Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Хрестоматия по ИППУ.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.82 Mб
Скачать

Дель веккио джорджио.

Дель Веккио Джорджио (род. 26 авг. 1878) - итальянский представитель философии права; профессор в Болонье и Риме, сторонник возрожденной теории естественного права

Философия права

Несомненно, что ни одна частная юридическая наука не может объяснить sic et simpliciter, что такое право в универсальном смысле, а способна лишь выявить, чем было или чем является право у определенного народа и в определенное время. Определение права in genere -это исследование, находящееся в компетенции всех и каждой юридической науки в отдельности, и собственно составляет первую тему философии права. Как весьма справедливо заметил Кант, юридические науки не отвечают на вопрос «quid jus»? (что должно пониматься ... под правом), а лишь дают ответ на вопрос «quid juris»? (что было установлено в виде права определенной системой).

Если мы намерены познать право в его логической целостности, то есть каковы его общие существенные элементы, присущие всем юридическим системам, то мы должны в обязательном порядке преодолеть частности конкретных юридических систем и обратиться к универсальному понятию права. Полное определение такого понятия предполагает и включает ряд сфер исследования, а именно: отношения между моралью и правом, распределение между несколькими конститутивными аспектами или моментами права (объективное и субъективное); некоторые понятия, взаимопроникающие с правом или близкие к нему, например понятие субъекта права, юридическое отношение и т. д. Все эти темы принадлежат Философии права и составляют собственную область ее исследований.

Однако кроме этой первой сферы исследований, которую можно назвать логической, есть другая, феноменологическая, также свойственная философии права. Позитивное право не есть продукт каких-либо особых или исключительных факторов, а явление, свойственное всем народам по все времена: то есть появляется как необходимый продукт человеческой природы. Это означает, что кроме ближайших и специфических факторов, определяющих конкретные нормы, есть другие - общие и всеобщие. Отсюда необходимость углубления и расширения исследования до понимания права как универсального человеческого явления.

Для познания общего в целостном юридическом явлении как в его статическом, так и в динамическом аспектах необходимо изучать юридическую историю всего человечества всеобъемлющим образом, «вечную идеальную историю, по которой движутся во времени истории всех наций» (Вико) и представить максимально интегрированную картину жизни права в его возникновении и развитии.

Это - первые два направления исследований философии права. Но есть еще и третье - деонтологическое. Человеческий ум никогда не воспринимал право лишь пассивно: он никогда не оставался полностью равнодушным к имевшим место фактам как не подвластным изменению. Любой индивид чувствует в себе способность судить и оценивать существующее право; каждый обладает чувством справедливости.

Юридические науки в силу своей природы ограничиваются объяснением действующей или исторической системы; обращаются к ней, не дискутируя ее основ, в связи с чем Бэкон говорил, что юристы - «е vinculis sermocinatur». И это логично и правильно, что юрист в строгом смысле слова рассматривает только то, что есть, ограничивается пониманием и интерпретацией смысла норм, не задаваясь вопросом, могли бы они быть лучше или нет. Однако помимо этой специальной деятельности юриста обнаруживаем человеческую необходимость исследовать идею справедливости, или юридическое долженствование, или, что то же самое, право, которое должно быть. Это исследование осуществляется особым образом и включает исследование идеала, критику рациональности и легитимности существующего права. Философия права исследует главным образом то, что должно или должно было бы быть в праве, в противовес тому, что есть, противопоставляя идеальную истину эмпирической реальности. Деонтология, таким образом, - это научное познание того, что должно было бы быть.

Философия права включает, следовательно, три темы или направления (логику, феноменологию и деонтологию) и может быть определена следующим образом: «Философия права -это дисциплина, которая определяет право в его логической универсальности, исследует основы и общие характеристики его исторического развития и оценивает его в соответствии с идеалом справедливости, намеченным чистым разумом».

...Осмысливая историю и размышляя об идеале, Философия права превращается в посредницу между ней и ним и, по сути, в двигатель юридического прогресса.

И из этого положения проистекает практическая функция философии права: научение и создание условий для позитивного признания юридического идеала; способствование историческому воплощению требований идеала...

...Необходимость исследования справедливости существующих правовых форм, разумности правящей власти проявилась еще в древности. Философия права заявляет о себе именно через эту антитезу между естественно справедливым и законно справедливым.

Проблема Естественного права была поставлена и подвергнута осмыслению раньше, чем начались подлинно научные исследования позитивного права. Философия права в известном смысле старше самой юридической науки. Название «философия права» относительно недавнего происхождения, однако старое и классическое обозначение нашей дисциплины -jus natural, juris naturalis scientia - или естественное право.

Содержание юридической действительности не может служить основой для определения права. В действительности право по природе обусловлено и изменчиво, разнообразно, подвержено определенным движениям и преобразованиям. Но тогда возникает вопрос: исчерпывается ли юридическая действительность в ее содержании, или ненароком существует в праве другой элемент, который был бы неизменным и позволил бы дать его определение? Внимательный взгляд на эту проблему позволяет увидеть, что такой элемент существует, и он имплицитно присутствует в нашем уме. Мы рассматриваем как одинаково юридические различные пропозиции, нередко даже с противоречивым содержанием. Объединим в одной феноменической категории разнообразные, но одинаково юридические явления. Для того чтобы сделать это, необходимо понятие юридичности, высшее и отличное от превратностей содержания. Это понятие - логическая форма, имеющая объективную ценность, поскольку соответствует действительности и субъективное пребывание, поскольку включена в наше сознание.

Как мы можем заметить, существование универсальной логической формы права доказывается в самом факте юридического многообразия. Если мы можем признать как юридические различные институты и понять само право как многообразное и изменчивое, значит, мы имплицитно основываемся на неизменном понятии права: поскольку многообразие предполагает единство. Мы не можем говорить о юридической эволюции, не касаясь определенной преемственности, некоторой вещи, позволяющей проследить нить этой эволюции и объединить в единой категории последовательные юридические явления. В итоге признавать юридический характер различных институтов и систем означает в то же время доказательство существования унифицированного понятия. Но это понятие имеет одно только формальное значение; это не норма или юридическое предписание (ибо в этом случае оно имело частное, а не универсальное значение); не является также идеалом права, то есть определением справедливости, противопоставляемым историческим фактам права как те, что более совершенное, потому что в этом случае оно так же было бы чем-то конкретным с частным значением. Напротив, оно является элементом, единообразно присущим всем юридическим пропозициям и характеризующим их идентичным образом, оставаясь индифферентным, «безразличным» по отношению к их содержанию. Говоря другими словами, логическая форма не говорит о том, что есть справедливо или несправедливо, а лишь о том, каков смысл любого утверждения о справедливом или несправедливом: он является, в итоге, знаком или универсальным характером юридичности. Чтобы пояснить это, можем прибегнуть к словам Канта и сказать, что логическая форма отвечает на вопрос «quid jus?», а не на «quid juris?»

Логическая форма права - это априорный факт (то есть не эмпирический) и составляет главным образом условие и границу юридического опыта вообще.

Вникая в суть дела, мы видим, в чем состоит логическая форма или понятие права. Первое наблюдение, которое позволит нам осветить природу этого понятия, касается, прежде всего, действий, деятельности. Мы не можем думать предикатами справедливое или несправедливое, право или противоправное, не применяя их к определенной деятельности.

Понятия права и противоправности взаимозависимы и взаимодополняемы. Хотя это и покажется на первый взгляд странным, право в точном смысле нарушаемо по своей сущности, и оно является правом благодаря своей нарушаемости. Если бы отсутствовала возможность противоправности, не имело бы смысла утверждение права, потому что не могло бы установиться различие между действиями справедливыми и несправедливыми и не было бы места для нормы действия.

Таким образом, мы должны признать, что право всегда выражает истину не физическую, а метафизическую (используя слово в его этимологическом значении), то есть представляет собой истину высшую по отношению к действительности явлений, идеальную модель, которая стремится реализовать себя в действительности, или, короче говоря, оценочный принцип. И это практический оценочный принцип, поскольку касается действия, деятельности.

Право, как мы видели, в сущности, представляет собой ограничение, объективную координацию между действиями различных субъектов, норма общежития и сосуществования.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]