Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
П-Л 8 (лекции).doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.16 Mб
Скачать

Тема 4. Производство речи

Ключевые слова: производство речи, речевые ошибки, стохасти­ческая модель, анализ по непосредственно составляющим, транс­формационная грамматика, внутренняя речь

1. Теории происхождения речи

В отношении происхождения речи в филогенезе нет единого реше­ния. Предполагается, что язык зародился более 50 тысяч лет назад, но никаких точных свидетельств этого не имеется. Парижское лингвисти­ческое общество ещё в 1865 г. запретило рассмотрение любых гипотез о происхождении языка как «бесполезных» и «непродуктивных», а пре­зидент Лондонского филологического общества в 1873 г. даже заявил: «Я считаю, что подобные вопросы не относятся к собственно филоло­гическим».

Согласно отечественной теории деятельности речь возникла в про­цессе труда, т.е. в процессе воздействия на предмет. В частности, пред­полагается, что в коллективном труде действия отдельного человека может не соответствовать ведущему мотиву деятельности. Так, один из группы охотников, вместо того чтобы ловить животное, должен был отпугивать его от себя, чтобы загнать в яму. Возникало действие,

противопоставленное по значению деятельности, но связанное с ней общим мотивом (смыслом). Но в результате использования речевых знаков человек получал возможность координировать действия членов трудового коллектива и даже более — человек мог уже не совершать трудовое (физическое) действие, а совершать только речевое. Тем са­мым речевое.действие стало замещать физическое, реальное действие и выполнять функцию воздействия на другого человека.

2. Модели производства речи

Модель — это конструирование объекта по существенным при-знакам. В психолингвистике существуют несколько моделей производства речи.

Первоначально модели производства речи (speech generation, speech production) были по своей сути моделями последовательной обработки. Они предполагали, что человек переходит к каждой очередной степени после завершения работы на предыдущем уровне'. Лишь впоследствии появились модели параллельной переработки речевой информации. Они основывались на признании возможности одновременной переработки речи на многих уровнях.

Характерно, что сначала говорилось о сообщении, затем о грамма­тически правильном предложении, а позднее — о высказывании. От­метим попутно, что в отечественной психолингвистике термин «пред­ложение», являющийся по сути лингвистическим, практически не упо­требляется. Заметим также, что в последнее время всё чаще говорят о дискурсе как о речевом высказывании, предполагающем говорящего (автора), слушающего, (адресата), а также наличие у первого намере­ния повлиять на второго с помощью речевых средств.

3. Стохастическая модель производства речи

Стохастическая модель была предложена в 1963 г. Дж. Миллером и Н. Хомским, которые исходили из того, что язык может быть описан как конечное число состояний. Они считали, что речь можно описывать как такую последовательность элементов, где появление каждого ново­го элемента речевой цепи зависит от наличия и вероятности появления предшествующих элементов.

К примеру, утверждалось, что «каждый пятый элемент имеет веро­ятность появления, зависимую от появления четырёх предшествующих элементов». Это была попытка описать последовательность языковых элементов с помощью статистических процедур. Однако, согласно этой теории, для того чтобы обучиться производить речь последовательно («слева направо»), ребёнок должен прослушать огромное количество — 2100 — предложений на родном языке, прежде чем сам сможет произ­водить высказывания. Критики этой теории отмечали, что для этого не хватит и десяти жизней.

4. Модель непосредственно составляющих

Метод анализа речи по непосредственно составляющим (constituent analysis) также связан с именами Миллера и Хомского. Предполага­лось, что речь человека строится на основании ядерных предложений, которые, в свою очередь, состоят из непосредственно составляющих их элементов. Например, фраза (54) строится из ряда элементов (50-53):

  1. (Вор) (был) (умен).

  2. (Вор) (был) (молод).

  3. (Судья) (был) (мрачен).

  4. (Судья) (сурово наказал) (вора).

  5. Умный молодой вор был сурово наказан мрачным судьей.

В совокупности эти простые (ядерные) предложения и составля­ют сложное предложение. Предполагается, что порождение идет слева направо и снизу вверх(57 —» 56 -» 55).

  1. Мальчик бросил мячик.

  2. Он бросил это.

  3. Он действовал.

5. Трансформационно-генеративная грамматика

Н. Хомского

Ноам Хомский предложил теорию, которая стала называться транс-_ формационной грамматикой (или трансформационно-генеративной грамматикой). По мнению Хомского, язык — это не набор единиц язы­ка и их классов, а механизм, создающий правильные фразы. Синтаксис Хомский определял как учение о принципах и способах построения предложений. «Грамматика языка L, — писал он, — представляет со­бой механизм, порождающий все грамматически правильные последо­вательности L и не порождающий ни одной грамматически неправильной». Так, бессвязный набор слов (58 или 59) запомнить труднее, чем осмысленную грамматически правильную фразу (60).

(58) pie little blue mud make eye girl was

кулич маленький голубой песок делать глаз девочка

  1. The little pie with mud eyes was making a blue girl. Маленький кулич с песочными глазами делал голубую девочку.

  2. The little girl with blue eyes was making a mud pie. Маленькая девочка с голубыми глазами делала кулич из пес-­ ка.

Поток слышимых нами звуков становится осмысленным только то­гда, когда мы «знаем» (пусть неосознанно) грамматику данного языка.

По мнению Хомского, система правил . существует как способность порождать и понимать бесконечное число предложений: При этом грам­матически правильными могут быть и бессмысленные предложения. Так, бывают предложения, хотя и бессмысленные, но грамматически правильные (61), а бывают неправильные и па смыслу, и грамматиче­ски (62).

  1. Colorless green ideas sleep furiously. Бесцветные зелёные идеи яростно спят.

  2. Furiously sleep ideas colorless green. Яростно спят идеи бесцветны зеленце.

В рамках трансформационного анализа существует представление о поверхностной и глубинной структуре предложений. Поверхностная структура — та, которую мы слышим или читаем. Глубинная структура связана со смыслом. Есть предложения, где разная поверхностная, но одинаковая глубинная структура (63 и 64), а есть фразы, которые, обладая одной поверхностной структурой (65), имеют две глубинные семантические структуры (66 и 67).

  1. Полиция разогнала демонстрацию.

  2. Демонстрация разогнана полицией.

  3. Его арест.

  4. Он арестован.

  5. Он арестовал.

Трансформационный анализ — это анализ синтаксических структур

путём их преобразования из поверхностных в глубинные. Предполага- ется, что если, допустим, человек хочет произвести предложение (68), в котором есть две глубинные структуры (68 и 69), то он производит ряд операций по переводу этих глубинных структур в поверхностные. В данном случае (68) человек, по Хомскому, последовательно заменя­ет вторую группу подлежащего словом который (человек, который мудр, честен); опускает который (человек мудр честен); переставляет человек и мудр (мудр человек честен); заменяет краткую форму прилагательного мудр полной — и таким образом получает необходи­мую ему поверхностную структуру.

  1. Мудрый человек честен.

  2. Человек честен.

(70) Человек мудр.

Повторим, что глубинная структура формирует смысл предложения. а поверхностная — является звуковым или графическим воплощением

этого смысла.

Аналогичным образом, для того, чтобы построить пассивную кон­струкцию (72), надо знать, как устроена активная (71). Если типичное ядерное предложение имеет структуру: ni -Vnepex. -№ винит, (где N — существительное, Vпереходный глагол), то пассивная конструкция устроена иначе: N2 именит. – КВОЗВР. - Nтворит, (где N — существитель­ное, V — возвратный глагол). Это предложение уже не ядерное, оно получено путем операции трансформации, которая Хомским названа операцией пассивизации (из ядерной активной структуры).

  1. Рабочие строят дом.

  2. Дом строится рабочими.

Генеративная грамматика содержит набор правил, позволяющих опи­сать глубинную структуру предложения и создать на её основе мно­жество синтаксически правильных поверхностных вариантов. Хомский вводит ряд правил перехода глубинной структуры в поверхностную

(правила подстановки, перестановки, произвольного включения одних элементов, исключения других элементов), а также предлагает_26_пра-вил трансформации (пассивизация, субституция, пермутация, негация, адъюнкция, эллипс и др.). Всё это в совокупности и представляет, согласно трансформационно-генеративной теории, врождённую способ­ность к производству языка.

По Хомскому, ребёнок, слыша (воспринимая) «исходные языковые данные», анализирует их и вскрывает синтаксические структуры. Он пишет: «Чтобы овладеть языком, ребёнок, следовательно, должен обладать, во-первых, лингвистической теорией, которая задаёт форму грам­матики любого возможного человеческого языка, и, во-вторых, страте­гией выбора грамматики соответствующего вида, которая совместима с исходными языковыми данными».

Теория Хомского стимулировала огромное количество эксперимен­тальных исследований и оказала решающее влияние на формирование американской психолингвистики. В отечественной науке эта теория подвергалась значительной критике преимущественно в своей теоре­тической части. Но не принимался, по сути дела, сам формальный под­ход к языку, когда языковые факты объясняются аксиомами, которые формулирует сам исследователь.

6. Теория уровней языка

Первоначально Ч. Осгуд описывал процесс человеческой коммуни­кации так, что он совпадал в основных моментах с описанием техни­ческой коммуникации. Но при описании процесса порождения речи он выступает уже не как механицист, а скорее как психолог. В его кни­ге «Психолингвистика— 54» рассматриваются проблемы порождения и восприятия речи на базе так называемой теории уровней языка.

Предлагая теорию уровней языка, Чарлз Осгуд полагал, что в про-ugcce речепроизводства (кодирования Речи) существуют четыре уровня.

1. Мотивационный уровень (motlvationa Nevel). Единицей уровня мотивации является .предложение в широком неграмматическом пони­- мании. На этом уровне говорящим принимаются решения общего ха-­ рактера:

а) говорить или не говорить;

б) если говорить, то в какой форме — утверждение, вопрос, прика-­ зание;

в) если форма выбрана, то какими средствами воспользоваться для её выражения в предложении — например, выбрать активную или пас­- сивную форму;

г) что выделить логическим ударением, какие выбрать модели ин-­ тонации.

2. Семантический уровень (semantic level). На этом уровне гово- рящий поочередно выделяет в предложении определённые_последова-

тельности.Они соотносятся с классом непосредственно составляющих (традиционно выделяемым в аме­риканской дескриптивной лингвистике). А по Осгуду, любое предложение может быть разбито на единицы кодирования. Причем эти еди­ницы — не конкретные слова, а функционально-семантические классы (73). Так, к примеру, представление о молодом человеке с рюкзаком за плечами — одна единица с точки зрения семантического уровня о порождения речи. Она может заполняться разными словами, но это — единица функционального класса. (73) Талантливый художник — рисует интересную картину

3. Уровень последовательностей (sequentional level). На этом уровне единица — слово, но не как семантическая единица, а как фонетиче-­ ское слово. В процессе кодирования на этом уровне последовательно-­ стей действуют следующие механизмы:

а) распознавание звуковых последовательностей (backward-working skill modification);

б) определение длины отрезков (length of junctures) так, чтобы ин-­ тервалы между словами были больше, чем интервалы внутри слов даже на границе морфем;

в) механизм грамматических последовательностей (grammatical se­ quencing mechanisms)/которые имеют дело с «большими сегментами».

4. Интеграционный уровень (integrational level), где в качестве еди-­ ницы выступает слог. На этом уровне действуют моторные механи-змы кодирования, и происходит звуковое оформление проработанного вы­ сказывания.

Предложенная модель является первой попыткой в общем виде представить процессы порождения речи.