
- •Чому вивчення науки перетворилося в наш час на нагальну потребу? Як це відобразилося у спробах створити наукознавство?
- •Чому в наш час з наукою пов’язані і страхи і надії людей?
- •Чому п. В. Копнін заперечував можливість створення наукознавства як окремої науки? Чи з усім в його аргументації Ви згодні?
- •Чи можливі «комплексні науки»? Чи можна ототожнити комплексну науку з комплексним вивченням проблеми?
- •Як виникають окремі науки за п. В. Копніним? Як формуються їх предмети?
- •В чому специфіка соціологічного вивчення науки?
- •В чому специфіка логічного вивчення науки?
- •Що таке знання за п. В. Копніним? Чи можна будь-яке знання звести до наукового знання?
- •Що таке ідея як форма мислення? Який вона має стосунок до існування знання?
- •Чи можна вважати знання відображенням дійсності і в якому сенсі?
- •В якому сенсі знання можна вважати формою діяльності суб’єкта?
- •Як знання набувають предметного характеру? Яка роль мови в цьому процесі?
- •Чому сучасну науку можна вважати суспільним виробництвом?
- •Чи можна вважати, що досвід формує зміст наукових понять? Аргументуйте свою точку зору?
- •Які знання про науку дає філософія? Як вони можуть впливати на розвиток науки?
- •Дайте визначення мислення. В чому між мисленням і працею п. В. Копнін знаходив ізоморфізм?
- •Що таке філософські категорії? Яка їх роль в науковому мисленні?
- •Порівняйте між собою системи категорій Аристотеля, Канта і Гегеля.
- •Функції філософських категорій в науковому мисленні.
Що таке філософські категорії? Яка їх роль в науковому мисленні?
Категория-анализ наиболее общих понятий, на основе которых происходит процесс мышления.
Аристотель. Опираясь на предшествую¬щий опыт философской мысли, он выделил эти наиболее общие понятия и назвал их категоріями.
мышление реально существует в форме языка, поэтому язык, или, если так можно выразиться, речение, служил
для него эмпирическим фактом, который он сделал исход¬ным для анализа категорий. Аристотель писал: «Из слов, высказываемых без какой-либо связи, каждое озна¬чает или сущность, или качество, или количество, или от¬ношение, или место, или время, или положение, или обла¬дание, или действие, или страдание»
Порівняйте між собою системи категорій Аристотеля, Канта і Гегеля.
категории у Аристотеля—самые общие роды высказывания, это то, о чем может быть наша речь, т. е. самое общее предметное содержание мышления. Философия по своей сути представляется Аристотелю как анализ категорий, и «Метафизика» Аристотеля пример тому. Она содержит философский анализ таких категорий, как сущность, материя, форма, возможность, действительность, движение, количество, противоречие и т. п. Эти категории свидетельствуют о том, как глубоко проникла античная мысль в понимание всеобщих понятий, характеризующих предметный мир.
Аристотель не ставил вопроса о числе категорий и четко не выдвигал задачу их систематизации. В трак¬тате «О категориях» перечисляется 10 наиболее общих понятий. Но в «Метафизике» и других произведениях он подробно анализирует не все эти категории и не только их; например, большое место в работах Аристотеля за¬нимают понятия материи, формы, движения, не вошедшие в число 10 категорий. Это свидетельствует о том, что, ви¬димо, для Аристотеля проблема числа категорий не была существенной, а также об ограниченности принятого им принципа выведения категорий из форм высказывания.
Другой подход был у Канта, взявшего в качестве ис¬хо ис¬ходного момента для вычленения категорий не речь, а суждение. Логика к тому времени уже классифицировала суждение, определив 12 их видов. По мнению Канта, в основе каждого из них лежит своя категория: единство, множество, всеобщность, реальность, отрицание, ограни¬чение, субстанция и акциденция, причина и действие, взаимодействие, возможность и невозможность, сущест¬вование и несуществование, необходимость и случайность. Мысль Канта, что при выделении категорий надо исхо¬дить из мышления и его форм, верна и является шагом вперед в логике, но у него категории выступают в виде замкнутой системы (таблицы), определяющей формы су¬ждений и не подлежащей развитию и обогащению. Полу¬чается, что мышление затерто этими категориями и не способно перейти к другому, не определяемому ими со¬держанию.
Гегель сделал существенный шаг вперед, взяв за ос¬нову не формы суждений, а всю сферу мышления со сто¬роны его предметного содержания. Категории выступают не формой застывшего знания, а ступенями в движении мышления, способами раскрытия его объективного со¬держания. Поэтому, хотя гегелевская логика и является замкнутой системой, но, во-первых, она не таблица кате¬горий, а система, в которой одна категория следует за другой; во-вторых, она не замыкает мышление в неболь¬шое число категорий, а через многообразие их выявляет богатство содержания процесса мышления.