
- •Китайская армия во второй половине XIX – начале хх века
- •Введение
- •Глава I. Состояние китайских вооруженных сил на начало периода реформ
- •1. Организация вооруженных сил, их численность и комплектация
- •2. Вооружение, обмундирование и снаряжение
- •3. Командный состав
- •Глава II. Реформирование китайских вооруженных сил в 1860-1894 гг. - период «самоусиления».
- •1. Помощь иностранных государств в преобразовании китайских вооруженных сил
- •2.«Самоусиление»
- •Глава III. Реформирование китайских вооруженных сил 1895-1911 гг.
- •1. Преобразования китайских вооруженных сил после окончания японо-китайской войны 1894-95 гг. И в период «ста дней реформ».
- •2. Реформирование китайских вооруженных сил в 1901 -1911 гг. - период «новой политики».
- •Заключение
- •Приложение 1
- •Приложение 2 Состав военных чиновников Цинской империи в XIX в.
- •Приложение 3 Основное жалование (таэли) чиновников Цинн на 1880 г.
- •Приложение 4 Экстраординарные доходы (тыс. Таэлей) чиновников в Цинн
- •5БКомандующий
- •Приложение 5 Численность чиновников в Цинн (1880) по рангам
2. Вооружение, обмундирование и снаряжение
Боеготовность войск и зеленого знамени и восьмизнаменных была очень невелика. Отсутствие строгой дисциплины и достаточной выучки усугублялось отсталой военной техникой. Вооружение войск, расположенных на севере империи отличалось от оружия, употребляемого на юге. На севере использовалось больше конницы, вооруженной луком и стрелами («лошади их дурны и малорослы»40 и многими европейцами, не смотря на свою знаменитую выносливость, считались не пригодными для кавалерии современного уровня, т.е. уровня европейской кавалерии из-за своего малого веса и низкого роста), иногда даже встречались войны в латах из полированной стали, похожие на рыцарей средневековья. На юге конницы использовалось меньше.
Китайские офицеры (военные чиновники) обыкновенно были вооружены тесаком с короткими и узкими клинками, ножны которых покрывались причудливыми украшениями. Тесак прикреплялся с правого бока, чтобы не мешать носить колчан за левым плечом, колчан изготавливался из кожи и украшался в соответствие с чином. Стрелы использовались различной величины и назначения, некоторые оканчивались шариком с несколькими сквозными отверстиями, сработанными, для того чтобы стрела в полете производила свист, поражавший ужасом ряды неприятеля. Для стрел выбирались самые блестящие перья, причем перья фазанов использовали исключительно офицеры. Только офицерам дозволялось носить парчовое, шелковое и расшитое шелком платье. В зависимости от их степени и времени года следовало одевать строго определенную одежду украшенную мехом строго определенного животного41.
Р
ядовые
солдаты были вооружены щитами, ружьями,
копьями, луками, стрелами и тесаком
носимом на левом бедре, но эфесом назад
и вынимаемым также сзади. Щит состоял
из камышового (бамбукового) круга, на
наружной стороне которого изображался
воин или вернее демон «с огромными
глазами и ртом и страшною образиной»,
иногда на щитах изображается тигр или
дракон, один вид которого должен был
привести в трепет неприятеля. Щит,
конечно же, пробивался пулею, но удар
копья или тесака выдерживал.
Ружья китайцы в то время использовали фитильные самой грубой отделки (см. приложение), которые считались европейцами для китайского солдата не менее опасными, чем и для их неприятеля. Патроны к ним носились в футляре из бумажной материи или из кожи, в котором размещены от 14 до 16 деревянных трубочек в каждую из которых помещался один заряд. Ружья использовались различной длины, ложа которых большей частью покрывались красной краской, а ствол крепился к ложу медными скобами, спуск у подобных конструкций располагался почти на конце приклада, что не позволяло упирать ружье в плечо и тем самым значительно снижало меткость самой стрельбы. Вес китайского солдатского ружья был практически таким же, что и у европейского пехотного ружья, но оно не имело ни штыка, ни плечевого упора.
Арсенал копий так же был представлен очень широко (см. приложение): в виде пик, алебард и широких бердышей, отточенных только с одной стороны. Пики изготавливались из бамбука и имели длину 3,5 метра, очень гибкие, украшались кистями от наконечника через фут до самого места удержания копья. Наконечник копья обычно трех или многогранен. На пики также крепились и все знамена. Европейцы считали, что эти копьями могут нанести ужасные раны, но ими трудно действовать т.к. они чрезмерно длинны и тяжелы42. Любимое оружие китайского солдата считался лук, тетивой которому служи шнурок из шелковых нитей, лук натягивался посредством костяного кольца одеваемого на большой палец. Лучшие стрелки получали награды, например, право, посмотреть на лицо императора (обычно китайцы должны кланяться в землю лицом когда он проходит мимо, поэтому награда считается довольно значимой). Двойной тесак, по мнению европейцев, оружие довольно странное, но не страшное, так как его эффективного использования, например в период опиумных воин им увидеть не пришлось (европейцы не подпускали противника и не вступали с ним в рукопашный бой). Тесак состоял из двух клинков с рукоятками в одних раздвоенных ножнах. Обычно солдат держит по тесаку в каждой руке и так наступает на неприятеля. Все холодное оружие, по свидетельствам очевидцев, находилось в ужаснейшем состояние: грязное и заржавленное, «некоторые экземпляры едва блестели»43, изготавливалось из стали низкого качества, а иногда было и просто декоративным: наконечниками копий изготовленными из дерева и окрашенные серой краской под цвет метала или саблями вырезанными из листового железа44.
Китайская артиллерия
была не лучше ружей (см. приложение),
хотя представлена в большем количестве.
Необходимо отметить, что китайцы еще
за несколько столетий до европейцев
использовали порох для метания снарядов45,
но все же «они остались плохими
артиллеристами»46.
«Последняя война с англичанами доказала
совершенное невежество китайцев в
артиллерийском деле и в обороне
крепостей»47.
Китайские крепостные орудия были
чрезвычайно тяжелы, относительно своего
калибра, но, несмотря на толщину стен,
они часто разрывались из-з
а
длительного использования и неумения
китайских артиллеристов определять
количество пороха в заряде. Умение
обращаться с орудиями в китайской армии
было так низко, что английские корабли
часто проходили на расстояние ружейного
выстрела мимо грозных на вид батарей
совершенно не получая повреждений. Е.
Ковалевский в своем «путешествии в
Китай» приводит описание маневров
восьмизнаменных войск основанное на
л
ичных
наблюдениях: «Надо знать, в чем состоит
главный осмотр артиллерии… Привезенные
на поле пушки увязывают веревками; иные
- просто к брусьям, положенным плашмя,
иные к лафетам, если только можно назвать
лафетами… уродливые одноколки, колеса
которых до половины врываются в рыхлую
землю, чтобы откат не был очень силен;
потом начинается пальба, продолжающаяся
в течение нескольких дней с той целью,
чтобы пригнать орудия против установленных
в нескольких саженях мишеней; все это
делается без диоптра на глаз… Наконец,
после долгих опытов, наводят орудия,
увязывают их окончательно. Заряжают и
ждут осмотра»48.
В отношение китайских укреплений европейцы видели «ту же неопытность, то же отсутствие правил». Китайские форты и крепостицы зачастую были расположены очень неудачно совершенно не используя преимущества местности: если форт возводился на холме то стены ставились у его подножия открывая вражескому огню весь внутренний двор или форты ставились не на островах защищавших вход в гавань, а на берегу, потому как так будет проще отступать, если враг займет форт. Каменные стены по европейским меркам были возведены отлично, значительной толщины и «издали представляли значительный вид», но амбразуры были в них расположены так, что артиллерийскую стрельбу можно было вести только в одном направлении. Кроме того, многие форты были вооружены толь с одной стороны, а с трех остальных сторон на стенах не было пушек, поэтому овладеть или было очень легко49. Стены которыми были обнесены города, находились зачастую в таком состоянии, что вовсе не могли служить защитой. Они строились из кирпича или камня, но все сколько-нибудь значительные города были окружены предместьями, непосредственно примыкающими к городской стене, из-за чего любые действия крепостной артиллерии становятся невозможными.
Одежда солдат была очень проста, ее составляли красная куртка с белою каймою или голубая куртка с красною каймою50 и шаровары из голубой бумажной материи, очень широкие доходящие до лодыжки и башмаки на толстой подошве. У каждого солдата на спине и на груди изображены название полка и иероглиф юнь – храбрый. А также остроконечная шляпа плетеная из бамбука, украшавшаяся в некоторых частях красным султаном из конских волос. Когда китайский солдат вне службы снимал шляпу и куртку, он становился совершенно неотличимым от простого жителя Китая, по этой причине англичане, во время опиумных воин, вошедшие в города по этой причине не могли преследовать солдат сбросивших мундиры на месте битвы. Простым войнам разрешалось использовать на пошив платья китайку или бумажные ткани, тонкий шелк и мех волка, лисицы, барана или таких же дешевых шкур. Обмундирование императорских (восьмизнаменных) войск несколько отличается от обмундирования провинциальных войск «зеленого знамени». Их мундир состоял из белой, доходящей до колена и похожей на ночную, рубахи, поверх которой надевалась кофта-безрукавка цвета данного знамени. Того же цвета носились и шаровары, засунутые в короткие голенища войлочных сапог. Головные уборы украшались двумя беличьими хвостами. На параде в специальные футляры носимые солдатами на спине вставлялись флагштоки маленьких флагов соответствующие знамени. Амуницию воинов также дополняют табачные трубки и веера.
Мы видим, что вооружение китайской армии к середине ХIХ века безнадежно устарело и находилось на уровне средневековья. Противостоять с таким вооружением иностранным интервентам было невозможно.