику вменялось также в обязанность наблюдение за деятельностью военного ведомства (бин-бу), во главе которого стал также маньчжур Ган И. В декабре 1898 г. Цыси одобрила план создания Северной армии, в состав которой, кроме ранее сформированных четырех корпусов Юань Ши-кая, Не Ши-чэна, Дун Фу-сяна и Сун Цина, вошел 10-тысячный корпус, набранный исключительно из знаменных, под командованием Жун Лу. Создание Северной (или бэйянской) армии, обученной по европейскому образцу и вооруженной новейшим оружием, вызывалось не только потребностями обороны столицы от внешнего врага, но и, как справедливо отмечали современники, корыстными интересами правящей маньчжурской клики. По этому поводу русский посланник М.Н. Гирс, в донесение от 16 (4) февраля 1899 г., сообщал об увеличение численности войск в районе Пекина: «Столь значительное скопление военных сил в ближайшем соседстве столицы объясняется не только желанием императрицы оградить Пекин от неприятельского нашествия в случае международных осложнений, но и стремлением ее обеспечить себя от возможной «революции» в самой столице при имевшемся в виду решений вопроса об участии богдыхана» 121. В отличии от войск Чжан Чжи-дуна и других провинциальных лидеров Северная армия находилась под непосредственным контролем цинского правительства, которое опускало на ее содержание и вооружение, значительные суммы (Согласно смете, утвержденной императрицей, ежегодный расход на содержанеие 10-тысячного корпуса под командованием Жун Лу составлял 400 млн. лян, причем в случае надобности Жун Лу мог использовать на нужды этих войск деньги, предназначенные для арсенала в Фучжоу).122

Общая численность китайской армии на данный период приводится Э. Гессе-Вартег в своей работе опубликованной в конце ХIХ в. «Китай и китайцы. Жизнь, нравы и обычаи современного Китая» приводит данные о численности войск «зеленого знамени» равной 650 000 чел., а численность восьмизнаменных – 105 000 чел123. А согласно «Русскому календарю Суворина на 1899 г.» вооруженные силы Китая на данный период имели следующие структуру и численность: пекинский полевой отряд – численностью 15 000 чел.; обученные восьмизнаменные – 42 000 чел.; люцзюнь (полевые) собственно Китая – 209 000 чел.; юны (вербованные) - 209 000 чел.; новые войска в Маньчжурии – с запасом 45 000 чел.; обученные Новой линии – 8 000 чел. Всего 415 000 чел124.

Не смотря на всю деятельность, предпринятую в целях укрепления армии, перевооружение, увеличение численность боеспособных частей обученных европейскому строю, в китайской армии оставались все те же проблемы, решение которых без коренной ломки социально-экономической и политической систем было не возможно. Движение за реформы пришедшее к власти в период «ста дней реформ» не смотря на прогрессивность своих идей проиграло и было отстранено от власти, а все их решения в т.ч. и те что могли способствовать спасению маньчжурской династии остались только на бумаге. Маньчжурское правительство, желая укрепить подконтрольные им восьмизнаменные войска, само того не желая, создавало систему зависимости этих войск от личности их командующего, чем предопределило появление милитаристских клик в последствие приступивших к борьбе за власть. Незавершенность реформ, провал попытки руководства страны сделать ставку на консервативно-патриотические силы и внутренние проблемы привели к тому, что цинскому правительству пришлось вернуться на путь реформ.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]