Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Догматическое богословие.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
680.96 Кб
Скачать

Билет 17

1.Сущность воплощения.

«В таинстве воплощения Бог снизошел до человека для того, чтобы человека возвести до Бога».

Воплощение Сына Божьего является центральным пунктом всей истории домостроительства спасения человечества: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, Который родился от жены» (Галл:4,4).

Воплощение:

- исполняет ветхозаветные пророчества

- открывает новый период жизни человечества

- полагает начало восстановлению первоначального назначения

- является откровением Царства Божьего, которое составляло цель творения и которое имеет завершиться объединением в конце времени небесного и земного.

Понятие воплощения рассматривается в трёх направлениях:

  • важность и необходимость воплощения именно Сына Божьего, а не другого Лица Святой Троицы;

  • цель воплощения;

  • образ самого воплощения.

Причина воплощения Сына Божьего, по мнению богословов, заключается в Его местоположении тринитарной жизни Божества, рассматриваемой в отношении к тварному бытию. Хотя в творении мира участвуют все Лица Святой Троицы, где несомненно всё исходит от Отца, но осуществляется через Сына и, в конце концов, завершается во Святом Духе. Исходя из этого видно, что именно, Второй Ипостаси, принадлежит посредствующая деятельность в истории Откровения.

Цель воплощения есть акт не просто посредствующей деятельности Сына Божьего, принадлежащей Ему с самого начала в истории Откровения, а является актом деятельности посредствующей - спасающей, т.е. обусловленной возникновением греха в мире.

Образ воплощения Слова как указывают евангелист Иоанн и апостол Павел, заключается в принятии Сыном плоти: «Слово стало плотию» (Ин.1:14), «Бог явился во плоти» (1Тим. 3:16). Такая же мысль выражается и в Никее-Цареградском символе веры: «сшедшего с небес и воплотившегося», т.е. Ипостась Сына стала подобным людям человеком. Образование богочеловеческого лица возможно только через соединение ипостасно существующего Логоса с человеческой природой, которая своё бытие получает в ипостаси Логоса в самый момент воплощения и для которой он в то же время становиться ипостасью.

2.Влияние Христологического богословия св.Иоанна Дамаскина на решения VII Вселенского Собора.

Собор в 787 ( 7 лет после смерти Дамаскина)

Творения преподобного Иоанна Дамаскина

1. «Источник знания», книга, состоящая из трех частей: а) "Диалектики", содержащей изложение философии Аристотеля; б) «Списка ересей», включающего 103 названия; в) «Точного изложения православной веры». Эта последняя  часть представляет собой первый в своем роде опыт систематического изложения христианского богословия.

2. «Три слова против порицающих иконы» написанны в 730 году, в самом начале иконоборческого спора, немедленно после запрещения икон императором Львом III Исавром. Тот факт, что Иоанн немедленно опубликовал свои послания, свидетельствует о значительной духовной свободе, которой он несмотря на арабскую оккупацию располагал вдали от византийской столицы.

3.  «Священные параллели» (известные под латинским названиием Sacra Parallela), собрание цитат и изречений из Священного Писания на моральные темы, не представляющее особенной богословской ценности.

4. Несколько коротких полемических сочинений против монофизитов, несториан и манихеев.

5. Церковные песнопения.

В изложении догмата о Святой Троице Дамаскин следует учению каппадокийцев, в Христологии - Халкидонскому учению.

Его изложение Халкидонской Христологии отличается четкостью и ясностью: средоточие спасения  заключается в ипостасном единстве природ во Христе. Следуя преподобному Максиму Исповеднику, из двойства природы Дамаскин выводит двойство воль и учение об «общении свойств» (communicatio idiomatum). Святой Иоанн заканчивает книгу изложением христианского догмата Обожения, то есть участия членов Церкви в обоженном человечестве Христа (в частности, через Евхаристию). Таким образом, «Изложение православной веры» является удобной сводкой церковного предания.

В своих «Словах» в защиту икон Дамаскин исходил из понимания иконоборчества как христологической ереси. Иконоборцы основывали свои возражения на ветхозаветном запрете кумиротворчества, игнорируя Боговоплощение. В ответ святой Иоанн пишет следующее:

В древности (то есть в Ветхом Завете) Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога... Я видел человеческий образ Бога, и спасена душа моя. Созерцаю образ Божий, как видел Иаков, и иначе: ибо он очами ума видел невещественный прообраз будущего, а я созерцаю напоминание о Виденном во плоти.

(«Три слова против порицающих иконы»)

Дамаскин говорит о материи как о творении Бога, а не как о чем-то презренном и низком: «... А с тех пор, как в нем вселилось Слово Божие, вещество стало достохвальным, а потому вещественные образы необходимы и имеют положительный смысл».

В полемике против обвинений в идолопоклонстве Иоанн Дамаскин проводит различие между служением (λατρεία, латриа), подобающим лишь Богу, и поклонением, оказываемым тварным вещам, к каковым относятся и иконы. Это терминологическое различие было утверждено Седьмым Вселенским Собором. «Слова» Дамаскина против иконоборцев, несомненно, являются его самым большим вкладом в православное предание.