2. Первая мировая война и ее влияние на социально-экономическое положение в Казахстане.
В войне друг против друга выступили две могущественные группировки империалистических держав: Антанта (Англия, Франция, Россия и их союзники) и Австро-Германский блок – Четверной союз (Германия, Австро-Венгрия, Турция, Италия).
Причины первой мировой войны заключались в противоречиях между ведущими европейскими державами, в обострении их борьбы за сферы влияния. Можно выделить несколько направлений этих противоречий:
— главное — между Англией и Германией за лидерство в Европе и на морских коммуникациях;
— между Францией и Германией (из-за Эльзаса и Лотарингии, отобранных у Франции после франко-прусской войны 1880-1871 гг., из-за французских колоний в Африке, на которые претендовала Германия);
— противоречия между европейскими державами на Балканах и Ближнем Востоке (проблема сфер влияния, политических позиций на Балканах, вопросах о проливах).
В первую мировую войну было втянуто большинство стран мира: на стороне Тройственного союза воевало 4 государства, а противостояли им члены блока Антанты в составе 34 стран. Это была первая в истории человечества война, охватившая весь земной шар. Она продолжалась более четырех лет — с 1 августа 1914 г. по 11 ноября 1918 г. В ней приняли участие 38 государств, выставивших на поля сражений более 70 миллионов человек. В ходе войны было убито 10 млн. человек и более 20 млн. искалечено. Однако первая мировая война так и не смогла разрешить всех противоречий между ведущими капиталистическими странами, что подготовило почву для возникновения нового мирового конфликта.
Начавшаяся в 1914 году первая мировая война принесла народам России, в том числе и казахскому, большие бедствия. Началась реквизиция скота, продуктов животноводства и фуража для нужд российской армии. Увеличены существовавшие налоги и введены новые.
Ход войны сразу показал отсталость царской России в экономическом и техническом отношении. Отдельные победы русской армии не могли исправить общего положения на фронте, неудачи требовали новых ресурсов, человеческих и материальных. Нехватка рабочей силы породила кризис во многих отраслях экономики. Налоги выросли в 3-4 раза, в отдельных случаях в 15 раз, был введен специальный военный налог, собирались различные "пожертвования". В 1915 году встал вопрос о непосредственном участии казахов в войне, но русское правительство не собиралось вооружать "неблагонадежных" казахов. Вместо этого решено использовать нерусское население России на тыловых работах.
25 июня 1916 года был опубликован указ "О привлечении мужского инородческого населения империи для работ по устройству оборонительных сооружений и военных сообщений в районе действующей армии", предусматривающий призыв всего мужского населения Казахстана в возрасте от 19 до 43 лет. Это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения народа, по всей территории Казахстана объявляется военное положение.
В сущности указ от 25 июня 1916 года послужил поводом к выступлению против национально-колониального ига и средневековой эксплуатации.
Указ от 25 июня предусматривал «реквизицию» (будто речь шла об изъятии скота или имущества) для работ по созданию оборонительных сооружений и организации «военных сообщений» в районах действующей армии и на тыловые работы «инородческого населения» Терской и Кубанской областей, Закавказья, Средней Азии, Казахстана и Сибири.
В Казахстане мобилизации подлежало коренное население — казахи, узбеки, таджики, туркмены, дунгане и уйгуры, проживавшие на территории Сырдарьинской, Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской областей, — мужчины 18-43-летнего возраста. По предварительным подсчетам, всего по краю должно было быть мобилизовано 390 тыс. человек.
Первоначально от мобилизации предполагалось освободить лиц, состоящих на государственной службе, занимающих руководящие посты в местном управлении, учащихся и окончивших высшие и средние учебные заведения. Губернаторы получили права производить отсрочку для тех, кто работал на оборонных предприятиях, занимался подвозкой топлива, сопровождал табуны лошадей по военно-конским поставкам, служащих пароходных компаний и др. Однако ввиду форсирования правительством мобилизационных мер круг лиц, освобождавшихся от мобилизации, был значительно сужен. От мобилизации были освобождены волостные, сельские и аульные управители, аткаминеры, муллы, имамы и мударисы, баи, нижние полицейские чины из «туземцев», пользующиеся правом дворян и почетных граждан.
Во исполнение «высочайшей воли» волостные управители, аульные старшины с феодально-патриархальной верхушкой приступили к составлению списков молодежи призывного возраста, не потрудившись даже объяснить широким массам сущность мобилизации на тыловые работы. Воспользовавшись отсутствием у казахов свидетельств о рождении, они включали в описки джигитов-бедняков независимо от возраста, а сыновей баев освобождали, произвольно увеличивая или уменьшая их возраст. Повсюду царило беззаконие, все решали взятки. Воспользовавшись официальным разрешением российской администрации, баи нанимали вместо себя и своих близких других джигитов или заставляли «реквизировать» тех, кто находился в полной от них зависимости — задолжавших бедняков. Аульная администрация произвольно вносила в списки «реквизируемых» сыновей враждебно настроенных против них бедняков.
Баи, волостные управители, аульные старшины выступили за выполнение царского указа. Мусульманская фракция Государственной думы еще до издания указа заявила о своей готовности помочь царскому правительству в проведении мобилизации.
17 июля 1916 года в Ташкенте был образован Особый временный военный суд. Кроме того, было разрешено формирование особых судов из строевых офицеров карательных частей. 12 августа приказом военного губернатора Семиреченской области М.А. Фольбаума было разрешено образовать при всех карательных отрядах военно-полевые суды для разбора дел участников восстания. 21 декабря 1916 года указом Николая II Торгайский, Иргизский и Кустанайский уезды были в административном отношении подчинены командующему Казанским военным округом с приданием особых полномочий по борьбе с повстанцами. Военно-полевые суды только в Туркестане приговорили к смертной казни 347 человек, к каторжным работам - 178, к тюремному заключению - 129. Огромное количество людей уничтожалось карателями вообще без суда и следствия. Так, отрядом ротмистра Кравченко на Каркаринской ярмарке было задержано несколько сотен торговцев и под конвоем отправлено в город Пржевальск. 15 августа у села Тепло-Ключинского почти 500 человек было убито озверевшими карателями. Оставшихся в живых 17 человек посадили в тюрьму при волостном правлении, но на следующий день семеро были убиты во дворе тюрьмы без суда. При всем этом присутствовал товарищ (заместитель - авт.) прокурора Верненского окружного суда Плотников.
Стремление к независимому существованию толкало казахов к уходу от городских центров, ставших опорой царизма, вглубь территорий пустынь и полупустынь - фактических резерваций для коренного населения.
