
- •1) Вещества, активирующие α- и β-адренорецепторы (α- и β-адреномиметики)
- •2) Вещества, активирующие преимущественно α-адренорецепторы (α-адреномиметики)
- •3) Вещества, активирующие преимущественно β-адренорецепторы (β- адреномиметики)
- •1) Симпатомиметики с преимущественно периферической активностью
- •2) Адренергические вещества, преимущественно угнетающие нейрональный или экстранейрональный захват катехоламинов
- •3) Адренергические вещества, преимущественно угнетающие ферментативный распад катехоламинов
- •I. Антиадренергические средства прямого типа действия (блокаторы адренорецепторов, адреноблокаторы):
- •II. Антиадренергические средства непрямого типа действия (симпатолитики)
- •1) Вещества, блокирующие α- и β-адренорецепторы
- •3) Вещества, блокирующие β-адренорецепторы
2) Адренергические вещества, преимущественно угнетающие нейрональный или экстранейрональный захват катехоламинов
Наряду с эфедрином, реализующим своё непрямое адреномиметическое действие в основном за счёт высвобождения норадреналина из нервных окончаний, ряд адренергических средств оказывает его путём влияния на другие процессы, протекающие в адренергическом синапсе.
С формальной точки зрения не всегда эти препараты можно назвать классическими симпатомиметиками (т.е. веществами, подобными эфедрину), так как не все из них в организме вызывают типичные периферические адреномиметические (симпатомиметические) эффекты, характерные для активации симпатической нервной системы. Например, ингбиторы МАО на АД могут повлиять по-разному. С одной стороны, повышая уровень норадреналина и адреналина в крови, они увеличивают АД, с другой – за счёт угнетения сосудодвигательного центра снижают АД. Как полагают, их гипотензивная активность может быть связана и с уменьшением высвобождения норадреналина из адренергических нервных окончаний. У ряда веществ (например, трициклических антидепрессантов) способность увеличивать содержание норадреналина в синаптической щели в качестве механизма лечебного эффекта реализуется не на периферии, а в ЦНС.
Одним из процессов в адренергических синапсах, за счёт влияния на который можно оказывать симпатомиметическое действие, является обратный захват катехоламинов. Активный захват в нейрональную ткань (обратный захват) и захват в экстранейрональную ткань (мышечные, железистые и другие клетки) лимитируют действие высвобожденного норадреналина. Блокада обоих видов транспорта повышает концентрацию действующего на рецепторы медиатора и вызывает непрямые адреномиметические эффекты.
При приёме большинства лекарственных средств данный эффект наблюдается как побочное действие и только у трициклических антидепрессантов (угнетение обратного захвата уже выделенных катехоламинов и других аминов) этот механизм лежит в основе терапевтического антидепрессорного эффекта. В условиях функциональной недостаточности нейромедиатора подавление обратного захвата повышает его эффективную концентрацию в соответствующей рецепторной области постсинаптических мембран, компенсируя тем самым его недостаток.
Нейрональная и экстранейрональная системы транспорта катехоламинов отличаются сродством к разным лекарственным веществам и, соответственно, по-разному ингибируются. Так, например, антидепрессанты дезипрамин и имипрамин, местный анестетик кокаин угнетают избирательно нейрональный захват катехоламинов (за счёт связывания и последующего ингибирования переносчика, который транспортирует норадреналин и близкие по структуре молекулы в аксоплазму нервного окончания). Для кокаина непрямое адреномиметическое действие проявляется на периферии в сужении сосудов, тахикардии с повышением АД, в расширении зрачка (мидриазе), а в центре – в стимуляции ЦНС (за счёт угнетения обратного захвата катехоламинов, прежде всего дофамина, в центральных синапсах). При терапии трициклическими антидепрессантами могут наблюдаться такие побочные эффекты, как тахикардия и аритмии.
Для регуляции деятельности внутренних органов упомянутые выше препараты не используются.